2.3. Взаимосвязь принципа справедливости с другими основополагающими принципами права в правоприменительной деятельности
В юридической литературе принцип справедливости рассматривается в качестве свойства всего права. Как этическая, оценочная категория, свидетельствующая об истинности, правильности определенного поведения с точки зрения интересов общества, категория справедливости в праве проявляется в различных аспектах, демонстрируя свою многогранность, однако, с нашей точки зрения, эти грани изучены не в полной мере. Принципами права являются основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Они аккумулируют в себе наиболее характерные черты права, определяют его юридическую природу. Принципы права, пронизывая все право вые нормы, являются стержнем правовой системы государства, играют важную роль в регулировании общественных отношений. Строгое и точное осуществление требований права означает одновременно и последовательное воплощение в жизнь заложенных в нем принципов. Именно поэтому при разрешении конкретных юридических вопросов необходимо в первую очередь руководствоваться принципами права и, естественно, знать и понимать эти принципы. Принципы права подразделяются на три вида в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются: общие, межотраслевые и отраслевые. Рассматривается система принципов общей теории права. К их числу относятся: 1) Принцип социальной свободы. Основным началом правового регулирования в цивилизованном государстве является предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться
своими доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов. Этот принцип обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляя реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни. В этом правовом принципе заключена суть принципа справедливости – свобода. Насколько бы размытым и эфемерным не было это понятие, в данном случае оно отражает своё воздействие на реальность достаточно конкретно. 2) Принцип демократизма. В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права, находя непосредственное выражение в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности и характер её взаимоотношений с государством. У данного правового принципа, по моему мнению, напротив – очень размытое определение, в том числе и касательно того, как данный принцип должен отражаться на практической деятельности юристов и самого права. Ведь “регулирование порядка организации и деятельности органов государственной власти” и “определение правового положения личности и её характера взаимоотношений с государством” – не привилегии, присущие сугубо демократии и демократизму в праве. Установлением законов могут и должны заниматься более просвещённые люди, а у демократии весьма узкий профиль эффективного применения, выходя за который она оказывает только негативное воздействие на общество и государство. Этот профиль – чисто экономический, участие в бюджетном процессе. Когда общество сталкивается с недопроизводством общественных благ (а оно постоянно сталкивается с этим, потому что по своей природе из-за свойств неисключаемости и неконкурентности они не могут быть произведены частными усилиями), оно создает иерархическую структуру, которая заставит всех вносить вклад в производство общественного блага. Вопрос в том, как определить, какие блага нужны, и сколько?
На самом деле это не определяется никаким другим образом, кроме как политической волей. И, понятное дело, что политическая воля бывает разная. Толпа людей никогда не примет нормальное решение о том, сколько средств направлять на музеи, театры и т. д., потому что сами музеи и театры служат инструментом воспитания общества, а не наоборот. Толпа не может определить, сколько денег требуется личности для производства предмета искусства, которое потом будет эту же толпу людей превращать в общество личностей. Поэтому в данном случае источником политической воли должна быть личность, либо группа личностей, отбираемых под жестким цензом. Никакой парламент или выборы с таким не справятся. Другое дело, существует просто гигантское число чисто бытовых проблем, которые демократия решить может. Когда отремонтировать сельскую школу, какую дорогу отремонтировать, где прорыть сточную канаву и когда залатать дыры в крыше домов - это прекрасное поле для выявления политической воли населения путем голосований, выборов и проч. Но, дело в том, что экономический смысл демократии заключается в выявлении того, какие общественные блага хочет производить большинство и в каком порядке приоритетности. Ни одна из ныне существующих " демократических" систем этому не отвечает, потому что она выражает не интересы граждан по конкретным вопросам, а представляет собой выбор между " идеологиями". Вместо того, чтобы проголосовать за дорогу или школу, вы голосуете за либерализм или коммунизм. Это то же самое, как если бы вместо выбора между двумя видами сока в магазине вам предлагали бы выбирать между вегетарианством и сыроедением. Поэтому партий быть не должно по определению, чтобы демократический институт работал и выявлял мнение большинства по бытовым вопросам - желательно, на том уровне, на котором бытовые вопросы решаются (муниципальном). Раньше проблему группировки ради представительности решали сословия, сейчас, при товарном капиталистическом производстве, это могут быть профессии и территории в соответствии с отраслевым и территориальным разделением труда.
Именно так должна работать истинная, а значит эффективная демократия. И только в таком случае она соответствует справедливости в принципе. Современная “демократическая система” работает не на данный принцип, а, скорее, на личностные потребности тех, кто ей управляет, что и было мной доказано выше. 3) Принцип гуманизма. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого индивида: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и т. д. Начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам и раскрывают одну из важнейших ценностных характеристик права. Гуманизм правовых установлений выражается и в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как по решению суда; каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытое разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом и так далее. Данный принципе также является очень важным, и не только как правовой, а в принципе, для каждого человека. В правоприменительной деятельности гуманизм служит основой для судебных приговоров, основанных на “доброй воле”. Это позволяет судье вынести действительно справедливый приговор обвиняемому, если тот формально нарушает закон, но в силу каких-либо особенностей случая не является действительно виновным, преступником. 4) Принцип равноправия (равенства перед законом). Данный правовой принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о правах человека, в конституциях большинства стран мирового сообщества. Эти нормативные правовые акты провозглашают равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, религии, политических и иных убеждений, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств. Также крайне важный принцип, потому и закреплён в основных декларациях и конституциях всех цивилизованных стран. Закон по определению не являлся бы законом, если бы для отдельных групп лиц он предоставлял различные требования. Пока закон един для всех, у него есть шанс отражать реальную справедливость. Существует ещё несколько правовых принципов, но эти я посчитал основными, поскольку именно в них в той большей степени принцип справедливости отражается либо конфликтует с ними. Над модернизацией именно этих положений следует работать прежде всего, чтобы добиться законности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|