Бесшатырский курган (Царский)5-4вв до н.э
Подножье гор Желшалгыр. Малый, средний и большой курган из гальки и дерна. Протяженность с севера на юг 2 км, с востока на запад 1км. 1 слой- валуны до 2 метров, мелкий гравий и земля+ сверху каменный слой в 1-2 метра+вокруг кургана ограждения+рядом одиночные камни-менгиры+ сооружение из бревен-саркофаг(помещали умершего, под него стелили поерывало) под курганом спец лаз – дромос – от кургана до саркофага. ДОПОЛНЕНИЕ РЕЛИГИЯ Саки поклонялись земле, огню, солнцу. Верили, что в другом мире люди живут вечно.
ПРИЗНАКИ
Несомненным вкладом являются городская культура и архитектура, ювелирное производство, а главное звериный стиль, памятники исторической культуры(золотой чел) и религиозные представления, элементы которых встречаются и в современных религиях. Рефлексия:
Домашнее задание: пр 15 стр 68-73пересказ. Практическое задание: Оценки за урок
Класс 6 Дата Тема: Уйсуны Цель: Способствовать становлению понимания у школьников истории уйсунского государства, их хозяйственной деятельности и культуры, общественного устройства и вклада в общемировую историю Задачи: Образовательная: Создать условия для усвоения знаний у школьников о государстве уйснов, памятниках культуры, а также знаний о хозяйстве и быте уйсунов
Развивающая: Способствовать развитию навыка составления опорного конспекта, вести исследовательскую деятельность, умению формулировать вопрос и рабочую гипотезу, а также отработки навыка работа по карте Воспитательная: Создать условия для воспитания понимания значения и ценности исторических памятников для современной цивилизации Тип урока: комбинированный Наглядные пособия: Время: 45 мин. Ход урока 1.Организационный момент 2.Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях Устный опрос 1. Когда саки стали населять Каз-н(1 тыс дон.э), 2. Как персы наз-ли(саки), греки(азиат скифы) Что означает слово САК(великие мужи, туры с резвыми конями), Геродот наз-л(массагетами), 3. Тиграхауда (Семиречье), Парадарайя(Приаралье,низ Сырд), Хаомоварга(в долине р. Мургаб). Северо-восточнее Арала(Даи, массагеты, иссейдоны). 4. Общество состояло из 3 групп(воины…). Использовали куйме(юрта на повозке). Чирик-Рабат(древнее городище 4в дон.э – 13в. н.э). 5. Вторжение Кира(530). 2 вторжение персов подвиг..(519). Томирис жила(570-520). Царем Македонии стал Алек..(336г). Кто боролся п/в Македонского (Спаргапис) 6. Что такое цитадель(крепость в центре города), Что такое саркофаг(сооружение из бревен, плотно прижатое др к др-Бесшатырское погребение). 7. Когда распространился Звериный стиль(7в. до н.э). Где захоронен ЗЧ (Иссык). 8. Во время походов куда саки познакомились с ЗС(Передняя Азия, Иран). 3. Объяснение нового материала План
УЙСУНЫ – одно из древнейших тюркских племен, ставших основой при формировании казахского народа. В древнекитайских летописях слово «уйсун» встречается со 2 в. до н.э. В УНТ и письменной литературе уйсуны упоминаются как одно из основных племен, населявших современные территории Жетысу и ЮКО. Столица г. Чигучен (г. Красная долина). Китайский историк Сыма Цзянь записал легенду о происхождении уйсунов (СТР 763абз).
