Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неведение




Во многих религиях злокозненность человеческого существования рассма­тривается как прямое следствие невежества. Пребывая в неведении относите­льно истинности Высшей Реальности и своего жизненного предназначения, люди не способны распознать подлинные ценности и оттого совершают дурные поступки. В индуизме и джайнизме именно эта слепота (авидийа) обрекает человека на вращение в колесе рождения-и-смерти (сансара). В будди­зме невежество признается причиной возникновения эгоистических желаний, ведущих к заблуждениям (моха). В христианской Библии апостол Павел учит, что от неведения Бога происходят все виды порока и распутства. В исламе это обусловлено забвением Бога; вследствие этого люди со времен Адама сбились с истинного пути и погубили тем самым свои души. Даосские мудрецы осуждают познание земных вещей, ибо в нем источник неприятия истинных ценностей. Во многих священных текстах можно найти сходные предостереже­ния о ложных целях и тщеславных устремлениях, отравляющих земной мир.
Фрагменты священных писаний располагаются в данном разделе в сле­дующем порядке: мы начинаем с общих постулатов, где утверждается, что неведение Высшей Реальности неизбежно ведет к злу и демонизму. Затем идут тексты, в которых доказывается, что именно неведение обрекает людей на страдания в колесе сансары при постоянной смене рождений и смертей. О духовной слепоте идет речь в третьей группе текстов — начи­ная с отрывков, где описывается пелена заблуждений (майя), которая не дает проникнуть в истинную суть вещей. Далее человеческая слепота пока­зывается метафорически: она уподобляется лягушкам в пруду и бабочкам, летящим на огонь, несущий им гибель.

... А на дела Господа они не взирают, и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Исайи 5: 12—13

Не будьте, как те, которые забыли Аллаха, и Аллах заставил их забыть самих себя. Ислам. Коран 59: 19

Когда люди свернут пространство, словно кожу, Тогда [и] без распознавания бога наступит конец [их] страданию.
Индуизм. Шветашватара упанишада 6. 20
Кто желает сделать другому зло, тот не помнит Бога. Африканские традиционные религии. Пословица

Сказал безумец в сердце своем: " нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. Неужели не вразумятся все делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
Иудаизм и христианство. Псалтирь 13: 1—4
Асурические люди не знают ни действия, ни бездействия, у них нет ни чистоты, ни [правильного] поведения, ни правды.
Они говорят, что мир [преходящий] без правды, без основания, без Ишвары, возник не от причин и следствий, а не чем иным, как Камой. Утвердившись в этих взглядах, губящие самих себя, малоумные, они рождаются злодеями, губителями [преходящего] мира, вредоносные.
Ни деяний, ни воздержанья люди-демоны смысла не знают; не бывает ни чистоты в них, ни правдивости, ни добронравья.
Этот мир, они мнят, нереален,
нет опоры в нем, нет и владыки,
нет согласья частей в природе;
где ж причина его? — " Только похоть".
Люд безумный, душою погибший, утвердившись в таком лжеученье, копит силы для целей преступных, ради гибели мира стараясь.
Ненасытных полны желаний, лицемерны, горды они, наглы, слепы к правде, в погоне за мнимым домогаются целей нечистых.
Суете безграничной отдавшись, что затихнет лишь с гибелью мира, они похоть стремятся насытить, " только это и есть" — полагая.
В сотне тщетных надежд увязнув, пребывая всегда в страсти, в злобе, они жаждут богатств накопленья, своим низким чувствам отдавшись.
" Мне сегодня досталось вот это, завтра — то утолю желанье; накопил я уже немало, и еще мне богатства прибудет.
Этот враг уже мной уничтожен, и другого убью непременно; как я властвую, как наслаждаюсь, как я счастлив, силен, удачлив!
Я богат! Я высок рожденьем! кто еще здесь со мной сравнится? Жертвы жертвуя, стану я славен! " — восклицают безумцы хором.
Заблудившись во множестве мыслей, слепотой себя спутав, как сетью, привязавшись к страстей усладам, эта нечисть в ад ниспадает.
Индуизм. Бхагавадгита 16. 7—16

У тех, кто не понял Неба, нет чистоты добродетели. Те, кто не постиг пути, ни к чему не способны. Как жалок тот, кто не постиг пути!
Даосизм. Чжуан-цзы 11

В этом великом колесе Брахмана, всеоживляющем, всеохватывающем, блуждает " гусь",
Мысля Атмана и Движущего различными; возлюбленный [же] им, он идет к бессмертию.
Это воспето как высший Брахман, в нем — триада, [он] твердо основанный и нетленный.
Знающие Брахмана, узнав, что [содержится] в нем, погружаются в Брахмана; преданные ему, [они] освобождаются от рождения.
Владыка поддерживает все это сочетание тленного и нетленного, проявленного и непрояв-ленного.
Не будучи владыкой, [индивидуальный] Атман связан, ибо по природе [он] — восп­ринимающий. Познав божество, он освобождается от всех уз.
Индуизм. Шветашватара упанишада 1. 6—8

