Сознание как логический механизм
будку). В этой фазе, например, отец погибшей дочери рассказывает о ней в настоящем времени как о живой. Реалистическое понимание происшедшего сочетается с надеждой на чудо. Тре тья фаза — фаза острого горя — длится до 6-7 недель с момента трагического события. Её именуют также периодом отчаяния, страдания, депрессии и дезорганизации. Психофизиологические нарушения (утрата энергии, мышечная слабость, повышенная чувствительность к запахам, сексуальные дисфункции и т. п.) сопровождаются ощущением пустоты и бессмысленности, чувством вины, одиночества, беспомощности и т. д. Типична необыкновенная поглощённость образом умершего (по свидетельству одного пациента, он вспоминал о погибшем сыне до 800 раз в день). На этой фазе происходит преобразование психологического времени: погибший в сознании скорбящего субъекта переходит из настоящего времени в прошедшее, т. е., в принятых ранее терминах, происходит переинтерпретация ситуации. Четвертая фаза — фаза остаточных толчков — длится в течение года и переходит в завершающую фазу. Смысл и задача работы горя в этой последней фазе состоит в том, говорят исследователи, чтобы образ умершего занял постоянное место в памяти и в продолжающейся жизни скорбящего. (Разумеется, добавим мы, слово «постоянное» здесь не более чем метафора). • Задача подготовки космонавтов привела к изучению поведения в состоянии невесомости. Л. А. Китаев-Смык описывает реакцию людей, не имевших лётного опыта, на созданное в земных условиях кратковременное состояние невесомости. Восприятие собственной тяжести относится к базовому содержанию сознания, и даже предварительное знание о том, что в процессе эксперимен та придётся пережить состояние невесомости, не может помочь испытуемому приноровиться к неведомым условиям. В итоге подавляющее большинство испытуемых переживали эмоциональное потрясение и пространственную дезориентацию. При этом происходила переинтерпретация ситуации в более привычных терминах: 20% ощущали утрату опоры и чувство падения, 60% —ощущение подъема вверх, а у 9% вначале возникало чувство падения, которое через 5–7 с сменялось ощущением «тяги вверх». Из протокола наблюдения за одним из испытуемых: «Во время полёта до наступления невесомости сидел, беседуя с врачом. С первых секунд невесомости появилось двигательное возбуждение, сопровождающееся непроизвольным криком и выражением [окончание cтраницы 335]
Раздел четвертый ужаса на лице. Схватившись за какой-то предмет, испытуемый не мог удержать его, так как руки продолжали непрерывно взмахивать. Вступить с испытуемым в словесный контакт не удавалось. Об этих своих реакциях испытуемый сразу после окончания режима невесомости ничего не мог вспомнить. При просмотре после полёта кинофильма, в котором было показано его поведение в невесомости, он был крайне удивлен увиденным». А вот впечатления самого испытуемого: «Я не понял, что наступило состояние невесомости. У меня внезапно возникло ощущение стремительного падения вниз, в черную бездну. Мне казалось, что всё кругом рушится, разлетается. Меня охватило чувство ужаса, и я не понимал, что вокруг меня происходит». Только 29 человек из 215 сохранили представление о стабильности пространственной среды 1. Реальные впечатления, если они столь сильно противоречат ожиданиям и жизненному опыту человека, что он не может их себе представить, воспринимаются как неожиданные даже тогда, когда он заранее знает о том, что должно произойти. • Ситуация внезапного отказа двигателя является ярким примером изменения контекста для лётчиков. Вот описание своего состояния пилотом при внезапной остановке обоих двигателей на одноместном самолёте: «Я весь сжался, ноги одеревенели. Вынужденная посадка была невозможна, и я решил катапультироваться. Но меня охватило оцепенение, так что я не мог перенести ноги на катапультное сиденье... Придя в себя на высоте 8000 м (произошла переинтерпретация ситуации – В. А.), я произвёл запуск обоих двигателей и благополучно произвёл посадку» 2.