Об общественном устройстве говорят китайские источники. В 1 в. до н.э численность уйсунов достигнала 630 тыс чел. Рядовые общинники использовали ТАМГИ – ими тавровали лошадей Гуньмо( правитель уйсунов)
Беки(вожди племен, военачальники) Скотоводы Земледельцы В уйсунское общество входили: воины, жреци, рядовые члены общины, племена, роды. В общество существовало имущественное неравенство. Богатые имели по 4-5 тыс лошадей. У уйсунов 3 ветви государства. СЕВЕР (оз. Балхаш)
ВЕТВИ Центральная Западная Восточная Зимовки Тянь- Шаньские горы Реки Чу и Талас
ЮГ (оз. Иссык-Куль) По археологическим данным, существовали виды курганов: 1 группа 3-2вв. до н.э, 2группа 1в до н.э-1в. н.э, 3 группа 2-3вв н.эВ больших курганах хоронили богатых, куда клали дорогое вооружение, ценную посуду, золотые украшения. Рядовые члены общества-скромное погребение – вещи кот пользовались при жизни. Т.о. у тюркского племени уйсуны наблюдается возникновение ч.с., развитие имущественного неравенства, которое можно проследить по погребениям. Было хорошо развито общественное устройство Рефлексия:
Домашнее задание: пр 16, стр75-78, пересказ Оценки за урок
Класс 6 Дата. Тема: Хозяйство и быт уйсунов Цель: Способствовать становлению понимания у школьников истории уйсунского государства, их хозяйственной деятельности и культуры, общественного устройства и вклада в общемировую историю Задачи: Образовательная: Создать условия для усвоения знаний у школьников о государстве уйснов, памятниках культуры, а также знаний о хозяйстве и быте уйсунов Развивающая: Способствовать развитию навыка составления опорного конспекта, вести исследовательскую деятельность, умению формулировать вопрос и рабочую гипотезу, а также отработки навыка работа по карте
Воспитательная: Создать условия для воспитания понимания значения и ценности исторических памятников для современной цивилизации и воспитании эстетического вкуса Тип урока: комбинированный Наглядные пособия: Время: 45 мин. Ход урока 1.Организационный момент 2.Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях Устный опрос -К какому времени относится письменные источники об уйсунах -Опишите поселения уйсунов -Какой титул носил правитель -Скажите столицу уйсунов -Что вы знаете об общественном устройстве -Каковы были захоронения 3. Объяснение нового материала План
Преимущественное развитие скотоводства Уйсуны разводили все виды скота Жетысу горная местность. Поэтому в качестве вьючных, тягловых, и транспортных животных широко разводили ослов и мулов. Тавро – метки для личного скота.
Земледелие существовало на зимовках Растительная пища входила в постоянный рацион Занимались как поливным, так и богарным(неполивным) земледелием(мотыги, плуги, зернотерки, ---семена культ растений) Сеяли зерновые (просо и зерно), выращивали огородно –бахчевые культуры В начале 1 тыс уйсуны больше переходят к оседлости, а в 3-5вв. кроме полеводства стали заниматься и садоводством. Высокая продуктивность земледелия позволила перейти к оседлости, -- возведения жилищ из камня, саманный кирпич.
Производство домашних и бытовых изделий. Тосканы (глубокие чаши) инкрустации. Широкое использование кожи, из которой делали посудк для жидких продуктов питания. Из кости делали пуговицы, булавки.Мужчины изготовляли предметы вооружения, сбрую, седла, арбы, строили дома, делали повозки+ плавка железа. Широкое распространение получили виды ремесла: прядение, вышивание, выделка кожи, вещи из камня и кости. Такие ценные камни как агат, изумрут, яшма использовались при изготовлении бус, ожерелий. Золотые вещи украшались зернью- мелкими шариками, вставленными из бирюзы, сердолика.
Уйсунские курганы: скопление песка, дерна, камня. Покойного клали на спину головой на восток. По их представлениям, умерший оживал, поэтому ложили вместе и вещи.
