Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духи-хранители




Рай

Представление о рае и аде обязательно присутствует в религиозных учениях. Описания этих обиталищ в священных текстах нередко изобилуют яркими и причудливыми образами, метафорически представляющими ре­альность, которая вряд ли может быть частью обыденного опыта простых смертных. Являются ли эти царства объективно существующими? Священ­ные писания едины в своем утвердительном ответе. Однако царства эти не имеют физически определенного местонахождения. В потустороннем мире им положена лишь география " верха" и " низа". Встречающееся в некоторых текстах представление, будто рай и ад суть лишь порождения определен­ного состояния духа, нисколько не противоречит их реальности. Ибо устре­мления и чаяния людских сердец, таящиеся, по-видимому, под наслоением внешних обстоятельств смертного существования, равнозначны материаль­ной реальности царств духовных.

Ряд отрывков, взятых из индуистских, буддийских и даосских текстов, повествует о Яме — боге смерти. Яму нельзя уподоблять дьяволу, или сатане, творящему по христианским представлениям зло. В Ведах под его началом находятся блистающие царства, ему приносятся жертвы и воз­носятся молитвы во благо усопших. Как владыка подземного мира в буд­дизме он действует, руководствуясь божественным законом, определяя воздаяние людям в соответствии с их кармой. А в одном из приведенных в данном разделе текстов он даже преподносит предметный урок, дабы отвратить людей от зла.

Священным писаниям иудаизма, христианства и ислама свойственна некоторая неопределенность в изображении Царствия Небесного и преис­подней. Его можно интерпретировать двояко: либо как описание состояния души после смерти, либо как событие, которое свершится после воскресения мертвых в день Страшного суда. Представленные здесь выдержки из Кора­на с описанием преддверия рая и ада — это лишь малая толика упоминаний о Страшном суде. Поэтому большинство мусульман считают смерть мо­гильным сном в ожидании знаменательного события. Вместе с тем другие фрагменты мусульманских священных текстов, вроде хадиса о ночном путешествии Мухаммеда, прямо указывают на реальность Царствия Небес­ного как местопребывания душ праведников. Библейское видение рая с по­зиции воскресения из мертвых — это по сути предвидение грядущего воздаяния за страдания Страшного суда. Те христиане, кто придерживается буквального понимания этих стихов Библии, сходятся со своими мусуль­манскими братьями и сестрами во мнении, что души усопших покоятся в могиле, ожидая, когда перед ними раскроются врата рая и ада. Однако другое направление христианской традиции, опираясь на библейские описа­ния преисподней в книге Иова (3: 17—19), небесного Иерусалима в Послании к евреям (12: 22—24), а также в притче о Лазаре и богаче из Евангелия от Луки (16: 19—31), учит, что после смерти каждый человек безотлагательно занимает уготованное ему место в раю или в аду. Такое же истолкование получают обычно и видения из Книги Откровения Иоанна Богослова, вызвавшие к жизни классические описания в " Божественной комедии" Данте. Представление о потустороннем мире в иудейских писаниях тоже весьма неопределенно. Загробный мир может быть, согласно этим пред­ставлениям, и небесным раем, и будущим искуплением на земле.

Священные книги разных религий описывают рай как место отдохнове­ния или как возвышенное состояние духа, исполненного божественной славы и общения с Абсолютом. Встречаются и более яркие и матери­алистические образы — описание садов наслаждений, изобилующих рос­кошью и удовольствиями. В ряде текстов рай описывается как братское единение с душами усопших или как братство святых. Заканчиваем же мы обзор представлений о рае описанием Чистой земли — сукхавати — у буд­дистов, видением великого множества людей, окруживших божественный престол в Книге Откровения, и ночным путешествием Мухаммеда.

Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника. Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего.
Иудаизм и христианство. Книга Иова 3: 17—19

Чжуан-цзы сказал: " Если бы я превзошел Бога и позволил твоему телу родиться вновь, а плоти и крови твоей обновиться настолько, что ты смог бы вернуться к своим родителям, к своей жене, к друзьям своей юности, хотел бы этого? "

При этих словах мертвая голова широко распахнула глаза, насупила брови и произнесла: " Да как я могу отвергнуть блаженство, которое превыше царского, и вновь погрязнуть в тяготах и бедствиях смертных? "

Даосизм. Чжуан-цзы 18

Мир грядущий не таков, как мир здешний. В мире будущем нет ни еды, ни питья, ни размножения, ни торговли, ни зависти, ни вражды, ни соревнования, но праведники сидят с венцами на головах и наслаждаются сиянием Божества (Шехина).

