Сознание как логический механизм
19,7% редких слов (заступ, блесна, ланцет и т. д.) и 10,9% квазислов (слотка, кливна, лостур и пр.)1. Объем опознания увеличивается для менее употребительных слов 2, т. е. сознание больше работает над редкими словами, они дольше сохраняются в поверхностном содержании сознания. Неожиданные стимулы дольше остаются (обрабатываются) на поверхности сознания при задаче запоминания. Так, неожиданные для испытуемого знаки — например, пуговица в ряду цифр, цифра в ряду слов, слог в ряду чисел, длинное слово в ряду коротких и т. д. — запоминаются и воспроизводятся существенно лучше, чем остальные знаки ряда. Данный эффект обнаружила в 1933 г. ученица В. Кёлера Г. фон Ресторф 3. Не случайно в мнемотехнике, ориентированной на создание ассоциативных связей с запоминаемыми словами, «для лучшего запоминания» предлагается придумывать самую невероятную и странную комбинацию предметов. Как известно, в обыденной жизни также лучше помнятся не типичные, ординарные события, а редкие и неожиданные, нарушающие привычный ход вещей. Об этом писал ещё древнеримский автор: «Видя в повседневной жизни ничем не примечательные, обыкновенные, банальные вещи, мы вообще не запоминаем их... Но если мы видим или слышим что-либо чрезвычайно необыч ное, подлое, бесчестное, великое, невероятное или смешное, мы скорее всего надолго это запомним... И причина этого заключается не в чём ином, как в том, что привычные вещи с лёгкостью ускользают из памяти, в то время как всё новое и захватывающее доль ше сохраняется в уме»4. [окончание cтраницы 349] _____________________ 1 Фрумкина Р. М. Вероятность элементов текста и речевое поведение. М., 1971 2 Gregg V. Word frequency, recognition and recall. II Brown J. (Ей.) Recall and recognition.
3См. подробнее Флорес Ц. Память.// Экспериментальная психология (под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже), 4. М., 1973, с. 232-234. Иногда даже наличие неожи данного элемента в списке данных улучшает воспроизведение не только самого это го элемента, но и всего списка данных — см. Cimbalo R., Nowak В., Stringfield С. Isolation effect: Overall list facilitation and debilitation in short-term memory. // J. Gen. Psychol., 1978, 99, с 251-256. Однако в «чистом случае» — при неожиданном предъявлении пустого листа среди подлежащих запоминанию картинок (якобы по ошибке экспериментатора), опознание, скорее всего, ухудшается (по данным курсовой работы А. Серебренникова). 4Цит. по Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб, 1997, с. 22. Раздел четвертый • Однако — единственное исключение из закона — болееупотре • Время и точность решения более сложных задач зависит от того,
2. Время работы сознания над предъявляемыми сигналами зависит от вероятности осуществления заранее подготовленных ответов на эти сигналы: • Время двигательной реакции возрастает (при сохранении числа • Время двигательной реакции увеличивается, если испытуемому дать _____________________________ 1См. Вюрпилло Э. Восприятие пространства. // Экспериментальная психология (под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже), 6. М., 1978, с. 223.
Сознание как логический механизм предъявлении большего количества сигналов, чем на самом деле предъявляется в эксперименте '. • Если испытуемый должен на предъявленное ему слово называть • Время словесного называния предъявляемых стимулов тем мень- «Время ошибочного ответа в задачах на различение, узнавание и запоминание стимулов обычно больше времени правильного от-вета, но лишь при условии, что правильный ответ встречается существенно чаще ошибочного. Так, в экспериментах А. П. Пахо-мова испытуемому на фоне шума через каждые 4 с, ровно на I с, предъявлялись или не предъявлялись световые и звуковые сигна- лы фиксированной интенсивности (вероятность «пустых» и «сиг-нальных» проб при этом равнялась 0,5). Испытуемый должен был в каждой пробе принять решение о наличии или отсутствии в этой пробе сигнала. Оказалось, что время ошибочных ответов (про- пуск сигнала и ложная тревога) больше времени в целом более частых правильных реакций. А время правильных ответов тем меньше, чем чаще именно эти реакции встречаются 4. Вообще говоря, результат, с позиции здравого смысла, странный: совер- шая ошибку, человек её не осознаёт, иначе он этой ошибки не со-вершал бы, но, тем не менее, реагирует на эту ошибку временем принятия решения! По мнению Пахомова, эти данные косвенно доказывают, что человек всё же каким-то образом умеет оцени- вать возможность ошибочности своего ответа. Время реакции испытуемого на сигнал зависит от количества ис- пользуемых на этот сигнал ответов. Методика — испытуемым [окончание cтраницы 351]
