Внутренняя война
В религиозном сознании несовершенство человеческой природы осмысляется как внутренняя война между двумя противостоящими друг другу силами — добром и злом. Поскольку это противоречие присуще всем людям, они не могут осуществить свое божественное предназначение, равно как и достичь состояния единства и цельности. Парадокс заключается в том, что человек, погруженный в суетные мирские дела, может не осознавать конфликт между двумя враждебными силами, который выдвигается на первый план именно тогда, когда люди стремятся стать добрыми и вершить добро.
В разных религиях " внутренняя война" осмысляется по-разному. В первой группе фрагментов священных текстов появление двух этих противоборствующих сил отнесено к моменту создания мира: так, в зороастризме и индуизме утверждается истина, что земля есть арена борьбы между силами добра и зла, а в индуизме и джайнизме проводится различие между божественным " я" и материальной сферой его воплощения.
Однако монотеистические религии отвергают дуализм, в силу которого конфликт двух сил возникает вместе с сотворением мира, ибо это ведет к появлению неразрешимых противоречий в учении о единстве Бога. В монотеизме возникновение двух враждующих начал обусловлено либо влиянием духовной сферы (вмешательством демонических сил), либо чувственными желаниями самой человеческой души. Эти представления отражены, например, в рассуждениях апостола Павла о войне между духом и плотью или в иудаистском учении о добрых и злых наклонностях. Равным образом в буддизме, где материальное существование рассматривается как отражение рассудка и все явления осмысляются в плане психологии, первостепенное значение придается противоречиям внутри личности, столкновению между изначальной пустотой и узами, возникающими из эгоистических желаний. В заключение мы приводим фрагменты писаний, выражающие универсальную концепцию, суть которой состоит в том, что душа человека часто является его злейшим врагом.
Магхават! Поистине смертно это тело [и] охвачено смертью. Оно — местопребывание этого бессмертного, бестелесного Атмана. Поистине, наделенный телом охвачен приятным и неприятным — ведь у того, кто наделен телом, нет избавления от приятного и неприятного. Бестелесного же, поистине, не касается ни приятное, ни неприятное.
Индуизм. Чхандогъя упанишада 8. 12. 1
Две птицы, неразлучные навек, спустились на одно и то же дерево. Одна из них ест сладкие плоды, другая смотрит, ничего не вкушая.
На этом же дереве заблудший пуруша, погруженный [в думы], печалится о своей беспомощности. Когда он видит другого, почитаемого владыку и его величие, печаль, говорят, покидает его.
Когда видящий видит творца золотого цвета, владыку, пурушу, лоно Брахмана, он, будучи знающим, стряхивает [с себя] добро и зло и, незапятнанный, достигает высшего равенства [с творцом].
Индуизм. Мундака упанишада 3. 1. 1—3
В Первом Основополагающем Законе заключена основная причина последовательной смены рождений и смертей от бесконечного начала времен. Это Закон Неведения, универсальный закон воплощения, проявления, преображения, смены и различения. В силу действия этого закона произошло разнообразие проявлений разума у всех обладающих ощущениями существ, и во все времена они считали свой ограниченный, смятенный и пораженный недугами разум проявлением истинного изначального Разума.
Во Втором Основополагающем Законе заключена основная причина неразрывного единения Просвещения и Нирваны, существующего от бесконечного начала времен. Это закон всеобъемлющего сострадания и сочетания душ, ведущий к единению закон чистоты, гармонии, света, ритмичного движения, постоянства и покоя. При сочетании этого закона с ярким светом твоей собственной души открывается, развивается и осуществляется в различных проявлениях всеобъемлющий дух.
Буддизм. Сурангама сутра
Две природы существ бывают в этом мире богов и асуров; Я о первой сказал подробно, теперь, Партха, услышь про другую.
Индуизм. Бхагавадгита 16. 6
Есть два основополагающих духа, два близнеца, про которых известно, что находятся во вражде. В мысли и в слове, в действии всегда их двое: добро и зло. И правильным будет выбор благодетельного, а не злокозненного.
И поначалу, когда оба духа действуют заодно, создают они жизнь и смерть, но к концу худшая кара ждет того, кто поддался лживому духу, а избравшему истинного будут дарованы наилучшие [Небеса].
Из этих двух духов ложный ведет к наихудшим деяниям. А истинно добродетельный дух, облаченный в одеяние из крепчайшего камня, ведет к истине, и смертные, исполняющие предначертания Мудрого Владыки, свершают благое.
Зороастризм. Авеста, Ясна 30. 3— 5
От Праджапати произошло два вида существ: боги и асуры. И боги были моложе, асуры — старше. Они боролись друг с другом за эти миры. Боги сказали: " Давайте победим асуров при жертвоприношении с помощью удгитхи".
