Методологическое вступление
собственное существование или то, что вы только что прочли слова: «Величайший Учитель». Вынужденно затуманивает очевидное и великий Платон. Он пытается разрешить проблему формирования понятий. Суть проблемы: сознание очевидно оперирует понятиями, но сами эти понятия в опыте человеку не даны — откуда тогда они появляются? Действительно, сколько бы конкретных кошек мы ни видели, мы никогда не встретимся с понятием кошки, т. е. с кошкой вообще, а не с конкретными Мурзиками или Васьками. Кошка вообще не имеет места в пространстве и времени — она не родилась вместе с какой-то кошкой и не умрет вместе с ней 1. И тем не менее, маленькие дети, впервые в жизни увидев схематически нарисованную кошку — пусть даже кошку без хвоста, сразу поймут, что перед ними — кошка, а не какой-то неведомый зверь. Каким образом? Проблема становится тем более неразрешимой, если речь повести об абстрактных понятиях, в принципе не имеющих конкретного аналога в окружающем мире — таких, как равенство, бесконечность, ангел, справедливость и т. п. Платон велик тем, что всё-таки находит логическое объяснение: реально существуют только понятия, а все конкретные предметы (кошки, равные друг другу бревна и пр.) — в реальности не существуют, они нам только кажутся. Однако это замечательное объяснение столь блистательно противоречит здравому смыслу, т. е. очевидности, что с ним рискнули согласиться лишь немногие. Сознанию даны как очевидное и понятия, и конкретные предметы — почему же, пытаясь найти логическое объяснение одного, мы должны отказаться от очевидности другого? Сознание ускользает от объяснения. Впрочем, прежде всего надо договориться, как вообще можно что-либо объяснить. Существует много разных путей познания: логический, мистический, практический, путь естественной науки и путь науки гуманитарной. И надо выбрать сам путь, на котором мы будем искать объяснение, в соответствии с этим выбрать язык, на котором мы сможем это объяснение описать, и, наконец, выбрать критерии, позволяющие принимать решение об успешности (удовлетворительности) сделанного объяснения. [окончание cтраницы 43]
_________________________ 1См. Платон. Соч., 2. М., 1970, с. 36-37; Рассел Б. История западной философии, 1.М., 1993, с. 142. Раздел первый Логический путь познания Естественный язык менее определёнен и заведомо неоднозначен, хотя он и богаче логического. Поэтому к логике прибегают всегда, когда в процессе общения на естественном языке возникают затруднения. Логические построения по своей сути просты и однозначны. С их помощью (путем тавтологических преобразований типа «а есть а») мы проверяем, обозначают ли разные высказывания одно и то же, т. е. тождественны ли они друг другу. Подобные построения однозначно понимаемы даже лишенным разума компьютером. Отказ от логики равносилен отказу от выявления одинаковых утверждений, а значит, и от использования естественного языка. Хотя бы потому, что только с помощью отождествления можно убедиться, что высказанная мною мысль правильно понята собеседником. Без отождествления невозможна обратная связь, невозможно осуществление продуктивной коммуникации. Многие блестящие философы от античности до наших дней были уверены: логика необходима человеку для того, чтобы лучше понять самого себя. Человек только тогда сможет правильно построить свою жизнь и судьбу, считали они, когда его поведение будет логически оправдано. В истории философии такой подход часто связывают с рационализмом, который оказал огромное влияние на развитие культуры и становление современного западного общества. Возможно, даже излишнее влияние — ведь, к сожалению, заведомо обречены на неудачу попытки строго логически всё объяснить. Дело в том, что любая логическая система изначально содержит в себе тьму неопределяемых и недоказанных утверждений.
Для того, например, чтобы оценить логическую правильность какого-либо высказывания, следует предварительно договориться по широкому кругу вопросов, лежащих за пределами логики как таковой: — об исходном словаре — наборе слов или символов, не имеющих никакого определения, ибо для того чтобы дать какие-нибудь определения, уже нужны какие-то слова 1. (Как заметил Д. Гильберт, исходные начальные слова не должны иметь никакого смысла: [окончание cтраницы 44] _____________________________ 1Ср.: «Набор начальных слов я называю «минимальным словарём» данной науки, если только а) каждое иное слово, употребляемое в науке, имеет определение с помощью слов этого минимального словаря и б) ни одно из этих начальных слов не имеет определения с помощью других начальных слов». Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев, 1997, с. 260.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|