В силу энергии привычного, накопленной ложными представлениями от бесконечного начала времен, этот мир подвержен постоянному изменению и разрушению: он словно река, семя, светильник, ветер, облако; будто обезьяна, которая не знает покоя, будто муха, которая рыскает в поисках нечистых вещей и загрязненных мест, будто огонь, который не может пресытиться. Так и [мысль] подобна водяному колесу или мельнице: она крутится на колесе изменения, уносящего все тела и все предметы... вращая деревянные фигурки, как двигает их колдун. Махамати, истинное познание этих явлений — оно называется осознанием того, что люди лишены собственного " я".
Буддизм. Ланкаватара сутра 24

И также сказано в другом месте: ... [Он] опьянен вином заблуждения, словно опьяненный вином; мечется, словно охваченный злым духом; уязвлен предметами восприятия, словно уязвленный большой змеей; ослеплен страстью, словно кромешной тьмой; состоит из заблуж­дения, словно мираж; являет обманчивый вид, словно сон; пуст, словно сердцевина бананового дерева; мгновенно [меняет] одежду, словно актер; доставляет обманчивое удовольствие, слов­но разрисованная стена.
Индуизм. Майтри упанишада 4. 2

Заблуждение причиной тому, что каждый вновь и вновь проходит через цикл рождения и смерти. В этой нерушимой цепи рождений и смертей вновь и вновь является на свет заблуждение.
Джайнизм. Акарангасутра 5. 7—8

Я не всякому глазу доступен, своей майи действием скрытый. Индуизм. Бхагавадгита 7. 25

Длинна ночь для бодрствующего, длинна йоджана для уставшего, длинна сансара для глупцов, не знающих истинной дхаммы.
Буддизм. Дхаммапада 60

А у тех, которые не веровали, деяния — точно мираж в пустыне. [... ]
Или как мрак над морской пучиной. Покрывает ее волна, над которой волна, над которой облако. Мрак один поверх другого. Когда он вынет свою руку, почти не видит ее. Кому Аллах не устроил света, нет тому света!
Ислам. Коран 24: 39 40

Внутри Сущности Разума все вещи по природе своей чисты, подобно лазури неба и свету солнца и луны. Свет их может показаться тусклым, если сокрыты они облаками; но едва унесутся облака, обретает их свет прежнюю яркость, и все предметы освещены им. Ученые люди, наши дурные обычаи можно приравнять к этим облакам; а Мудрость и Благоразумие — к солнцу и луне соответственно. Когда заняты мы внешними ощущениями, Сущность Разума скрывается за облаками развратных мыслей, которые не дают сиять полным светом нашей Мудрости и нашему Благоразумию.
Буддизм. Сутра Хуэйнэна 6

Погрязшие в незнании, [но] Полагающие себя мудрыми и сведущими, Глупцы, по извилистым путям блуждающие, Подобны слепым, имеющим слепого поводыря.
Индуизм. Катха упанишада 1. 2. 5
Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
Христианство. Второе послание к коринфянам 4: 3—4

Учитель сказал: " Ничего не поделаешь! Я не видел, чтобы человек мог, заметив свои ошибки, осудить себя в душе".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 5. 26

Мы сотворили для геенны много джиннов и людей: у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они — как скоты, даже более заблудшие. Они — находящиеся в невнимательности.
Ислам. Коран 7: 178(179)

И сбывается над ними пророчество Исайи, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите;
Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
Христианство. Евангелие от Матфея 13: 14—15

Слеп этот мир. Немногие в нем видят ясно, подобно птице, освобожденной из сети, лишь немногие попадают на небеса.
Буддизм. Дхаммапада 174

Подобен пруду, полному лягушек, Не ведающих о широком мире,
Таков мой разум, заблудившийся в дурных страстях, Отвергающий всякую мысль о Запредельном. Владыка всех вселенных! Дай мне хоть на мгновение Узреть Тебя!
Владыка! Чувства мои загрязнены;
Не могу познать Тебя.
Излей на меня Твою благодать;
Освободи от заблуждений;
Дай истинную мудрость.
Великие йоги при всей своей изощренности
Не могут понять непостижимой Реальности.
Любовью и преданностью можно узнать Тебя
Так говорит Равидас, сапожник.
Сикхизм. Ади-Грантх, Гаури Пураби, Равидас

Как-то раз Благородный человек сидел у дома. Была кромешно-темная ночь, и зажгли масляные лампы. Тучи крылатых насекомых роились вокруг ламп, падали и погибали, сами неслись к уничтожению и смерти. Увидев, что совершают тучи крылатых насекомых, Благо­родный понял смысл этого и произнес стих, полный возвышенного значения:
Они спешат и летят на свет, но не ведают реальности;
Деяниями их укрепляются узы рабства.
Как крылатые существа падают в огонь лампы,
Так многие привержены лишь тому, что видят и слышат.
Буддизм. Удана 72
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? [... ] Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!
Иудаизм и христианство. Книга Екклесиаста 1: 2—3, 14

Притча о тех, которые не веруют: деяния их — как пепел, усилился над ним вихрь в бурный день; они не властны ни над чем, что приобрели. Это далекое заблуждение!
Ислам. Коран 14: 21(18)

          

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...