Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЧАСТЬ II. Грех, зло и грехопадение человека




ЧАСТЬ II. Грех, зло и грехопадение человека

 

Глава 7. Условия человеческого существования

Несмотря на то что религия дает людям жизненную цель, которая в виде идеала живет в их душах, само человеческое существование характеризуется страданием, угнетением, вой­нами, суетными устремлениями и бессилием. Исходный пункт-буддизма — первая из Четырех Благородных Истин — выражается в том, что жизнь есть зло, ибо она состоит из треволнений и страдания. Во всех религиях тем или иным образом постулируется, что условия человеческого существования противоречат истинному предназначению человека, как оно определено Богом и завещано божественными предписаниями. Христианские представ­ления о неистребимой наклонности человека к греху и отрицанию Бога заложены в учении о первородном грехе.

Фрагменты священных писаний, в которых приводятся эти и сходные с ними суждения, собраны в первом разделе данной главы.
Второй подход к осознанию условий человеческого существования со­стоит в том, что человеческая природа рассматривается как поле битвы, где постоянно сталкиваются стремления к добру и злу. Это осознается как глубинный дуализм, присущий самой натуре человека или — чаще — как изначальная ущербность человеческой души. В ней идет внутренняя война, а потому чрезвычайно трудно, если вообще возможно, исполнить божест­венное предназначение в служении добру и в достижении святости.

Третий подход в описании условий человеческого существования пред­ставлен темой невежества. Например, многие люди на протяжении всей своей жизни не способны познать своего предназначения, ибо не знают Бога и его предписаний. Они ослеплены заблуждениями или же увлечены лож­ными ценностями, подвержены материализму и эгоизму, которые увлекают их на путь, ведущий к отрицанию Бога и к их собственной гибели. В моноте­истических религиях разрабатывается сходная концепция идолопоклонства, где в виде ложных богов выступают богатство, власть, знатность, наци­ональная исключительность или любые пристрастные политические убеж­дения, если им придается самодовлеющее значение. Самыми же злокознен­ными формами невежества являются гордость и эгоизм, в силу которых человек мнит себя стоящим выше других.
В последнем разделе мы обращаемся к причине страданий, которая таится в эгоистических устремлениях и желаниях. Это вторая из Четырех Благородных Истин буддизма. Саморазрушительный характер эгоистичес­ких желаний, которые выражаю гея в таких формах, как похоть, гневливость или алчность, признается в большинстве мировых религий.

 

Зло

Первая из Четырех Благородных Истин, завещанных Буддой, заключает­ся в том, что человеческое существование есть страдание или зло (дукха). С ней близко связана идея, что зло исходит от самого человека, ибо его обуревают ложные устремления, часто описываемые в виде метафоры, изображающей мир, охваченный пламенем. В индуизме участь человека — сансара — рассматривается как бесконечная цепь рождений и смертей, обусловленных природными силами (гунами), но вызванных вместе с тем прошлыми деяниями. Это всемирное древо, растущее вершиной вниз: в его корнях и ветвях заключена совокупность деяний от начала времен (карма), а в целом это и есть страдание. Сходная концепция первородного греха присуща христианству: люди, в силу порочности своей натуры, отпали от Бога и не способны из-за этого исполнить свое истинное предназначение. М ы пытаемся преклониться к добру, но, несмотря на все наши усилия, не можем его достичь. Первородный грех, подобно индуистской сансаре, тяготеет над человечеством на протяжении всей истории его существования. Учение о первородном грехе содержит в себе также объяснение его причин в грехопа­дении первого человека, но эта тема разрабатывается в следующей главе.
Аналогичные суждения, в которых человеческая природа признается неисправимо порочной, несовершенной и греховной, можно найти в священ­ных текстах многих религий. Для всех людей характерна наклонность к злу и греху. Очень мало тех, кто жаждет приобщиться к истине, добру и красоте.