• Дж. Стрэттон в 1896 г. сообщил на III Международном психологическом конгрессе о своём опыте, когда он сам в течение нескольких дней носил специальные оптические устройства, переворачивающие изображение на сетчатке. Этот опыт положил начало широкому циклу исследований. Жить в зрительно перевёрнутом мире оказалось непросто. Первые впечатления (по дневнику Стрэттона) были такими: всё зрительно воспринимаемое выглядело инвертированным, комната со всеми находящимися в ней предметами казалась поставленной с ног на голову; все образы [окончание cтраницы 336] _______________________ 1 Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983, с. 77-84. 2Цит. по Экспериментально-психологические исследования в авиации и космо-навтике. М., 1978, с. 127.
Сознание как логический механизм были четкими и определёнными, но они казались фальшивыми, смещёнными, иллюзорными; вещи виделись одним образом, а мыслились другим; рука обычно начинала двигаться в направлении, противоположном желанию... К концу первого дня эксперимента Стрэттон ощущал лёгкое головокружение и тошноту. Через несколько дней и Стрэттон, и другие испытуемые привыкают к перевёрнутой картине мира, «переинтерпретируют» её. К концу эксперимента Ф. Снайдера и Н. Пронкло, длившегося 30 дней, испытуемый не чувствовал необычности своего зрительного мира. Однако на вопрос: «Как выглядят сейчас вещи для вас? Они перевёрнуты?», испытуемый просил больше не задавать ему подобных вопросов: «Вещи были правильными до тех пор, пока вы не задали мне вопрос. Теперь, когда я вспомнил, как они выглядели до того, как я надел линзы, я вынужден отвечать, что теперь они выглядят перевёрнутыми. Но до того как вы задали мне вопрос, я абсолютно не осознавал этого и не думал об этом» 1.
• Студенты (добровольно согласившиеся принять участие «в психологическом эксперименте», организованном великим экспериментатором Ф. Зимбардо) должны были по жребию играть роли заключённых и надзирателей с весьма простыми заданными правилами поведения: для заключённых — соблюдать порядок, для охраны — этот порядок поддерживать и предупреждать побег. Исследователи смоделировали «тюремную жизнь». 20 испытуемых-заключённых были внезапно арестованы полицейскими независимо от того, где они находились, их обыскали, взяли отпечатки пальцев, надели на них специальную робу и шапочки и т. д. Охрана ходила в униформе, тёмных очках, имела наручники и т. п. В результате студенты оказались в ситуации, где готовые шаблоны поведения не работают, а новые правила не определяют, что, собственно, им надо делать в течение нескольких суток подряд. Обстановка, одежда и прочие тюремные атрибуты (смена контекста) спровоцировали студентов в ситуации крайней ролевой неопределённости принять на себя лично отвратительные, но знакомые по книгам и фильмам (а потому определённые для себя и понятные для окружающих) роли. Сами участники эксперимента потом не помнили то, что они вытворяли, и после эксперимента с ужасом смотрели на своё поведение в видеозаписи. Эксперимент [окончание cтраницы 337] _____________________ 1См. Логвиненко А. Д. Перцептивная деятельность при инверсии сетчаточного образа. // Восприятие и деятельность. М., 1976, с. 209-230.
Раздел четвертый пришлось прервать через шесть суток (вместо планировавшихся двух недель) из-за опасности необратимого личностного изменения участников 1. Итак, люди не любят неопределённости контекста. Они должны знать, где они находятся, почему и что должны делать. Они предпочитают ситуации с определёнными социальными ролями, с готовыми шаблонами поведения и ожиданием встречных действий партнеров по заданным правилам социальной игры. Определённость предпочитается неопределенности даже тогда, когда в силу других характеристик неопределенность была бы, казалось, субъективно предпочтительнее. Определённость социального контекста, задающего правила разыгрывания социальной роли, важнее, чем привлекательность самой роли.
• Как подчёркивают американские исследователи, в период с 1890 по • Больные часто предпочитают знать заведомо тяжёлый диагноз,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|