Урок 3. Труд. Урок 4. История. Урок 5. Иностранные языки / Музыка
Урок 3. Труд
Фильм – это Марта. Марта – это фильм. Это очевидно. Спорно лишь то, называть ли эту работу актерской. Противореча банальной максиме о детях и животных, Федорченко снимает исключительно их. Но только ли органику в них ищет? Если считать актерский труд созданием художественного образа и преображением во имя этого, то Марта Козлова – большая актриса, а не маленькая девочка. Ее загнанность, страх, отчаяние, решимость, отвага, ее персональная битва – всего этого ни за что не рассмотреть в спокойной рассудительной первокласснице, поднявшейся на сцену в день премьеры. Труд делает из девочки актрису; труд делает из жертвы выживающую. Анна научилась жить, чтобы не умереть с голоду. Но она не согласна быть беспомощным животным в силках. Она добывает огонь. Она учится искать добычу. Она мастерит лампу. Она сама делает себе одежду. Она первобытный человек, собиратель и охотник. Не продукт эволюции, а ее вершитель.
Перемена – Арти, иди подержи немного, пока я пилю! (хнык) – Почему ты плачешь, Арти? Держи доску крепче. – Я… я упал, и мои друзья уехали без меня. Он перестал пилить. – Друзья? Твои друзья? Запри их на неделю в комнате без еды. Тогда ты узнаешь, что это такое, друзья! Арт Шпигельман. “Маус”
Урок 4. История
В советских школах обязательным был “урок мира”, во многих европейских – “урок Холокоста”. Уничтожение шести миллионов евреев осмыслено как урок человечеству. Учить его полагается с детства. В России терапевтических механизмов для этого не придумано. У нас водятся не столько отрицатели Холокоста, сколько его “уточнители”. Мол, умирали не только евреи.
Недаром запрещалась, а потом осталась толком не прочитанной “Черная книга” Эренбурга и Гроссмана. Цензурировался “Бабий Яр”. Не случайно наследник советского бессознательного, взявший на себя труд по его структурированию, Сергей Лозница сделал о Холокосте на территории Европы свой “Аустерлиц”, собрав за него кучу наград по всему миру, а продюсеров и инвесторов на вымечтанный проект об уничтожении украинских евреев “Бабий Яр” так найти и не сумел. В советской киноистории среди десятков выдающихся фильмов о войне не было тех, где прямо говорилось об уничтожении евреев. До сих пор это негласное табу “Рай” Андрея Кончаловского – прежде всего о подвиге русской аристократки: да, она спасала евреев, но эпизодических. “Собибор” Константина Хабенского – о подвиге советского офицера… У убитых евреев Европы есть голос: Анна Франк. Голландская девочка, от которой остался дневник. Она спряталась, ее нашли и отправили в лагерь, где она умерла. Но слова остались. Их читают, переводят, расшифровывают до сих пор. У нас теперь есть Анна из фильма Федорченко. Но у нее нет голоса. Она не пишет, она молчит. Ей нельзя: найдут.
Перемена
Подними глаза… где ж ещё Улететь душе наверх?.. Дайте девочке убежище – Она спрячется навек. Подними лицо – гроза ещё Громыхает там и тут. Дайте девочке пристанище – Спрячется, и не найдут.
Вероника Долина. “Голландия”
Урок 5. Иностранные языки / Музыка
На всех премьерных показах “Война Анны” шла без перевода. В ней звучат разные языки войны. Украинский, русский, немецкий, французский, венгерский. Мы видим только то, что видит Анна. Оператор Алишер Хамидходжаев стал ее глазами; мы стали ее отражением – в буквальном смысле, ведь Анна скрыта за треснутым зеркалом. Слышим и понимаем мы лишь то, что слышит и о чем догадывается она. Поэтому так высока здесь заслуга Мещаниновой, отказавшейся от своего умения писать диалоги во имя другой драматургии – отрывочной и бессловесной, непередаваемо воздушной.
“Война Анны” – фильм молчания и о молчании. Об изоляции, одиночестве и бесконечной ценности коммуникации, ключом к которой становится фантазия девочки. О трудностях перевода в мире, где язык перестал работать: вместо него ценятся действие и насилие. Анна встречает только одно существо, с которым выстраивает эту коммуникацию: беспризорного рыжего кота. К нему обращено единственное слово, которое она произносит: “кецеле” – “котик” на идиш. На идиш спета под гитару колыбельная, которая закрывает фильм. В “Войне Анны” речь приглушена, девальвирована, отменена. Поэтому так вырастает ценность звука. Не вовремя раздавшийся звук может стоить Анне жизни. Вовремя услышанный звук может жизнь спасти. Какофония катастрофы провожает Анну к предположительно смертоносной комендатуре в начале (Шнитке, кольнувший напоминанием о “Восхождении” Ларисы Шепитько). Дальше, уже в камине, остаются только разрозненные ноты расстроенного невидимого инструмента. Анна подходит к пианино в пустом кабинете. Пробует нажать на клавиши, в ответ – тишина, глухота. Звуки будто замерзли, как у Рабле, чтобы отмерзнуть в самый неподходящий момент и выдать Анну. Молчание обманывает блуждающую по ночной школе Анну, когда она вдруг оказывается в зале, где немцы только что отмечали Рождество. Шумному празднику отключили звук. Ошарашенная, она смотрит на стол, заваленный снедью, и на елку, на которой вместо привычной звезды красуется голова Гитлера. В молчании является Дед Мороз, он же страшила Крампус, с веревочной бородой, увенчанным черепушкой посохом и нежданными дарами. Тут не до рождения Христа – спастись бы от избиения младенцев. А она была хорошей девочкой? Да, она была хорошей девочкой. В подарок Анна получит свою жизнь. И в придачу два куска рафинада. Язык не нужен, они с Дедом обойдутся без слов.
Перемена Явление 8
ИРОД
Ныне убо десницу крепко вооружите; В Вифлиема пределы скорее бежите; Будите без милости, будите жестоки: Избиите двоюлетны и вящше отроки, Да межды тыми новый царь убиен будет,
Моя же вечна слава в целости пребудет.
ВОЖДЬ
Готовы делом сия исполнити; Ты же, монархо, зволь благословити.
ПЕНИЕ
Глас слышав – в Раме Рахили рыдаше: Яко любезных чад сии не видяше, Вопль испускаше: “О, чада моя, чада прелюбезна, Очесем моим красото полезна! Плачу вас слезна. Никогда плача аз не утолюся, Дондеже лицем вас не наслаждуся; Сама убьюся”.
Явление 9
Убиение отрочат неслышимое, но зримое. Димитрий Ростовский. “Рождественская драма”
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|