Благородная Истина о Страдании состоит в следующем: рождение есть страдание; со­зревание есть страдание; болезнь есть страдание; смерть есть сградание; скорбь и плач, боль, горе и оIчаяние есть страдание; приобщение к неприятному есть страдание; отлучение от приятного есть страдание; не иметь того, что желаешь, есть страдание — короче, все пять чувств, имеющих отношение к привязанности, есть страдание.
Буддизм. Самйут га Никайа Ivi. 11. Процесс Движения Колеса Истины

Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда;
но человек рождается на страдание, как искры, чтоб устремляться вверх.
Иудаизм и христианство. Книга Иова 5: 6—7

Братья, все есть огонь. Что же это все, охваченное огнем? Братья, глаза есть огонь, видимые предметы есть огонь, осознание видимого есть огонь, запечатленная видимость есть огонь, а также любое ощущение, приятное и мучительное или лишенное равно приятности, как и мучительности, возникающее в результате запечатления видимого, это тоже огонь. В чем горят они? Горят они в пламени похоти, в пламени ненависти, в пламени заблуждения; итак, это огонь в рождении, созревании и смерти, в скорби, в плаче, в боли, в горести, в отчаянии.
Уши есть огонь, звуки есть огонь, осознание слышимого есть огонь, запечатленис смешанно! о есть огонь, а также любое ощущение, приятное или мучительное, или лишенное равно приятности как и мучительности, возникающее в результате запечатления слышанного, есть oi онь. В чем горят они? Горят они в пламени похоти, в пламени ненависти, в пламени заблуждений; итак, это огонь в рождений, созревании и смерти, в скорби, в плаче, в боли, в горести, в отчаянии.
Нос есть огонь, запахи есть огонь, осознание обоняемого есть огонь, запечатление обоняемого есть огонь [... ]
Язык есть огонь, вкус есть огонь, осознание вкуса есть огонь, запечатление вкуса есть огонь [... ]
Тело есть огонь, осязаемые предметы есть огонь, осознавание осязаемого есть огонь, ощущение осязания есть огонь |... |
Рассудок есть огонь, мысли есть огонь, осознание мыслей есть огонь... В чем горяч они? Горят они в пламени похоти, в пламени ненависти, в пламени заблуждений; итак, это огонь в рождении, созревании и смерти, в скорби, в плаче, в боли, в горести, в отчаянии.
Буддизм. Самйутта Никайа xxxv. 28: Проповедь о Пламени

Фарид, мне казалось, я один полон скорби; А скорбью объят весь мир. Увидел я, забравшись на крышу дома, Все жилища охвачены пламенем скорби.
Сикхизм. Ади-Грантх, Шалок, Фарид
Киса Готами имела одного сына, и он умер. В скорби своей понесла она мертвого ребенка к соседям, прося у них лекарства, а люди говорили: " Она лишилась рассудка. Мальчик умер".
В конце концов Киса Готами встретила человека, который в ответ на ее просьбу сказал: " Я не могу дать лекарство для твоего ребенка, но знаю врача, который может это сделать. Иди к Шакьямуни, ЭТО Будда".
Киса Готами отправилась к Будде и стала плакать: " Владыка и Господин, дай мне лекарство, чтобы вылечить мое дитя".
Будда ответил: " Мне нужна для этого горсть горчичного зерна". Когда же обрадованная женщина обещала раздобыть его, Будда добавил: " Зерно ты должна взять в таком доме, где никто не потерял ребенка, родителей, родичей или друга".
Бедная Киса Готами пошла из дома в дом, и люди, жалея ее, говорили: " Вот горчичное зерно, возьми, сколько тебе нужно! " Тогда она спрашивала: " Были умершие в вашей семье? Может быть, вы потеряли сына или дочь, отца или мать? " И ей отвечали: " Увы! Живых мало, а мертвых много. Не напоминай нам о великом горе нашем".
И не было ни одного дома, в котором не оплакивали бы кого-нибудь из любимых.
Киса Готами, утомленная и потерявшая надежду, села у дороги, смотря на огни города, которые вспыхнули на краткое мгновение, а затем снова погасли. В конце концов все погрузилось в темноту ночи. И стала она размышлять о судьбе людей, чья жизнь вспыхивает на краткое мгновение, а затем снова гаснет. И подумала она о себе: " Сколько себялюбия в горе моем! Всем суждена смерть; но в этой долине, полной скорбей, есть тропа, которая ведет человека к бессмертию, где нет места себялюбию".
Отринув себялюбивую привязанность к мертвому сыну, Киса Готами похоронила тело его в лесу, а затем вернулась к Будде и нашла у него пристанище и обрела утешение в Дхарме.
Буддизм. Буддагхоса, Притча о горчичном зерне Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное. Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться
от объятий;
Время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; Время любить, и время ненавидеть; время войне, -и время миру.
Иудаизм и христианство. Книга Екклесиаста 3: 1—8