Иудаизм. Талмуд, Брахот 17а

И предварившие — предварившие?
Эти — те, которые будут приближены

в садах благодати, —

толпах первых

и немного последних,

на ложах расшитых,

облокотившись на них друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные
с чашами, сосудами и кубками из текучего источника — от него не страдают головной болью и ослаблением — и плодами из тех, что они выберут, и мясом птиц из тех, что пожелают,
А черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому —

в воздаяние за то, что они делали.

Не услышат они там пустословия и укоров в грехе,

а лишь слова: " Мир, мир! "

Ислам. Коран 56: 10(10)—25(26)

Выше всех расположено Царство Благодати — Никому не достичь его, кроме полубогов невиданной мощи, Вдохновленных наитием Божьим.
На этом же небе пребывают и неисчислимые полубогини вроде достохвальной, красоты неописуемой Ситы. Те, что с Богом слились, не подвластны ни смерти, ни заблужденьям.
На небе этом пребывают ревнители веры, собранные из разных миров,
Неустанно Святую Предвечность лелеющие в своих сердцах.
Пребывающие в вечном блаженстве.

Форм не имеющая Высшая Сущность пребывает в
Царстве Предвечном.

На Свое творение взирает Она милостивым оком Своим.
В это царство вместились все континенты и все миры,
Числом превосходящие возможности счета.

От момента творенья миры умножались мирами

обитающих там, —

Всех Его Воле послушных.
Он наблюдает за ними в блаженстве,

И неизменно помнит о каждом.
И говорит Нанак: Такова [слава] этого царства,
Что бесполезны попытки его описать, —

сие невозможно.
Сикхизм. Ади-Грантх, Джапуйи 37

Сделай бессмертным меня в том царстве,
где правит Яма, сын Вивасвата,
где расположены тайные Неба святыни, где

протекают вечномладые потоки.

К Индре неси свои воды, о Инд!
Сделай бессмертным меня в том царстве,

где движенье согласно желанью,
в третьем слое, третьем небе небес,

блистающем мире миров.

К Индре неси свои воды, о Инд!

Сделай бессмертным меня в том царстве,

где воплощаются все грезы и желанья,

Где раскинулись владенья Самого Блистающего,

где святое блаженство и счастье.

К Индре неси свои воды, о Инд!

Сделай бессмертным меня в том царстве,

где и нега, и радость, и веселье,

где в изобильи источники высшей услады,

где сбываются заветнейшие из помышлений.

К Индре неси свои воды, о Инд!
Индуизм. Ригведа 9. 113. 8—11

Что такое рай? Рай создается теми людьми, которые здесь на земле самоотверженно и искренне любят, — любят, всецело отдаваясь Богу. Вот основа основ, а все остальные правила, которые вы изучаете, — всего лишь расширение этой первоосновной истины.

Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 4—18—77

Смотри! Различий нет между мирами смертных и богов!
Коль правду говоришь, — то мир богов; А коль неправду, — смертных мир. Дела добры — вот рай, Скверны дела — то ад; Свидетель Ты, о Господи.
Индуизм. Басаванна, Вакана 239

Рабби Йосеф, сын рабби Йошуа бен Леви, был болен и впал в забытье. Когда он пришел в себя, отец спросил его: " Что ты видел? " Тот отвечал: " Видел я мир, противоположный миру здешнему: те, кто здесь наверху, были там внизу, и наоборот".

Отец сказал ему: " Сын мой, ты увидел исправленный мир. Но какое место занимаем там мы, изучающие Тору? " Тот отвечал: " Мы там такие же, как и здесь. Я слышал, как было сказано: " Блажен ты, кто пришел сюда, владея знанием", и еще я слышал, как говорилось, что мученики занимают столь высокое положение, какого никто больше достичь не может".

