Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. Отражение принципа справедливости в Конституции ЛНР




Конституция – главный документ государства. Именно на нём основаны все нормативно-правовые акты, им издаваемые. Конституция должна в первую очередь отражать основные положения по отношению государства к праву и закону, тем самым обязательно отражая их главный принцип – справедливость.

Иными словами, Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан. Это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и государством.

Исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, заявляя о стремлении обеспечить благополучие и процветание Республики, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, Народный Совет Луганской Народной Республики принял Временный Основной Закон (Конституцию) Луганской Народной Республики (далее – Конституция ЛНР), которая вступила в законную силу 18 мая 2014 года (с изменениями), что явилось формированием основ нового права в новом государстве.

Итак, в соответствии со ст. 1-2 Конституции ЛНР, Луганская Народная Республика является демократическим, правовым, социальным государством. Территория Луганской Народной Республики является единой и неделимой. Источником власти в Луганской Народной Республике является ее народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением воли народа являются референдум и свободные выборы. Данные статьи помимо принципа справедливости отражают также важнейшие общеправовые принципы: принцип равенства всех перед законом и принцип верховенства права. [26].

В соответствии со ст. 25 Конституции ЛНРграждане Луганской Народной Республики имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане ЛНР имеют право, в соответствии с Конституцией ЛНР и законами Луганской Народной Республики, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. [26].

Во Главе 2 ст. 12 и ст. 14 Конституции ЛНР существует прямая отсылка на международное права, касающееся защиты неотчуждаемых прав человека:
Ст. 12: 1. В Луганской Народной Республики признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Луганской Народной Республики.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
4. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Ст. 14: 1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
3. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. [26].
В ст. 13 Главы 2 Конституции ЛНР отражается ещё один общеправовой принцип – принцип законности и равенства всех перед законом:
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. [26].
В справедливом государстве со справедливым законодательством должны учитываться возможные национальные, культурные и иные особенности представителей различных народов, поэтому ст. 19, 21, 22 Главы 2 Конституции ЛНР гласят:
Ст. 19: 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Ст. 21: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Ст. 22: 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. [26].

 

 

3. 3. Формирование принципа справедливости. Международный опыт
     Проблема справедливости не обойдена ни в одной эпохе. При этом на каждом историческом этапе эта категория имеет свое понимание, которое обусловлено условиями жизни людей и их представлениями об окружающем мире, существующей структурой общества и местом человека в этом обществе. Понятие справедливости связано с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней принудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости.
На протяжении веков понятие справедливости было включено в рамки теологического мировоззрения. Справедливость ассоциировалось в общественном сознании как фиксация " божьего порядка", выражение воли бога и предназначалась для того, чтобы карать за нечестивые поступки.
А вообще, проследить формирование и изменения понимания справедливости в истории можно благодаря также менявшимся и обретшими популярность в своё время философских концепций и философских трудов. “Понятие справедливости, — отмечал в “Политике” Аристотель, — связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения”. Сократ, например, понимал справедливость как “следование мудрости, истинному знанию, порядку вещей, законам”, Платона — как представление в душе о высшем благе, Аристотель — как “душевную добродетель, состоящую в том, чтобы всем воздать по заслугам”. Он считал право " критерием справедливости", а Ульпиан — " искусством добра, равенства и справедливости". Цицерон дает свою концепцию, тесно связывая справедливость с правом, поэтому по нему правитель должен владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив. Причем, справедливость понимается Цицероном как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы. Именно поэтому, если закон несправедлив и противоречит естественному закону, то он является законом не более, чем решения, принятые разбойниками. В то же время Цицерон, в соответствии с взглядами своей эпохи считал, что рабство справедливо, т. к. дарует “лучшим людям” владычество над слабыми, для их же пользы. Бекон утверждал, что “справедливость есть то, что объединяет людей и создает основания для права”. Гоббс пишет: " Справедливость, т. е. соблюдение соглашений, есть правило разума, запрещающего нам делать что—либо, что пагубно для нашей жизни, из чего следует, что справедливость есть естественный закон". По Канту, справедливость - это категорический императив (правило поведения, существующее в силу рациональной природы человека) и рассматривается им как благо. Поэтому наказание преступника справедливо, т. к., изъявив желание плохо обращаться с другими людьми, преступник, как человек разумный, этим самым провозглашает как следует обращаться с ним. Гегель утверждал, что справедливость и несправедливость понятия относительные и справедливость в любой момент может обернуться несправедливостью. По Марксу, справедливость — это выражение существующих экономических отношений. Ее содержание и состояние зависят от существующего способа производства, следовательно, все, не соответствующее данному способу производства, несправедливо. С точки зрения теории утилитаризма справедливо то, что приносит максимальное количество пользы. Данный подход, кажется вполне оправданным и рациональным, но не всегда, т. к. он учитывает лишь количественный критерий пользы или счастья, поэтому даже жизнь нескольких людей может быть принесена в жертву прихоти множества людей для получения их удовольствия, если степень их удовольствия перевесит страдания немногих. Наиболее полно концепция справедливости в современности была разработана Д. Ролзом в работе " Теория справедливости", где справедливость понимается им как честность. Сама же справедливость базируется на двух принципах: исходном состоянии равенства людей и недопустимости получения благ за счет других. В том числе и множество русских мыслителей работали над проблемой справедливости. Например, русский философ В. Соловьев определял справедливость как нравственность или альтруизм, т. е. требование никого не обижать, всем помогать и обеспечить равенство людей. Таким образом, с течением времени понятие права значительно изменилось от справедливости данной богом или природой, до несправедливого ограничителя естественной свободы.
Каждый из них по-своему прав, кроме, пожалуй, глупого и сугубо материалистического представления Маркса. Каждая концепция и представление каждого философа, юриста, учёного и мыслителя представляют собой частички единого образа справедливости. Каждый из них принял ближе к себе что-то отдельное, но в совокупности из этого складывается как раз единое понятие справедливости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...