Верили в потусторонний мир, были солнцепоклонниками. Могилы – 3-1 вв. до н.э. Рефлексия:
Домашнее задание: пр 17, стр79-84, пересказ Оценки за урок
Класс 6 Дата. Тема: Кангюи Цель: Дать учащимся знания о племенах кангюи, исторических источниках, территории, общественном устройстве, хозяйстве и быте, культуре и верованиях Задачи: Образовательная: Дать учащимся основные сведения о древнейших племенах кангюях, проживающих на территории Казахстана Развивающая: Развить у учащихся мировоззрение, научить их самостоятельно оценивать факты и явления и анализировать исторические события Воспитательная: Воспитать чувство патриотизма к историческому прошлому Тип урока: комбинированный Наглядные пособия: Время: 45 мин. Ход урока 1.Организационный момент 2.Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях Самостоятельная работа. (прилагается). Совместная проверка работы(уч-ся читают по очереди вопрос и говорят ответ, затее считают количество правильных, разбаловка на доске) 3. Объяснение нового материала План
На прошлом уроке вы познакомились с темой уйсуны. Для закрнпления данного материала мы проведем небольшую самостоятельную работу, которая включает в себя тесты и 4 задания. Итак, а теперь мы переходим к изучению еще одних древнейших племенах, проживающих на территории Казахстана – это кангюи. Сейчас вы самостоятельно ознакомитесь с пр 18 стр 84
и после его прочтения заполните таблицу, которая записана на доске. Проверка заполнения таблицы. Парный опрос для закрепления нового материала
Продолжение изучение темы. Групповая работа стр 90 по пр 19. Задания по группам (по 4 человека) Изучает хозяйство и быт кангюев 5 групп-5 тем земледелие, скотоводство и промыслы, обработка металлов, торговля, культура и верования Ребята должны проработать материал из учебника и кандидат от группы расскажет об основном, ребята главное записывают. Так все 5 групп. Рефлексия: Что нового вы узнали о племени кангюях Каково их социальное положение и развитие Домашнее задание: пр 18, 19, стр84-89 пересказ Оценки за урок
Класс 6 Дата Тема: Гунны Цель: Знакомство учащихся с племенами гуннов, историческими источниками, государственным и общественным устройством, хозяйством, и объединением гуннских племен Задачи: Образовательная: Познакомить учащихся с социально-экономической и хозяйственной жизнью гуннов Развивающая: Сформировать личнотные качества – память, внимание, мышление, логику, анализ, синтез, воображение, научить самостоятельно оценивать факты и явления, анализировать исторические события Воспитательная: Воспитать чувство патриотизма, заинтересовать учащихся изучением наследия народов Казахстана Тип урока: комбинированный Наглядные пособия: Время: 45 мин. Ход урока 1.Организационный момент 2.Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях -Что нового вы узнали о племени кангюях -Каково их социальное положение и развитие 3. Объяснение нового материала План
По китайским источникам, слово Хунну, сюнну т.е. гунн, происходит от названия реки Орхон, нах-ся в современной Монголии. В китайских источниках говорится следующее (ПРОЧЕСТЬ стр 95). Самостоятельно прочесть п. 2, п.3 до стр 98 выделенного зел цвета. и заполнить опорную схему ГУННЫ
А) на юге покорили В) победили С) создали державу от Гунны не только захватывали многие земли соседних племен, но даже вторгались в пределы Китайского государства. Война гуннов с китайцами растянулась более чем на 300 лет. В 3 веке до н.э. правители Кит государства Цинн для защиты от гуннов стали строить ВКСтену, которая растянулась на 4 тыс км. Высота ее была от 6,6 до 10 м. Через каждые 60-100 метров возвышались сторожевые башни. В середине 1 в. до н.э. или точнее в 55 г. до н.э. гуннское государство разделилось на южных и северных гуннов. Южные гунны потеряли свою независимость и попали под власть династии Хань. Северные гунны в конце I в. до н.