ЧАСТЬ II. Грех, зло и грехопадение человека
ЧАСТЬ II. Грех, зло и грехопадение человека
Глава 7. Условия человеческого существования Несмотря на то что религия дает людям жизненную цель, которая в виде идеала живет в их душах, само человеческое существование характеризуется страданием, угнетением, войнами, суетными устремлениями и бессилием. Исходный пункт-буддизма — первая из Четырех Благородных Истин — выражается в том, что жизнь есть зло, ибо она состоит из треволнений и страдания. Во всех религиях тем или иным образом постулируется, что условия человеческого существования противоречат истинному предназначению человека, как оно определено Богом и завещано божественными предписаниями. Христианские представления о неистребимой наклонности человека к греху и отрицанию Бога заложены в учении о первородном грехе. Фрагменты священных писаний, в которых приводятся эти и сходные с ними суждения, собраны в первом разделе данной главы. Третий подход в описании условий человеческого существования представлен темой невежества. Например, многие люди на протяжении всей своей жизни не способны познать своего предназначения, ибо не знают Бога и его предписаний. Они ослеплены заблуждениями или же увлечены ложными ценностями, подвержены материализму и эгоизму, которые увлекают их на путь, ведущий к отрицанию Бога и к их собственной гибели. В монотеистических религиях разрабатывается сходная концепция идолопоклонства, где в виде ложных богов выступают богатство, власть, знатность, национальная исключительность или любые пристрастные политические убеждения, если им придается самодовлеющее значение. Самыми же злокозненными формами невежества являются гордость и эгоизм, в силу которых человек мнит себя стоящим выше других.
Зло Первая из Четырех Благородных Истин, завещанных Буддой, заключается в том, что человеческое существование есть страдание или зло (дукха). С ней близко связана идея, что зло исходит от самого человека, ибо его обуревают ложные устремления, часто описываемые в виде метафоры, изображающей мир, охваченный пламенем. В индуизме участь человека — сансара — рассматривается как бесконечная цепь рождений и смертей, обусловленных природными силами (гунами), но вызванных вместе с тем прошлыми деяниями. Это всемирное древо, растущее вершиной вниз: в его корнях и ветвях заключена совокупность деяний от начала времен (карма), а в целом это и есть страдание. Сходная концепция первородного греха присуща христианству: люди, в силу порочности своей натуры, отпали от Бога и не способны из-за этого исполнить свое истинное предназначение. М ы пытаемся преклониться к добру, но, несмотря на все наши усилия, не можем его достичь. Первородный грех, подобно индуистской сансаре, тяготеет над человечеством на протяжении всей истории его существования. Учение о первородном грехе содержит в себе также объяснение его причин в грехопадении первого человека, но эта тема разрабатывается в следующей главе.
Благородная Истина о Страдании состоит в следующем: рождение есть страдание; созревание есть страдание; болезнь есть страдание; смерть есть сградание; скорбь и плач, боль, горе и оIчаяние есть страдание; приобщение к неприятному есть страдание; отлучение от приятного есть страдание; не иметь того, что желаешь, есть страдание — короче, все пять чувств, имеющих отношение к привязанности, есть страдание. Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда; Братья, все есть огонь. Что же это все, охваченное огнем? Братья, глаза есть огонь, видимые предметы есть огонь, осознание видимого есть огонь, запечатленная видимость есть огонь, а также любое ощущение, приятное и мучительное или лишенное равно приятности, как и мучительности, возникающее в результате запечатления видимого, это тоже огонь. В чем горят они? Горят они в пламени похоти, в пламени ненависти, в пламени заблуждения; итак, это огонь в рождении, созревании и смерти, в скорби, в плаче, в боли, в горести, в отчаянии.
Фарид, мне казалось, я один полон скорби; А скорбью объят весь мир. Увидел я, забравшись на крышу дома, Все жилища охвачены пламенем скорби.
Говорят, у ашваттхи бессмертной Я не оправдываю свою душу, — ведь душа побуждает ко злу, если только не помилует Господь мой. Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, Ведь человек создан колеблющимся, когда коснется его зло — печалящимся, а когда коснется его добро недоступным, кроме молящихся... Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Иудаизм и христианство. Псалтирь 50: 7 Каждому из нас от рождения суждено нести в себе наследие первого и поныне продолжающегося мятежа против Господа. В наследии этом заключена наклонность к греху. Человек грешит, когда, в противоречии с божественной волей, стремится утолить свои неумеренные желания. Стремление это сокрыто в сердцах всех людей, независимо от того, верят они в Бога или нет, но многие даже не подозревают об этом.
Учитель сказал: " Я не видел тех, кто любит человеколюбие, и тех, кто ненавидит то, что является нечеловеколюбием. Те, кто любит человеколюбие [считают], что нет ничего выше его. Тс, кто ненавидит то, что является нечеловеколюбием, сами обязательно следуют человеколюбию; они поступают так, чтобы то, что является нечеловеколюбием, их не касалось. Могут ли люди целый день отдавать свои силы следованию человеколюбию? Я не видел людей, у которых на это хватило бы сил. Такие люди есть. Только я их не видел". От бесконечного начала времен все, обладающие ощущениями существа, и я в том числе, были родителями и детьми, братьями и сестрами друг для друга. Полные алчности, ненависти и невежества, гордости, тщеславия, бесчестия, обмана и других недугов, мы в силу этого стремились нанести ущерб друг другу, насилуя, грабя и убивая, совершая все мыслимое зло. Все обладающие ощущениями существа таковы — из-за своих страстей и недугов не уважают они и не почитают друг друга, не приходят к согласию и не подчиняются друг другу, не считаются с мнением другого, не просвещают и не направляют друг друга, не заботятся друг о друге — а продолжают убивать и калечить друг друга, оставаясь друг для друга врагами и злодеями. И сам я, и все прочие обладающие ощущениями существа — бессовестно мы ведем себя в прошлом, в будущем и настоящем, тогда как Будды прошлого, будущего и настоящего видят это и знают об этом. Как велик Господь, [Помни], кроме того: искусные борцы начинают мериться силами открыто, а кончают тайным [приемом] — в напряженный [момент] прибегают ко многим хитростям; вино пьют согласно церемониям, соблюдая вначале порядок, кончают же беспорядком — большое возбуждение ведет к чрезмерным наслаждениям. И так во всем. Начинают с извинения, а кончают грубостями. Ничтожное вначале становится огромным к концу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|