Иудаизм. Талмуд, Песахим 50а

Где радуются добросердечные, доброжелательные, Оставив болезнь своего тела,
Неущербные в (своих) членах, невредимые на небе — Там пусть увидим мы отцов и сыновей!
Индуизм. Атхарваведа 6. 120. 3

А кто повинуется Аллаху и посланнику, то они — вместе с теми из пророков, праведников, исповедников, благочестивых, кому Аллах оказал милость. И сколь прекрасны они как товарищи!

Ислам. Коран 4: 71(69)

Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,

К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, И к Ходатаю нового завета Иисусу...

Христианство. Послание к евреям 12: 22—24

Комаштамхо наставлял людей в том, какова природа смерти: " Когда вы умрете, вы снова будете с теми, кого любите, но кто ушел раньше вас. Снова будете вы молоды и сильны, хотя, возможно, в день своей кончины вы будете стары и немощны. В земле духов будет расти маис, и все будут счастливы, неважно, были они хороши иль плохи при жизни. Так что смерти нечего бояться".

Религии американских индейцев. Предание индейцев юма

О Ананда, мир, именуемый Сукхавати, является особым полем Господа Амитабхи. Это богатый и процветающий мир, он удобен и плодороден, восхитителен и населен многочислен­ными богами и людьми. И в мире этом, о Ананда, нет ни демонов, ни животных, ни духов, ни дьяволов, ни неблагоприятных мест для перерождения. В нашем мире не появляются такие перлы, какие известны в мире Сукхавати.

И этот мир Сукхавати, о Ананда, весь благоухает множеством прекраснейших ароматов, которыми насыщены разнообразные цветы и фрукты украшенных драгоценными камнями деревьев. Часто украшают их еще и стайки различных сладкоголосых птиц, которые были созданы чудесной силой Татхагаты. Украшенные драгоценными камнями деревья разноцвет­ны, многоцветны, окрашены сотнями тысяч красок. Они составлены из различных сочетаний семи драгоценностей: золота, серебра, берилла, хрусталя, коралла, красного жемчуга и изумру­да... Их корни, стволы, ветви, листья, цветы и плоды приятны на ощупь и ароматны. А когда эти деревья колышет ветер, они издают восхитительно сладостные звуки, которые не утомляют слуха. Такие украшенные драгоценными камнями деревья, купы банановых деревьев и ряды пальм, сделанных сплошь из самоцветов, растут повсюду в этой земле будд. Со всех сторон она окружена золотой сетью, и по всему окоему покрыта цветами лотоса, сделанными из драгоцен­ностей. Цветы одних лотосов достигают полумили в окружности, других же — десяти миль. А из каждого драгоценного лотоса испускается тридцать шесть сотен тысяч биллионов лучей света. А из конца каждого из лучей исходят тридцать шесть сотен тысяч биллионов будд с золотыми телами, которые несут по тридцать два знака великого человека и которые по всем десяти направлениям нисходят в бесчисленные [нижние] царства и учат там Закону.

И множество рек протекает в этой Чистой Стране. Есть там великие реки, шириной в милю и до пятидесяти миль шириной и двенадцати миль глубиной. Все эти реки спокойно несут свои воды, воды их источают множество сладчайших ароматов, а по ним плывут букетики цветов, к которым прикреплены разнообразные драгоценности, которые издают самые разные приятные звуки. А звуки, исходящие от этих великих рек, столь приятны, будто сотни тысяч биллионов музыкальных инструментов ведут свои партии, виртуозно исполняя райскую музыку. Это совершенно непостижимое, впечатляющее, ни с чем не сравнимое совершенство ласкает слух, трогает сердце, восхищает и никогда не утомляет, сколько бы его ни слушать, будто вечно говорит: " Непостоянно, мирно, спокойно и не самость". Таков звук, что достигает ушей обитателей этой страны.