Они сказали речи: " Пой для нас". — " Хорошо", — [сказала речь], и речь стала петь для них. То наслаждение, которое заключено в речи, она [своим] пением доставляла богам; то хорошее, что она говорит, — себе самой. [Асуры] узнали: " Поистине, нас одолеют с помощью этого певца", — и, набросившись на нее, поразили ее злом. Зло, [которое заключается в том], что она говорит дурное, и есть это зло.
Затем [боги] сказали обонянию: " Пой для нас". — " Хорошо", — [сказало обоняние], и обоняние стало петь для них. То наслаждение, которое заключено в обонянии, оно [своим] пением доставляло богам; то хорошее, что оно обоняет, — себе самому. [Асуры] узнали: " Поистине, нас одолеют с помощью этого певца", и, набросившись на него, поразили его злом. Зло, [которое заключается в том], что оно обоняет дурное, и есть это зло.
Затем [боги] сказали глазу: " Пой для нас". — " Хорошо", — [сказал глаз], и глаз стал петь для них. То наслаждение, которое заключено в глазу, он [своим] пением доставлял богам; то хорошее, что он видит, — себе самому. [Асуры] узнали: " Поистине, нас одолеют с помощью этого певца", — и, набросившись на него, поразили его злом. Зло, [которое заключается в том], что он видит дурное, и есть это зло.
Затем [боги] сказали уху: " Пой для нас". — " Хорошо", — [сказало ухо], и ухо стало петь для них. То наслаждение, которое заключено в ухе, оно [своим] пением доставляло богам; то хорошее, что оно слышит, — себе самому. [Асуры] узнали: " Поистине, нас одолеют с помощью этого певца", — и, набросившись на него, поразили его злом. Зло, [которое заключается в том], что оно слышит дурное, и есть это зло.
Затем [боги] сказали разуму: " Пой для нас". — " Хорошо", — [сказал разум], и разум стал петь для них. То наслаждение, которое заключено в разуме, -он [своим] пением доставлял богам; то хорошее, что он думает, — себе самому. [Асуры] узнали: " Поистине, нас одолеют с помощью этого певца", — и, набросившись на него, поразили его злом. Зло, [которое заключается в том], что он думает дурное, и есть это зло. Так и случилось, что они одолели этих божеств злом, так они поразили их злом.
Индуизм. Брихадараньяка упанишада 3. 1—7
... Дух бодр, плоть же немощна. Христианство. Евангелие от Матфея 26: 41
А человек взывает ко злу так же, как он взывает к добру; ведь человек тороплив. Ислам. Коран 17: 12
Каждый человек имеет одновременно дурное сердце и хорошее сердце. Каким бы хорошим ни казался человек, в нем есть зло. Каким бы дурным ни казался человек, в нем есть что-то хорошее. Нет безупречных людей.
Религии американских индейцев. Заповеди племени могавков
Ибо разум, как говорят, бывает двух видов — чистый и нечистый: Нечистый соприкасается с желанием, чистый избегает желаний.
Индуизм. Майтри упанишада 6. 34
Узами зависти и себялюбия все опутаны — боги, люди, демоны, нага, гандхабба и прочие
виды живых существ. И хоть выражают они желание: " Да будем мы жить в дружбе, без
ненависти, оскорблений, вражды или злобы" — все равно живут во вражде, ненавидя,
оскорбляя, злобствуя и нанося друг другу вред. ,
Буддизм. Дигха Никайа ii. 276, Саккапанха Суттанта
Увы, все усилия мои оказались тщетными! Не сумел я уменьшить свою гордость, И тщеславия своего не превозмог:
Разум мой по-прежнему в рабстве у дурных склонностей! Нанак молит, Господи, спаси, спаси!
Сикхизм. Ади-Грантх, Шалок М. 9
Я знаю, что есть добро,
Но не расположен его делать;
Знаю также, что есть зло,
И все равно творю его;
Я делаю то, к чему побуждает меня
Некий божественный дух,
Нашедший пристанище в моем сердце.
Индуизм. Махабхарата
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр. А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра
есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Христианство. Послание к римлянам 7: 15- -24
Человек только сам себе друг, только сам себе враг бывает; пусть себя он собою поднимет, пусть собою себя не уронит. Кто себя победил собою, тот становится сам себе другом, но кто сам над собою не властен — словно враг он себя ненавидит.
Индуизм. Бхагавадгита 6. 5—6
Поистине, Аллах ни в чем не несправедлив к людям, но люди несправедливы сами к себе! Ислам. Коран 10: 45(44)
Что бы ни сделал враг врагу или же ненавистник ненавистнику, ложно направленная мысль может сделать еще худшее.
Буддизм. Дхаммапада 42
Остерегайся! Привязанность твоя к себе больше, чем ты сам;
Внемли! Страсти твои сильнее тебя.
Твое порочное желание гораздо греховнее, чем ты сам;
Твои привычные желания говорят о тебе больше, чем мог бы сказать ты.
Бесконечные твои думы разумнее тебя самого. ,
Буддизм. Миларепа
Воспользуйтесь поиском по сайту: