Глава 6. Жизнь после смерти и потусторонний мир
Глава 6. Жизнь после смерти и потусторонний мир Никакое истолкование Высшей Реальности и цели человеческой жизни не было бы полным без размышления о смерти и о судьбе человека после нее. Все религии признают, что в человеке есть нечто, продолжающее жить и после того, как заканчивается его телесное бытие. Бессмертию духа, или души, или психофизической сущности (буддизм не признает бессмертия метафизической души) уделено немало места в священных писаниях. После смерти тела душе предстоит перейти в иное бытие, — будь то в раю, или в аду, или на земле, но в виде иного существа, или в воскресшем теле, или в слиянии с бесконечным Абсолютом. Концепции потустороннего мира существенно отличаются друг от друга в различных религиях, однако имеется в них немало и общего, что позволило нам подобрать параллельные тексты для данной главы. Главу открывают фрагменты священных текстов, подтверждающие реальность бытия потустороннего мира, который тождествен нашей материальной вселенной и существует " рядом" с ней. Фрагменты следующего раздела повествуют о бессмертной душе как духовной сущности человеческой личности, которой суждено пережить смерть тела. Она может вознестись на небо, низвергнуться в ад или переселиться в другое тело. И поскольку жизнь человеческая конечна, важно знать, как подготовить себя к жизни загробной. Это и является темой третьего раздела, где собраны мысли, побуждающие нас воспользоваться своей жизнью на этом свете, чтобы подготовиться к грядущей жизни на том. В четвертом разделе представлены тексты, описывающие переход в инобытие в момент телесной смерти. Это обычно сопряжено со своего рода судилищем или испытанием. Фрагменты, сгруппированные в пятом разделе, описывают прелести рая и ужасы ада с помощью образов как порожденных фантазией, так и носящих психогенный характер.
Тексты заключительных разделов повествуют о таких духовных сущностях, как ангелы, божества и демоны, которыми населен потусторонний мир. Поскольку эти духи обладают способностью воздействовать на события, происходящие на земле, то от них можно ждать наставлений, наития или искупления ценой жертвоприношения. С другой стороны, многие религии признают, что духам часто свойственно ошибаться, и с глубоким недоверием относятся к спиритизму и почитанию духов как к возможности впасть в идолопоклонство и даже в одержимость демонами.
Потусторонний мир: признаки его существования, структура, свойства Общие представления о потустороннем мире — вот тема данного краткого раздела. Мир этот незрим, а потому нелегко постичь его разумом, нелегко заметить и следы его присутствия. И все же три несомненных свидетельства существования потустороннего мира представлены здесь: он состоит из множества царств, между ним и миром феноменальным, миром телесным, имеется сходство по аналогии, и царит в нем таинственная гармония.
Они спрашивают тебя о духе. Скажи: " Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного". Ислам. Коран 17: 87(85) ... " Не знает тот, кто в небесах и на земле, скрытого, кроме Аллаха, и не знают они, когда будут воскрешены! " Ислам. Коран 27: 66(65)—68(66) Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. Христианство. Первое послание к коринфянам 13: 12 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, (в теле ли — не знаю, вне
И знаю о таком человеке {только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), Что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Христианство. Второе послание к коринфянам 12: 2—4 Из нижних миров и небес создал Он миров миллионы; Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных; Христианство. Первое послание к коринфянам 15: 40—41 Всем царствам был дан закон; И каждому из царств дан закон, а у каждого закона есть определенные рамки, есть также и свои условия. Всякому, кто не выполняет этих условий, нет оправдания. Церковь Иисуса Христа святых Последнего дня. Учение и Заветы 88. 36—40 По ту сторону [видимого] пространства, неба Индуизм. Ригведа 1. 52. 12 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах И есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. [... ] здесь такие священники, которые по закону приносят дары,
Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Христианство. Послание к евреям 8: 1—2, 4—6 Система Перемен равноценна Небу и Земле, а потому всегда может трактовать и поверять путь Неба и Земли. Воззрившись наверх, мы наблюдаем образец небесный, глядя вниз, рассматриваем мы земной миропорядок. Таким образом мы познаем причины того, что сокрыто, и того, что явлено. Если проследим мы этот круговорот вещей, то постигнем идею жизни и идею смерти. Сущность сочетается с материальной силой, дабы воплотиться в вещах. Заблуждения Духа влекут за собой перемены. Отсюда мы узнаем, что свойства и состояния духовных сущностей аналогичны свойствам и состояниям Неба и Земли, а потому между ними и не возникает противоречий. Знание [Духа] объемлет все вещи и путь его способствует всему в поднебесье, а потому там не бывает недоразумений. Он волен в своих деяниях и никогда не нарушает естественный ход событий. Он ликует в Природе и прозревает судьбу. Потому там не бывает тревоги. Поскольку [вещи] удовлетворяет их состояние и они прилежны в привычном совершении добрых дел, там возможна любовь. Он безошибочно формирует и заключает в себе все преобразования Неба и Земли и не гнушается доведением вещей до совершенства, не упуская ни единой. Он проникает в суть знания хода дня и ночи. Поэтому Дух не имеет пространственных пределов, а Перемены не обладают физической формой. Конфуцианство. И цзин [Книга перемен]. Большой комментарий главы 1. 4. 1—4
Когда царь Соломон сошел в " ореховый сад" (Песнь Песней 6: 11), он поднял ореховую скорлупку и, разглядывая ее, усмотрел аналогию между ее перегородками и духами, которые движут чувственными желаниями людей... Бог провидел, что необходимо мир устроить так, чтобы обязательно у всякой твари мозг был, так сказать, всегда окружен многочисленными оболочками. Весь мир, как наверху, так и внизу, устроен по этому принципу, начиная с первичного сакрального центра и вплоть до самых отдаленных пластов. Все они — оболочки друг для друга, — мозг в недрах мозга, дух в глубинах духа, скорлупка внутри скорлупки.
Первичный центр — это свет сокровенной просвечиваемости, утонченности и чистоты немыслимой. Эта сердцевина расширяется, становясь " дворцом", который выступает в качестве оболочки для центра и тоже является сияющей непознаваемостью. " Дворцовый" покров непостижимости внутренней точки, хотя сам по себе тоже непознаваемое сияние, всегда не столь утончен и прозрачен, как первичная точка. Дворец расширяется в собственную оболочку, в первичный свет. Отсюда начинает разворачиваться вовне расширение за расширением, где каждое последующее образует для предшествующего некий покров, вроде оболочки мозга. Хотя и представляя собою изначально оболочку, каждое из расширений становится мозгом для последующего. Точно так же все происходит и внизу: по этому же образу и подобию и человек сочетает в мире сем мозг и оболочку, дух и тело, — все это во имя совершенной организации мира сего. Иудаизм. Зохар, Бытие 196 Музыка символизирует гармонию Вселенной, тогда как ритуалы символизируют собою порядок Вселенной. С помощью гармонии на все оказывается воздействие, порядок определяет всему свое место. Музыка возносится к небесам, ритуалы же повторяются на земле... Поэтому Мудрец творит музыку, чтобы наладить гармонию со Вселенной, и создает ритуалы, чтобы установить гармонию на Земле. Когда же ритуалы и музыка прочно укоренятся, тогда действия Неба и Земли будут гармонизированы у нас наилучшим образом. Конфуцианство. Ли цзи [Книга ритуалов] 19
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|