э., чтобы сохранить независимость, во главе с шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад. Гунны дошли до земель кангюев в Южном Казахстане, заключили с ними мирное соглашение и получили возможность кочевать к востоку от реки Талас. I в. н.э - вторая волна массового передвижения гуннских племен на юго-запад Казахстана и в При-аралье. Появление их в этих местах заставило местные племена аланов и асов перекочевать дальше на запад, к берегам Каспия. Однако гунны и здесь надолго не остались. Они продвигались дальше на Запад и, переправившись через реку Дунай, вторглись в Европу. Т. о., движение гуннских племен с востока на запад, н ачавшееся во II в. до н.э. растянулось до IV в. н.э. Рефлексия: 1. В каких источниках говорится о гуннах? 2. Покажите на карте земли, завоеванные гуннами. 3. Используя материал параграфа, расска 4. Как вы думаете, в чем причины войн гуннов с китайцами, поражения гуннов от них. Расскажите о последствиях войны. Домашнее задание: пр 20 стр95-99 пересказ Тема: Великое переселение народов Дата Цель: Знакомство с основными событиями, связанными с «Великим переселением народов» и выяснение причин переселения и значения этого периода в мировой истории. Задачи: 1. Образовательная – познакомить учащихся с событиями, связанными с племенами хунну, дошедшими до нас под названием эпохи «Великое переселение народов». 2. Развивающая – выработать умения самостоятельно оценивать факты и явления, анализировать исторические события 3. Воспитательная – воспитать чувство патриотизма, заинтересовать учащихся изучением наследия народов Казахстана. Материалы и оборудование: Раздаточный материал: тесты, карточки, презентация, карта, интерактивная доска. Литература: Учебник для 6 класса «История Казахстана» под редакцией Т.С. Садыкова; История Казахстана. Том 1; История древнего Казахстана – методическое руководство под редакцией Т.И. Турлыгула 2002 г.; История Казахстана – учебно- методическое пособие Кусаинова; Курс лекций по Истории Казахстана под редакцией Зайберта В.Ф. Петропавловск 1997 г. Тип урока:Комбинированный Методы: рассказ, беседа, метод критического мышления «Синквэйн», самостоятельная работа Ход урока:
Учащиеся пишут план урока в тетрадь. Инструктаж учителя: По ходу моего рассказа в рамках плана вы должны услышать и записать информацию в рабочей тетради по трем вопросам плана: 1. Причины ВНП 2. Причины военных успехов гуннов. 3. Значение военных походов. Рассказ учителя сопровождается показом слайда. 5 минут. Первые века нашей эры в древней истории Казахстана и др. регионов Европы и Азии наполнены бурными событиями, связанными с племенами хунну и дошедших до нас под названием эпохи ВПН. 1. Причины. Основными причинами ВПН послужило, во-первых, ухудшение природно-климатических условий (аридизация) на территории проживания гуннов, и как следствие – движение их на запад в поисках более благоприятных условий (слайд с причинами). Наибольшего территориального расширения и мощи гуннский союз племен достиг при Атилле (он правил в 444—453 годах). Аттила - царь гуннов в 433 г. по Р. Х. совместно с братом своим принял верховную власть над гуннами; но уже в 445 г., убив брата, стал их единоличным предводителем. Внешность А., по свидетельству современников, была непривлекательна: А. был человек приземистый, плотный, с темным цветом лица, маленькими впалыми глазами, плоским носом и редкой бородой; но при всем том, его горделивая походка и строгость выражения производили впечатление внушительное. (показать портрет) Вопреки своей дикости, он выказывал чувство собственного достоинства, справедливость, и не только своим, но и чужим народам являлся могучим владыкой, которому они добровольно подчинялись. По словам древнегреческого историка Прииска, Атилла жил во дворце. Женщины в песнях воспевали царя, встречали с хлебом и солью. Одежда и вооружение не содержали в себе золотых и серебряных украшений 2. Походы. Вначале, А. был грозой Восточн. Римской империи и покорил своей власти Грецию, Францию, где осенью 451 г. на Каталаунских полях разразилась битва