Методологическое вступление
Иногда даже один автор умудряется использовать одинаковые термины в самых разных и зачастую противоречивых смыслах. Например, для 3. Фрейда понятие «бессознательное» имеет не менее десятка разных значений 1. В частности, согласно Фрейду, бессознательное: — выступает как проявление влечений организма (как ОНО в тер — как вытесненное из сознания порождается историей индиви — как архаическое наследие, когда, как он пишет, «человек выхо — противопоставляется сознанию как нечто принципиально от Вряд ли стоит этому удивляться. Если ключевое понятие — сознание — плохо определено, то тем хуже будут определены любые другие базовые психологические понятия. Поэтому в психологии вообще нет ясных и общепринятых определений практически всех важнейших терминов. Крайне загадочны определения психики, эмоций, памяти, интуиции, личности... Существующую психологическую терминологию не ругает только ленивый. Её критика весьма популярна и ведется с самых разных точек зрения2. [окончание cтраницы 31]
________________________ 1Ср. Кнапп Г. Понятие бессознательного и его значение у Фрейда. // Энциклопедия глубинной психологии, 1. М., 1998, с. 285. Как замечает Кнапп, из-за множества неоднородных значений термин «бессознательное» чересчур перегружен и сбивает с толку. 2Ср., например, принципиально разные основания критики терминологии в кн.: Горбатенко А. С. Системная концепция психики и общей психологии. Ростов-на-Дону,; и ЛэнгР. Расколотое «Я». СПб, 1995, с. 8-9.
Вот характерные цитаты по поводу ряда известных терминов: «для выделения отдельного «психического» процесса восприятия никаких оснований не существует»1. Или ещё похлеще: «Понятие воли в современной психологии в большей мере житейское, чем научное... Попытки понять волю наталкиваются на тот ведущий в тупик ответ, который не раз давался в разных науках. Ответ заключается в приписывании объекту (и субъекту) некоторой способности, призванной объяснить наблюдаемое явление. Так, утверждалось, что возможность дерева гореть определяется наличием флогистона; возможность человека видеть предметы определяется способностью восприятия; запоминает человек потому, что у него есть память, а направляет сознание на определенный предмет потому, что обладает вниманием... Вначале мы допускаем наличие особых способностей или психических функций, а затем вынуждены признавать, что ни одна из них самостоятельно своих задач не решает... Такой особой реальности (как «воля») просто не существует»2. Рассмотрим разное употребление термина «внимание», которое встречается в психологических текстах. Итак, внимание — это:
— особый интерес к чему-либо; — сосредоточенность на какой-либо информации; — особый вид контроля за ходом психических процессов; — фильтрация лишней информации; — осознание информации, попавшей в «поле внимания» (количе — актуализация какой-то одной цели; — создание программы сознательных действий по поводу чего-либо; — состояние повышенной готовности; — согласованность различных функций при выполнении одного действия; — способность быстро переключаться с одной деятельности на дру В итоге, как заметил ещё Э. Рубин, само слово «внимание» является в большинстве случаев излишним и вредным3. А спустя почти 50 лет [окончание cтраницы 32] _________________________________ 1 Швырков В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М., 1995, с. 31. 2Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.,1991, с.121-122. Ирония Иванникова совпадает с иронией Мольера, который устами своего героя объяснял, что опиум вызывает сон, потому что обладает снотворным свойством. 3 Рубин Э. Несуществование внимания. // Хрестоматия по вниманию. М., 1976, с. 145. Легко заметить, что на том же основании можно назвать излишними и многие другие общепринятые психологические термины.
А. Трейсман предложила «вместо напряжённых поисков подхода к некой таинственной сущности или способности, называемой вниманием, исследовать как таковое множество форм поведения, обычно определяемых как связанных со вниманием»1, т. е. рассматривать внимание исключительно как термин, объединяющий ряд эмпирических проявлений, а не как теоретическое понятие. Все психологи признают, что психические процессы взаимосвязаны друг с другом. Горы литературы доказывают, что память невозможна без восприятия, а восприятие — без памяти. Психотерапевты знают, что даже такие вроде бы разные вещи, как эмоции и мысли, плохо различимы. Вот, например, как об этом пишет А. Эллис: «Большую часть того, что мы называем эмоциями, можно другими словами назвать просто-напросто мышлением... Мышление и эмоции иногда становятся по сути одним и тем же — мысль превращается в эмоцию, а эмоция — в мысль»2. В целом, как глубокомысленно сообщается во многих книгах, воспринимает и мыслит не восприятие и мышление, а личность. Без воспринимающей, запоминающей, чувствующей и мыслящей личности не бывает никаких психических процессов. И, тем не менее, все эти процессы обычно почему-то считаются реально существующими как нечто отдельное и самостоятельное. А следовательно, подразумевается, что они подлежат независимому изучению и подчиняются своим собственным законам.
