Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия древнейших людей. Охота, собирательство




Человек с течением времени все больше и боль­ше развивался. При обработке камня, дерева, шкур развивались руки человека и его сознание. Неандертальцы стали использовать шкуры убитых ими животных в ка­честве одежды. Человек думал, советовался со сво­ими сородичами - у него развивалась речь.

Умели добывать огонь. Питались почти исключительно мясом, добываемым в результате охоты на крупных животных, широко был распространен каннибализм. Появились первые мистические (религиозные) верования: неандертальцы первыми из людей стали хоронить умерших, погребение было обрядом, зарождаются первые религиозные представления.

Так, после неандертальцев, примерно 40-35 ты­сяч лет назад появился «человек разумный» - homo sapiens, т.е. человек современного вида. «Человек ра­зумный» стал сознательно обдумывать, рассчитывать свои действия, поступки.

Жили люди не в одиночку, а группами (коллективами), которые ученые называют человеческим стадом. Все в стаде от мала до велика занимались собирательством, целыми днями искали съедобное. Годились в пищу коренья, плоды и ягоды, яйца птиц.

Важнейшим занятием древних людей была охота. Существовало несколько способов коллективной охоты на диких животных:

  1. Дикого зверя древние охотники загоняли в специально подготовленную яму;
  2. На охоте древние люди наблюдали за охотой диких животных, например за львицей, которая в свою очередь поймала антилопу. Львицу отпугивали и бросив тушу, она скрывалась в степи. Люди подбирали добычу;
  3. Люди нападают на животных, животные спасаются бегством. Из стада животных отстают слабые, больные и молодые животные. Охотники отрезают от стада животное и получают свою добычу.

Охота на диких животных была сложным, опасным занятием и очень травмоопасным. Поэтому люди объединялись для совместной добычи пищи и защиты от зверей.

Так жили наши далекие предки. Им предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать подобными современным людям. Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных. Постепенно древнейшие люди приспосабливались к жизненной среде, трудились, изготавливая орудия труда - это привело к развитию вертикальной осанки, руки человека, речи, умственных способностей и в конечном счете, способствовало формированию у него современного облика.

Глоссарий

Развитие – необратимые, закономерные, последовательные изменения в объектах и явлениях окружающей действительности

Эволюция – процесс развития человечества от простого к сложному

Каменная индустрия - массовое изготовление каменных орудий труда

Персоналии

Чарльз Дарвин (1809-1882 гг.) – естествоиспытатель, создатель теории происхождения человека от обезьяноподобных существ. Основные труды: «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.), «Происхождение человека» (1871 г.).

Рефлексия:

  1. Что такое история древнего Казахстана?
  2. Что изучает история древнего Казахстана?

3. Какие мифы и предания разных народов вы знаете?

Домашнее задание записи в тетради

Оценки за урок

Дополнительная информация

Происхождение человека. Отрывок из древнего вавилонского мифа: «...Когда небо было устроено и засияли на нем светила и звезды, принялся Мардук (верховный бог) за землю. Создал он сначала растения, сотворил многочисленных животных, потекли реки по лугам и полям, в зеленый покров оделась земля. Но не было никого в мире, кто почитал бы богов, никто не строил им храмов, не приносил жертв, не славил богов в молитвах и гимнах.

Обратился Мардук к богам и сказал: «Вот я соберу кости и кровь и сделаю человека, пусть он служит нам!»

И решили боги, что одним богом надо пожертвовать, надо принес­ти его в жертву богам, чтобы из крови его сделать человека. Пал выбор на бога Кингу... И убили боги Кингу, собрали его кровь и принесли Мардуку. Смешал Мардук кровь Кингу с глиной и вылепил человека.

Так сделал Мардук небо и землю, сотворил на земле растения и животных, и сделал человека, и стали люди служить богам, чтобы боги имели покой...» (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.10)

 

Миф народов Центральной Америки

Первых людей боги слепили из мокрой глины. Но надежд великих богов они не оправдали. Все бы ничего: и живые, и пить умеют, но разве могут глиняные болваны хотя бы голову повернуть? Уставятся в одну точку и таращат глаза. А то расползаться начнут, чуть дождиком их покропит. Но хуже всего —бездушные они вышли, безмозглые...

Взялись боги за дело второй раз. "Попробуем сделать людей из дерева!" – уговорились они. Сказано – сделано. И землю заселили деревянные истуканы. Но сердца у них не было и были они неразумны.

И решили боги еще раз взяться за сотворение людей. "Чтобы создать людей из плоти и крови, нам нужен благородный материал, который наделит их и жизнью, и силой, и разумом", – решили боги. Они нашли этот благородный материал — белый и желтый маис (кукурузу). Они обмолотили початки, замесили тесто, изкоторого и слепили первых разумных людей. (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.21-22)

Миф древних индийцев

Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши — первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока — солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания — ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.(Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.22)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...