По обоим берегам этих великих рек, о Ананда, стоят, благоухая всевозможными аромата­ми, деревья, украшенные драгоценными камнями, и с них свисают гроздья цветов, листьев и веток. А если обитающие здесь сущности пожелают предаться на этих речных берегах забавам, исполненным райского наслаждения, то, едва они ступят в воду, вода для каждого поднимется в соответствии с его желанием: по щиколотку, до колен, по пояс, по грудь или по горло. Тут и начинается райское наслаждение. А кроме того, если кто-то захочет, чтобы вода была холодной, она станет для него холодной, если же другому захочется, чтобы она была горячей, для него она станет горячей, если же они пожелают, чтобы она была и горячей, и холодной, то для них она станет и горячей, и холодной, дабы доставить им удовольствие. И текут эти реки, полные вод, благоухающих лучшими ароматами, покрытых лилиями, лотосами и всякими иными прекраснейшими цветами, оглашаясь голосами павлинов, воро­бьев, попугаев, уток, гусей, цапель, журавлей, лебедей и прочих птиц с островков, населенных их стаями. Реки эти легко перейти вброд: в них нет тины, а дно их выстлано золотым песком. И все желания, которые только могут прийти этим сущностям в голову, будут исполнены, потому что они правомерны.

Буддизм. Великая Сукхавативьюха сутра 15—18

После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;

И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.

И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих,

И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет [... ]

После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.

И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! [... ]

И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?

Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца;

За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них;

Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной:

Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.

Христианство. Откровение св. Иоанна Богослова 4: 1—8; 7: 9—10, 13—17

Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений.

Ислам. Коран 17: 1(1)

Анас Малик сказал: " Абу Дхарр рассказывал, что посланник Бога поведал: Когда я был в Мекке, кровля моего дома разверзлась и низошел Джебраил [Гавриил]. Он растворил мне грудь, омыл меня водою Замзама, принес золотую плоскую чашу, полную веры и мудрости, и вылил ее всю в мою грудь. Затем закрыл он мне отверстую грудь, взял меня за руку и поднялись мы на самое нижнее небо. Когда очутился я на самом нижнем небе, Джебраил обратился к привратнику: " Открой". " Кто там? " — отозвался тот. " Джебраил", — отвечал ангел. " Есть ли кто-нибудь с тобой? " — осведомился привратник. " Да, — отвечал Джебраил,

— со мной Мухаммад". " Был ли он призван? " — спросил еще привратник. " Да", — отвечал ангел. Когда же привратник открыл нам, взошли мы на самое нижнее небо и вдруг увидели мы человека сидящего, и было у него несколько духов с правой стороны, а также и с левой его стороны. Всякий раз, взглянув направо, он улыбался, едва лишь оглядывался налево — глаза его источали слезы. " Приветствую тебя, добродетельный пророк и достойный сын". " Кто это? " — спросил я у Джебраила. " Человек этот, — отвечал он, — Адам, а тем духам, что находятся справа от него, уготован рай, тогда как духи слева от него обречены аду. Вот почему он улыбается, когда посмотрит направо, и исходит слезами при взгляде налево". " Потом Джебраил поднял меня на второе небо и сказал привратнику: " Открой". Привратник задал те же вопросы, что и первый, и тогда открыл нам.

Анас рассказал, что Абу Дхарр поведал, что Пророк повстречался на разных небесах с Адамом, Идрисом, Мусой [Моисеем], Исой [Иисусом] и Ибрахимом [Авраамом], но был не вполне уверен, какое положение они занимают. Твердо сказать он мог лишь то, что Мухаммад встретил Адама на самом нижнем небе, а Ибрахима — на шестом небе.

Анас добавляет: " Когда Джебраил вместе с Пророком предстал перед Идрисом, послед­ний произнес: " Приветствую тебя, добродетельный Пророк". " Когда я спросил, кто это?

— продолжал Пророк, — Джебраил ответил мне: " Это Идрис". Затем предстал я пред Мусой, который сказал: " Приветствую тебя, добродетельный Пророк и достойный брат". " Кто это? "

— спросил я. " Муса", — ответил ангел. Потом предстал я перед Исой, который воскликнул: " Приветствую тебя, добродетельный Пророк и достойный брат". " Кто это? " — спросил я. " Иса", — ответил ангел. И наконец, предстал я пред Ибрахимом, который сказал: " Привет­ствую тебя, добродетельный Пророк и достойный брат". " Кто это? " — спросил я. " Это Ибрахим", — отвечал мне ангел". Ибн Хазм пишет, что Ибн Аббас и Абу Хабба ал-Ансари сообщили, что Пророк изрек следующие слова: " Потом ангел поднимался со мной вверх до тех пор, пока не доставил меня в высшие сферы, где услышал я хлопанье крыл... Тогда Джебраил повлек меня оттуда и привел меня к древу... Предела, покрытому цветами несказан­ной красоты. И1 тут я вступил в рай. Своды его были из жемчуга, а солнце сделано из мускуса.