Но когда психологи на самом деле выделяют какой-либо теоретический психический процесс, будь то вытеснение в психоанализе или выделение фигуры из фона в гештальт-психологии, то этот новый процесс всегда оказывается одновременно и перцептивным, и мнемическим, и мыслительным. А это значит, что стандартная классификация не привносит в теоретические рассуждения ничего нового. Как отмечают В. П. Зинченко и А. И. Назаров, из дидактического приема эта классификация преврати лась в теоретическую догму3. В итоге идущая от античности и средневековья классификация психических процессов с помощью плохо определенных терминов (ощущение, восприятие, мышление и т. д.) имеет для современной экспериментальной психологии в лучшем случае такой же теоретический смысл, как для современной химии — классификация способов добывания философского камня, созданная алхимиками. [окончание cтраницы 33] _____________________ 1 Treisman A. Human attention. // New horizons in Psychology (ed.— B. Foss). 2Эволюция психотерапии, 2. M., 1998, с. 398. 3Зинченко В.П., Назаров А.И. Когнитивная психология в контексте психологии. Вступительная статья к кн. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996, с. 12.
Отказаться от существующих терминов уже нельзя — они сами стали психической реальностью, в них отражается уникальный опыт самосознания человечества, веками складывающееся в сознании людей представление о психической жизни. Именно поэтому анализ встречающихся в словарях понятий, характеризующих человеческие качества, позволил Р. Кеттеллу создать один из самых авторитетных личностных опросников. Поэтому же психологика не отказывается от привычной терминологии, но использует обычно употребляемые слова лишь как сложившуюся классификацию накопленного опыта психической жизни. Тем самым психологика рассматривает их как предназначенные для удобного описания эмпирических феноменов и соответствующих им экспериментальных процедур — но и только, т. е. как понятия эмпирические, операциональные, а не теоретические 1.
Так, если в психологике употребляется слово «восприятие», то предполагается, что речь идет не о названии некоего пусть неведомого, но реального психического процесса, а об описании и анализе эмпирики — конкретных реакций субъекта vt нечто им увиденное или услышанное. (И в этом психологика солидаризируется с таким тонким психологом, как К. Коффка. «Когда я говорю о восприятии, — писал Коф-фка в 1922 г., — я не имею в виду специфической психической функции; всё, что я хочу обозначать этим термином, относится к той области опыта, которую мы не считаем воображаемой, представляемой или мыслимой» 2). Аналогично, если упоминается память, то это значит, что описывается сообщение испытуемого о том, что именно он запомнил или как он запоминал. Если мы говорим, что испытуемый нечто осознаёт, то это обозначает как факт представленности субъекту картины мира и самого себя, так и выраженную в словах способность испытуемого отдавать себе отчет в том, что происходит. Я готов (вслед за В. А. Иванниковым) утверждать, что такой психической реальности, как воля, не существует. Но из этого не следует, [окончание cтраницы 34] _________________________ 1Разделение понятий на операциональные и теоретические не ново для психологии. Сходным образом поступает К. В. Бардин, когда объявляет порог как нижний предел чувствительности теоретическим понятием, а измеряемый в психофизических экспериментах порог чувствительности предлагает рассматривать как операциональный термин — см. Бардин К. В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М, 1976. А немецкие психологи иногда даже применяют такой приём: английские слова (perception и т. п.) используют в качестве эмпирических терминов, а их немецкие эквиваленты (Wahrnehmung и т. д.) употребляют как термины теоретические. 2Kofflca К. Perception: an introduction to the Gestalt theory. // Classics in Psychology. N.Y., 1961, p. 1130.