народов. А. отступил. В 452 г. он предпринял новый набег в Италию. Подошел к Риму и всей Италии грозила опасность сделаться жертвой врагов; но А. внезапно остановил свое победное шествие. Император бежал из Рима. Папа Лев I, с послами отправился к А. и за большую сумму денег купил у А. мир, который последнему был очень желателен, по случаю смертности, развившейся в его войске. В 453 г., А. умер (убила жена бургундка) Его тело положили в три гроба: золотой, серебр. и железный; пленники, делавшие гробы, были умерщвлены. Со смертью А. угасла сила мирового государства гуннов. Если говорить непосредственно о вторжении гуннов на территорию Казахстана, то можно отметить, что переселение шло в 2 волны. 1) 47 г. до н.э. Тянь Шань, р. Талас. 2) 93 г. н.э. хунну проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. 3. Победоносные походы Атиллы обессмертили его имя. Военные успехи. Секрет побед гуннов заключался в военном превосходстве. Основу войска составляла быстрая конница. Гунны имели стенобитные машины, камнеметную технику. Были также подвижные, хорошо защищенные крепостные сооружения, на которых стояли лучники, поражавшие противника. Значение. Ученые по-разному оценивают роль гуннов. Некоторые историки главным считают то, что они освободили Европу от римского владычества. Другие подчеркивают, что гунны способствовали уничтожению рабовладельческого строя и открыли начало нового исторического периода - эпохи средневековья. Не случайно время завоевания гуннами в Восточной Европе вошло в литературу как эпоха ВПН. Гунны завоевали сарматов и аланов, остготов, вытеснили вестготов с их территорий.
Счет лет в истории. 1. Моде пришел к власти в 209 году до н.э. Книга Л.Н. Гумилева «Хунну», где подробно описана история возникновения империи Хунну во главе с Моде, издана в 1993 году. Сколько лет прошло за это время? (2202) 2. Сколько лет прошло между событиями - Каталаунской битвой (451 год) и походом персидского царя Кира, потерпевшего поражение от саков в 530 году до н.э.? (981) 3. Первое упоминание о гуннах в письменных источниках относится к 822 году до н.э., когда они совершили поход на Китай. Сколько лет тому назад впервые были упомянуты гунны в письменных источниках? (2830) 4. В 1856 году в Париже вышла книга «История Аттилы и его наследников», написанная французским историком Тьерри Аме-риди. Через сколько лет после смерти Аттилы, умершего в 453 году, вышла книга о великом гунне? (1403) 5. В 209 году до н.э. в Центральной Азии хуннов возглавил Моде. В 445 году правителем гуннов стал Аттила. Сколько лет прошло между этими двумя событиями? (654)
Составьте синквэйн. Правила написания следующие: 1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках темы тремя словами. (3 глагола или глагол + 2 др. слова) 4. Четвертая строчка - это фраза, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из - одного слова, который повторяет суть темы. Итоги работы по новому материалу проводятся после проверки 3-х заданий.
1. Сделайте выводы по каждому из текстов. 1. В китайских источниках говорится о тактике гуннов: «Искусно заманивают неприятеля, чтобы обхватить его: почему завидев неприятеля, устремляются за корыстью подобно стае птиц; а когда бывают разбиты, то подобно черепице рассыпаются, подобно облакам рассеиваются". 2. Кто, побывав в лагере Аттилы, описал образ жизни гуннов: «После войны живут спокойно и беззаботно, каждый пользуется тем, что у него есть. В особенности же обращают внимание своим искренним ласковым обхождением и любовью к ближнему»? 3. Византийский посланник в других местах. Он был построен из Прииск, побывавший у Аттилы писал: «Переехав через некоторые реки, мы прибыли в одно огромное селение, в котором был дворец Аттилы. Как уверяли нас, он был великолепнее других дворцов, которые он имел бревен и досок, искусно выглаженных, и обнесен деревянной оградой, более служащею к украшению оного, нежели к защите».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|