Ислам. Хадис Букхари

 

Ад

В предлагаемых здесь фрагментах священных текстов описываются. нижние, адские, царства. Некоторые писания утверждают, что ад — это не что иное, как состояние духа, хотя всякий, кому приходилось томиться от полного одиночества, терзаться угрызениями совести, сгорать со стыда, изводиться от чувства вины или скорбеть об утрате, знают, что подобное состояние души может быть крайне мучительным. Кроме того, сообщается, что на том свете невозможно будет избежать этих душевных страданий с помощью испытанных уловок, к каким мы обычно с успехом прибегаем в земной жизни. Там нельзя выкинуть все из головы, найти своим поступ­кам оправдание, предаться сладострастию или пьянству. Нет там передыш­ки от мук, которые непрерывно терзают несчастную душу. Для описания таких невообразимых страданий в священных текстах используются вполне осязаемые образы: пылающий огонь, кипящая вода, лютый холод. Рас­сказывается, как там распиливают, разрубают и расчленяют, растаптыва­ют, сжигают и поедают заживо грешников.

 

Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, " и идолослужи-телей, и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

Христианство. Откровение св. Иоанна Богослова 21: 8

Вот огненный поток, из коего
рвутся языки губительного пламени. И нет здесь никого, кроме самости. Пылают волны огненного океана И грешники горят в них, не сгорая.
Сикхизм. Ади-Грантх, Мару Солахе М. 1

Поистине, геенна — есть засада,
для преступивших — место возврата,

в котором они пробудут века,

не вкушая там ни прохлады, ни питья,
кроме кипятку и гною,

воздаяние соответственное.
Ведь они не надеялись на расчет

и считали ложью Наши знамения лживо.
И каждую вещь Мы сочли, записав.

Вкусите же, Мы не прибавим вам ничего, кроме наказания! Ислам. Коран 78: 21(21)—30(30)

И пошел он оттуда к востоку. Там люди расчленяли друг друга на куски, отрезая друг у друга части тела со словами: " Это тебе, а это — мне! "

И сказал он: " О ужас! Люди здесь расчленяют друг друга на куски, отрезая друг у друга части тела! "

На что ему отвечали: " Так же точно они обращались с нами в другом мире, а теперь мы обращаемся с ними так же точно в ответ".

И спросил он: " Есть ли этому какое-нибудь искупление? " " Да, есть".
" Какое же? " " Его знает твой отец". Индуизм. Шатапатха брахмана 11. 6. 3

Кого-то из грешников распиливают пилами, будто дрова, иных же бросают прямо на землю и рубят на куски топорами. Кого-то из грешников, полузакопанных в яму, поражают стрелами в голову. Иных же, стиснутых под прессом, выжимают, будто сахарный тростник. Кого-то плотно обложили древесным углем, окружили пылающими факелами, и они плавятся, будто глыба руды. Кого-то опустили в кипящее животное масло, а иных в кипящее раститель­ное и вертят их с боку на бок, будто пирожки в глубокой сковородке. Кого-то бросили под ноги гигантским разъяренным слонам, а кого-то со связанными ногами и руками подвесили вниз головой. Кто-то брошен в колодцы, а кто-то сброшен с высоты, иные же, утопленные в ямах, кишащих червями, поедаются ими...

Испытав в надлежащем порядке эти мученья внизу, он снова возвращается сюда, очищен­ным.

Индуизм. Гаруда пурана 3. 49—71

Тогда человек за свои мерзкие дела кипит в воде, кишащей червями. Он не может стоять спокойно: у кипящих чанов, круглых и гладких, как поверхность шара, не за что ему ухватиться. И вот он в чаще обоюдоострых мечей: части тела его отсечены и изрублены, язык вырван крючьями, туловище исхлестано и исполосовано плетьми. И вот он в водах Ветерани, перейти которые невозможно, ибо два их потока режут острее бритвенных лезвий. Те несчаст­ные, которые в него попадают, изживают свои прежние мерзкие дела. Терзаемые голодными шакалами, черными воронами и черными собаками, пестрыми ястребами и серыми воронами, стонут страдальцы. Таким страданиям подвергается человек за свои мерзкие дела. И это — состояние абсолютного страдания. Так что благоразумный человек должен быть на этом свете по мере сил своих активен и разумен.

Буддизм. Сутта Нипата 672—76

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его;

И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламене сем.

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

Ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения.

Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме! но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Христианство. Евангелие от Луки 16: 19—31

 

Духи-хранители

В священных текстах религий мира говорится о существовании целого сонма духовных сущностей, населяющих разнообразные царства потусто­роннего мира. Христиане представляют себе эти добрые и милосердные духовные сущности в виде ангелов и почивших в Бозе святых, буддисты махаяны — как величайших бодхисаттв, а синтоисты — как ками.

Индийские религии повествуют о дэвах и дэви, тридцати трех, гандхар-вах, или небесных музыкантах, и прочих разного рода божествах. Согласно китайской традиционной религии в иерархии богов есть свой Желтый государь и бесчисленное множество персонифицированных духов, вроде Духа очага. В религиях американских индейцев в качестве духов-хранителей выступают такие активно проявляющие себя в мире природы силы, как Гром, Матушка-кукуруза, священные Камни, Ветры, Орел, Солнце и Луна.

В монотеистических религиях, а также в религиях, проповедующих учение о безличностной и абсолютно трансцендентальной изначально непо­знаваемой Реальности, все эти духи-хранители, независимо от высоты занимаемого ими духовного ранга, считаются находящимися в подчинении Высшей Реальности. Однако, поскольку эта Высшая Реальность недосяга­ема для людей, высшие духовные сущности нередко играют роль посред­ников между нею и земным миром. Архангел Гавриил, например, выступа­ет посредником божественного откровения в исламе и в Церкви Иисуса Христа святых Последнего дня. У буддистов эманации Высшей Реальности персонифицируются в бодхисаттвах, которые более доступны для воспри­ятия людей, неспособных осмыслить совершенный разум Пустоты. В тра­диционных верованиях народов Африки и религиях американских индейцев, у синтоистов и в даосизме духи природы, небожители и наиболее выдающи­еся праотцы образуют некое содружество духовных сущностей, которые совместными усилиями обеспечивают движение неба и земли.

Эти духовные сущности наделены большой властью. Во многих преда­ниях боги, богини и милостивые духи природы раздают благословение человеческому миру и хранят своих ревнителей от зла. Поэтому их необ­ходимо почитать и совершать им жертвоприношения. Мы включим в дан­ный раздел и предания, говорящие о необходимости жертвоприношений предкам и родственникам, отошедшим в мир иной. Приношения эти облег­чают им путь на тот свет и увеличивают их духовные заслуги.

О боги! Все ваши имена должны почитаться, пред ними нужно благоговеть, им нужно поклоняться; все вы, кто небесного происхождения и кто происхождения земного, внемлите, я взываю к вам.

Индуизм. Ригведа 10. 63. 2

Я [Бодхисаттва Самантабхадра] облегчаю страдание сущих во всех царствах зла и в рав­ной мере ниспосылаю на них благодать. И продолжаю совершать это весь период беспредель­ных кальпи на протяжение десяти четвертей вселенной. Ниспосылаемые всем милости — неис­сякаемы и вездесущи.

Буддизм. Гандавьюха сутра

Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Христианство. Послание к евреям 1: 14

Деяние Святого Духа проявляет себя в гармонизации любовью мира духовного с миром человеческим.

Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 5— 1—81

... Которые говорят: " Господь наш — Аллах", — а потом стоят прямо, на них нисходят ангелы. Не бойтесь, и не печальтесь, и радуйтесь раю, который вам обещан!

Мы — ваши друзья в здешней жизни и в будущей. Для вас там — то, что пожелают ваши души, и для вас там — то, что вы потребуете...

Ислам. Коран 41: 30(30)—31(31)

Если человек исполняет одну заповедь, он поручается одному ангелу, если он исполняет две заповеди, то его поручают двум ангелам; если же он исполняет все заповеди, то к нему приставляется множество ангелов, ибо, как сказано: " Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих" [Псалом 90: 11]. Кто же эти ангелы? Они его хранители от злых духов, ибо, как сказано: " Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя" [Псалом 90: 7].

Иудаизм. Танхума, Числа 19

Сансин суира!
Как у внутренней горы да восемь вершин,
Как у внешней горы да тринадцать славных мест.
Как во этих, в знаменитых горах и в высоких небесах всех будд Да великий алтарь страны стерегут великие генералы. Не был ли генерал Чейонь среди них? Достославный корейский генерал, Кого чтит весь народ его... О, я — повелитель гор.
Если сяду я, то сокрою собой три тысячи ли [всю Корею-страну].
Если встану я, то высота моя превзойдет

девяносто тысяч ли [весь мир].

Если загляну я в свое чистое зеркало,

то смогу взором охватить

сразу десять тысяч ли.
О, я — повелитель гор.

Что вы можете поднести, чтобы умилостивить меня?

Довольно ли целой свиньи, скрытой красною тканью? Довольно ли узла трех шелков разных цветом?
Предлагают мне много богатых шелков.
О, вы, муж и жена этого дома,
Помните ли вы, кто дает вам пищу

для поддержания сил?

Кто дал вам дом?

Кто дал вам состояние?
Кто дал вам жизнь долгую?

Я, Сансин, даю вам благословение

и помогаю вам в трудный час.
Корейский шаманизм. Заклинание Повелителя гор

Я смотрел на замшелые камни. Некоторые из них внешне чем-то напоминали людей, но не могли отвечать мне. Потом я заснул, и во сне мне явился один из этих небольших круглых камней и поведал, что творцом всего был Вакан Танка, а чтобы мог я почитать его, должен я почитать и его творения в природе. Камень этот сказал, что пытливостью своею я выказал себя достойным сверхъестественной помощи. И сказал он, если бы лечил я больного, то мог бы просить его о помощи, и что все силы природы помогли бы мне в деле исцеления... Некоторые верят, будто эти камни родились от молнии, но я верю в то, что они находятся на земле и что сбросило их вниз ударом грома. Всю свою жизнь я глубоко верил в эти священные камни. Я жил, выполняя их требования, и они всегда помогали мне в трудную минуту. Я старался научиться как можно лучше общаться с этими камнями. Я знаю, что недостоин обращаться [прямо] к Вакан Танке, поэтому я обращаю свои просьбы к этим камням, и они служат мне посредниками.

Религии американских индейцев. Предание индейцев сиу

" Тропа хекуров заметна: она источает свет, от нее как бы пышет жаром, что делает воздух тяжким и почти непереносимым. Хекуров никогда не видишь, ощущаешь лишь только ветер, который они взвевают при движении. Во время охоты, с которой я только что вернулся, я развеял хекуров, которые были во мне".

" Обычному человеку не дано распознать их. Однако ветер сообщает нам, что они здесь".

" Я вижу их только ночью, когда закрываю глаза".

" Только так их можно увидеть".

" Их тропы начинают светиться для меня. Я сплю, они приближаются и требуют, чтобы я отвечал им. Они внезапно будят меня, встряхнув за плечо или потянув за ногу".

" Если ты не настоящий шаман, то их не услышишь. Настоящий же шаман слышит во сне какой-то гул " бу-у-у... " , и эта песнь эхом отражается от небесного свода. Он открывает глаза и говорит про себя: " Сейчас я их увижу! " Как только начинается трескотня попугайчиков: " бре, бре, бре... ", тут уж он знает, что это они. Холодное дуновение пробегает у него по ногам... "

" Я видел, как хекуры шли по гнилому суку: я как раз проходил прямо под ним".