что от термина «воля» надо отказаться при описании психологических исследований. Ведь испытуемый способен понять задание: «Проявите всю свою волю и старайтесь как можно дольше удерживать груз на вытянутой руке». Он может даже прокомментировать: «Сегодня я какой-то безвольный, вряд ли у меня получится». Значит, существуют эксперименты, которые сам испытуемый отождествляет с измерением воли. Несколько методов (процедур) проведения этих экспериментов — за счёт прежде всего включенной в них составляющей субъективного переживания волевого усилия — оказываются почти одинаковыми. Дабы избегать повторов в описании этих методов, в психологике вводится представление об экспериментальной парадигме как о совокупности единых методических приемов. Пусть, например, существует ряд экспериментальных парадигм, название которых будет связано с измерением волевого усилия. Для описания исследования не столь существенно, стоит ли за используемым термином что-нибудь, кроме совокупности методических приемов. Поэтому-то и необходимо строго различать понятия, используемые лишь для удобства в описании опыта, и теоретические понятия, претендующие на понимание логики психического.
Разумеется, эмпирические термины сами по себе проблем не решают и остаются достаточно неопределенными. Например, эмпирическое определение осознанного как того, о чём человек может дать словесный отчёт, не позволяет всегда однозначно интерпретировать наличие осознанности. Например, ребенок, с младенчества живущий в двуязычной среде, учится полнее и точнее свои мысли выражать сначала на одном языке, а затем уже на другом. Значит, осознанность, выраженная на одном языке, отличается от осознанности, выраженной на втором языке. Всё же, когда ребёнок на одном языке владеет падежными окончаниями и сообщает, что кладёт «куклу в ящик», а на другом говорит лишь «кукла ящик», то обыч но из этого делают вывод, что ребёнок лучше осознаёт пространственные отношения, чем их произносит на втором языке '. При болезни Альцгеймера (форма старческого слабоумия) описан так называемый «синдром зеркала»: больной, увидев в зеркале свое изображение, принимает его за другого человека и вступает с ним в «беседу». Данное выше эмпирическое определение осознанности не позволяет однозначно решить, находится ли этот разговаривающий сам с собой больной в сознании. Ведь больной отдает себе отчет, что видит в зеркале человека, выражает это понимание словами, но при этом, правда, не узнает сам себя... [окончание cтраницы 35] _______________________ 1Пример заимствован из кн.: СлобинД. Когнитивные предпосылки развития грамматики. // Психолингвистика. М., 1984, с. 152. Раздел первый Да и вообще, как это ни парадоксально, в любом языковом сообщении содержится информация, не передаваемая в явном виде единицами языка1. На основе предложенной эмпирической характеристики осознанности нельзя решить, осознаётся такая информация или нет. Психологика, в соответствии с требованиями естественнонауч- ной методологии, рассматривает в качестве разных теоретических понятий только такие, которые по-разному входят в описание законов. Например, пока не доказано, что психическое образование, именуемое «научная идея», подчиняется иным законам, чем психические образования, именуемые «след в памяти» или «чувство голода». Все эти образования должны в теории пониматься как неразличимые и обозначаться одним и тем же термином. Соответственно, и новый закон должен вначале считаться справедливым для всех явлений до тех пор, пока не будет доказана его ограниченность. Иначе говоря, зона применения закона не должна ограничиваться до тех пор, пока не будет обнаружено его принципиальное расхождение с опытом или не будет выявлено требующее разрешения логическое противоречие. Психологика, тем самым, предлагает прежде всего искать универсальные законы психической деятельности, а не частные закономерности в какой-то специальной области (будь то ощущение, эмоции, личность или социальная перцепция). Стандартные психологические термины даже при описании эмпирики не всегда однозначны, так как не бывает психических процессов, в которых бы не участвовали вместе восприятие, память, мышление, воля, эмоции, личность и т. д. Попробуем, например, разобраться, что такое узнавание. Это перцептивный или мнемический процесс? Как этот процесс переживается самим субъектом? Читаем в словаре: «Узнавание — опознание воспринимаемого объекта как такового, который уже известен по прошлому опыту. Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти». Читаем в том же словаре определение опознания: «Опознание — процесс отнесения предъявляемого объекта к одному из нескольких заранее фиксированных классов и категорий,...результат сравнения перцептивного описания объекта с хранящимися в памяти эталонами описания соответствующих классов или категорий»2. При этом с узнаванием и опознанием иногда связывают [окончание cтраницы 36] ________________________ 1См., например, сб. Имплицитность в языке и речи. М., 1999. Не случайно редакторы этого сборника Е. Г. Борисова и Ю. С. Мартемьянова начинают с признания (с. 7), что имплицитная информация в речи, призванной всё эксплицировать, — это почти оксюморон. гКраткий психологический словарь (под ред. А. В. Петровского и М. Г. Яро-шевского). М., 1985, с. 218, 365.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|