_________________________ 1 Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980, 2 OsgoodC. E. Method and theory im experimental psychology, Oxford, 1953, p. 722-723. М., 1972, с. 228-229. «Стандартность» определяется и относительно групповой нормы как общеупотребительность (например, по словарю ассоциативных норм), и относи-тельно индивидуальной нормы по употребительности данной ассоциации или дано- го названия отдельным испытуемым. 4 Пахомов А. П. Изменение психофизических показателей деятельности чело-века-наблюдателя по обнаружению слабых сигналов как результат взаимодействия Психических подсистем. // Системный подход к психофизиологической проблеме. М., 1982, с. 125-128. Раздел четвертый предъявляются тахистоскопически (со временем экспозиции 300 мс) показания стрелочного прибора (50 вариантов стимула — от 0,1 до 5,0) с задачей назвать предъявленное показание. Человек видит каждое показание в течение опыта 12-16 раз и даёт либо правиль-ный ответ, либо ошибочный. Для любого показания определяется число вариантов ответа, использованных данным испытуемым. Средняя величина латентного периода реакции (от начала предъяв-ления до начала реакции) зависит от этого числа: для показаний, при предъявлении которых испытуемый давал только один (обычно правильный) ответ, это время составляет в среднем 1,15 с; два варианта ответа — 1,27 с; три варианта — 1,30 с; более трех — 1,45 с. Этот результат странен, ибо оказывается, что уже в нача- ле эксперимента испытуемый как бы знает, сколько вариантов ошибок на каждое показание он сделает в конце. (Позднее мы к подобным головоломкам ещё вернемся). Более того, время оши-бочного ответа на данное показание зависит от частоты этого ответа. Оно меньше времени правильного ответа, если именно на данное показание встречается чаще правильного '.
• В многочисленных экспериментах подтверждается кажущийся очевидным факт, что человек склонен использовать уже готовые (знакомые, ожидаемые) ответы, а не формировать новые. Далее мы рассмотрим это подробнее. Здесь ограничусь двумя более-менее оригинальными примерами. При слушании речи на нерод-ном языке звуковые признаки, не свойственные фонологическому строю родного языка, не различаются. Произвольная классифи-кация стимулов по цвету осуществляется в соответствии с тем квантованием непрерывного спектра радуги, который принят в родном языке испытуемого. (Тем самым предполагается, что те стимулы, которые англоязычный испытуемый отнесет в один цве-товой класс — «blue», русскоязычный испытуемый с большей ве-роятностью разнесет по двум разным классам: «голубой» и «си-ний»). [окончание cтраницы 352] _______________________ 1 Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, с. 67-81.
Сознание как логический механизм Краткое обсуждение Работа сознания как механизма по созданию защитного поя- са осуществляется в процессе сличения ожидаемого с действитель- ным. Типы ожидания бывают разными. Контекстные ожидания оче-видны для субъекта, они воспринимаются как такие, которые не могут не случиться. Их несоответствие действительности сбивает человека с толку — он не понимает, что происходит, и переживает эмоциональ- ный шок. Работа сознания в этом случае состоит в том, чтобы найти иной контекст, в рамках которого ситуация снова стала бы очевидной. Другой тип ожидания связан с конкретной ситуацией, когда у субъекта формируется представление о правильном (закономерном) поведении. Нарушение таких ожиданий оставляет испытуемого без под-готовленной схемы действий в конкретной ситуации. Он начинает со-вершать ошибки в простейших ситуациях, постоянно менять стратегию своего поведения — во всяком случае, до тех пор, пока не установит иную (например, вероятностную) закономерность. Существуют болезни (афазия, апраксия и пр.), при наличии кото-рых люди вообще оказываются почти не способны переходить из одного контекста в другой или менять своё представление о ситуации, в которой находятся. И. Т. Бжалава приводит серию примеров. Вот часть из них ':
• Попельройтер исследовал больного с амнестической афазией. • К. Гольдштейн просил своего пациента, больного афазией, вбить ______________________________ 1 Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. М., 1966, с. 213-223.
Раздел четвертый ситуации», т. е. больной привязан к контексту той ситуации, в которой находится. • Больной афазией, читая искажённо написанное слово, произносит • Грюнталь описал больного, который в разговоре не мог переклю Ещё один тип ожидания — ожидание более вероятного. Появление возможных, но менее вероятных стимулов и событий (или требование осуществления менее ожидаемых реакций), хоть прямо и не сбивает с толку и не приводит к смене схем поведения, однако побуждает сознание дольше работать с этими менее ожидаемыми стимулами и событиями, дабы уточнить и скорректировать имеющуюся систему ожиданий. Похоже, что шизофреники реагируют на маловероятные события почти так же, как и на весьма вероятные '. • Ю. Ф. Поляков показал это не только при регистрации реакции на В психологии всё чаще встречаются попытки ввести в качестве индивидуально-типологической особенности такой параметр, как [окончание cтраницы 354] _____________________________ 1Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении-М., с. 1974.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|