" Конечно, это были они, но они были недоброжелательно к тебе настроены. Резкие запахи дымящегося рашпера, вонь паленой шерсти, подгоревшего мяса у костра, — все это их отгоняет. Хотя они, по-видимому, все-таки собирались к тебе подойти".

" Они издавали одуряющий аромат: он исходил от красок и магических растений, которые они несли с собой. Вдруг я перестал слышать эти запахи, мои ноздри больше не восприни­мали их".

" Поэтому, когда находишься в конце периода посвящения, охотиться не рекомендуется. Если стая туканов взлетит в воздух, а один из них сядет на землю около тебя, все остальные тут же последуют за ним. Постарайся не вспугнуть их: пристально глядя на них, иди своей дорогой; знай, что это и есть хекура. Конечно, те, кого ты разогнал во время охоты, тоже были хекуры, но не слишком огорчайся, мне кажется, что это были нехорошие хекуры. У тебя остались другие, те, что проникли в твою грудь, пока ты лежал в своем гамаке. Те-то, точно, твои, они уже в тебе".

Религии американских индейцев. Наставление шамана индейцев яномами (Бразилия)

" О, духи моих предков смотрят с небес, наблюдая за мной и помогая мне. Силы зла все до единой уже рассеяны, и нам не грозят ни враги, ни несчастья. Давайте же, поэтому, вознесем хвалу небесным божествам, клянясь быть верными заветам предков наших императоров".

С этими словами император Дзимму подготовил место для поклонения в горах Томи... и так совершил он поклонение духам предков императора и небесным божествам.

Синтоизм. Нихон-сёки 3

Свет, который источают эти души [почивших святых], несет в себе развитие мира и про­гресс человечества. Они подобны закваске, которая воздействует на мир сущего и утверждает живительную силу, в которой проявляются надежды и чаяния мира... Эти души и символы непредубежденности создали и не перестанут создавать высший движущий импульс в мире сущего.

Бахаизм. Избранные сочинения Бахауллы

Коль подношенье дух съедает,
В обмен он человека жизнью одаряет.

Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)
Тем, кто невнимателен к Огуну, убирать свою ферму придется голыми руками. Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)

Наши предки, императоры древности, правили царством, с благоговением и трепетом воздавая почести в первую очередь ками. Широко почитались горные и речные ками, соперничая, тем самым, естественно, с небом и землей. По этой причине лето и зима тоже стали их временами года и труды творения были приведены в соответствие.

Синтоизм. Нихон-сёки 3

Где б ни задумал хозяин разумный
дом свой поставить,

Пусть он поможет всем тем, кто

праведной жизнью живет.
Пусть всем девам-богам, обитающим там,

принесет он свои подношенья.

Если почтил их он так, уважен он будет ответно;

чтимые, они уваженьем глубоким отплатят.

Как мать полна состраданья к ребенку,

что ею рожден,

Так тем, кому девы мирволят, извечно сопутствует счастье.
Буддизм. Дигха Никайа

Ала, приди и испей и отведай кола-ореха. Чукву, приди и испей и отведай кола-ореха. Предки, придите и испейте и отведайте кола-ореха.
Мне сказал человек из Нгбвиди по имени Эхарим, что человек из Агунезе украл его ямс, и поэтому я вызвал на суд священнослужителей Ала, и Аро хранителей, и старейшин, чтобы смогли мы расследовать данное дело. Я призвал их точно так же, как делал обычно отец мой, который был до меня священнослужителем Ньоку.

Если же кто-то из тех, кто пришел, чтобы с делом таким разобраться, неправедно дело рассудит, или, если истец или ответчик, или кто-то другой из призванных дать показанья скажет неправду, тогда вам, Ала, Чукву, Ньоку, предки и Офо, разбираться 6 тем человеком.

Африканские традиционные религии. Вызов в суд у народа игбо (Нигерия)
О, духи владеющие кисетом войны, вас приветствую.
О, старейшие, собираюсь щедро табаку я отсыпать для духов.

Внемли, о Земли Создатель, отец наш, я собираюсь в жертву тебе принести целую пригоршню табаку. Мой предок то и дело поминал тебя. Очагом, которым ты благословил его, той толикой жизни, которую даровал ты ему, всем тем четырехкратным благословением, что ты ниспослал моему предку,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...