Говорят, у ашваттхи бессмертной
Корни кверху растут, ветви — книзу,
ее листья ведийские гимны,
кто так знает ее знаток Веды.
Гунами крепкие, множатся ветви
вверх, также вниз; чувств объекты — побеги.
Корни иные вниз протянулись,
кармой людей оплетая в мире.
Облик ашваттхи, опора, начало,
также конец — в мире непостижимы;
твердым мечом о грешенья кто срубит
древо это с разросшимся корнем?..
Индуизм. Бхагавадгита 15. 1—3
Ни на этой земле обширной,
ни среди всех богов на небе
нет существ, что были б свободны
от трех гун, порожденных природой.
Индуизм. Бхагавадгита 18. 40
Пели говорим, ЧТО не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Христианство. Первое послание Иоанна 1: 8

Я не оправдываю свою душу, — ведь душа побуждает ко злу, если только не помилует Господь мой.
Ислам. Коран 12: 53

Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
Как написано: Нет праведного ни одного; Нет разумевающего; никто не ищет Бога;
Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Христианство. Послание к римлянам 3: 9—12

Ведь человек создан колеблющимся, когда коснется его зло — печалящимся, а когда коснется его добро недоступным, кроме молящихся...
Ислам. Коран 70: 19—22

Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Иудаизм и христианство. Псалтирь 50: 7

Каждому из нас от рождения суждено нести в себе наследие первого и поныне продолжа­ющегося мятежа против Господа. В наследии этом заключена наклонность к греху. Человек грешит, когда, в противоречии с божественной волей, стремится утолить свои неумеренные желания. Стремление это сокрыто в сердцах всех людей, независимо от того, верят они в Бога или нет, но многие даже не подозревают об этом.
Сэкай Кюсэйкё. Мокиши Окада, Дзорей

Учитель сказал: " Я не видел тех, кто любит человеколюбие, и тех, кто ненавидит то, что является нечеловеколюбием. Те, кто любит человеколюбие [считают], что нет ничего выше его. Тс, кто ненавидит то, что является нечеловеколюбием, сами обязательно следуют человеколю­бию; они поступают так, чтобы то, что является нечеловеколюбием, их не касалось. Могут ли люди целый день отдавать свои силы следованию человеколюбию? Я не видел людей, у которых на это хватило бы сил. Такие люди есть. Только я их не видел".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] В каждом лесу есть самец обезьяны.
Африканские традиционные религии. Поговорка народа тив (Нигерия)

От бесконечного начала времен все, обладающие ощущениями существа, и я в том числе, были родителями и детьми, братьями и сестрами друг для друга. Полные алчности, ненависти и невежества, гордости, тщеславия, бесчестия, обмана и других недугов, мы в силу этого стремились нанести ущерб друг другу, насилуя, грабя и убивая, совершая все мыслимое зло. Все обладающие ощущениями существа таковы — из-за своих страстей и недугов не уважают они и не почитают друг друга, не приходят к согласию и не подчиняются друг другу, не считаются с мнением другого, не просвещают и не направляют друг друга, не заботятся друг о друге — а продолжают убивать и калечить друг друга, оставаясь друг для друга врагами и злодеями. И сам я, и все прочие обладающие ощущениями существа — бессовестно мы ведем себя в прошлом, в будущем и настоящем, тогда как Будды прошлого, будущего и настоящего видят это и знают об этом.
Буддизм. Сутра Ожерелья 22

Как велик Господь,
Владыка людей на земле!
Как украшен гневом Господь
Против всего, что несогласно с волей его.
Небеса даровали рождение множеству людей,
Но природа их от этого не зависит.
Все добры в начале пути.
Но немногим удается остаться такими же в конце. Конфуцианство. Ши цзин [Книга Песен], Ода 255

[Помни], кроме того: искусные борцы начинают мериться силами открыто, а кончают тайным [приемом] — в напряженный [момент] прибегают ко многим хитростям; вино пьют согласно церемониям, соблюдая вначале порядок, кончают же беспорядком — большое возбуждение ведет к чрезмерным наслаждениям. И так во всем. Начинают с извинения, а кончают грубостями. Ничтожное вначале становится огромным к концу.
Даосизм. Чжуан-цзы 4

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...