Неведение
Во многих религиях злокозненность человеческого существования рассматривается как прямое следствие невежества. Пребывая в неведении относительно истинности Высшей Реальности и своего жизненного предназначения, люди не способны распознать подлинные ценности и оттого совершают дурные поступки. В индуизме и джайнизме именно эта слепота (авидийа) обрекает человека на вращение в колесе рождения-и-смерти (сансара). В буддизме невежество признается причиной возникновения эгоистических желаний, ведущих к заблуждениям (моха). В христианской Библии апостол Павел учит, что от неведения Бога происходят все виды порока и распутства. В исламе это обусловлено забвением Бога; вследствие этого люди со времен Адама сбились с истинного пути и погубили тем самым свои души. Даосские мудрецы осуждают познание земных вещей, ибо в нем источник неприятия истинных ценностей. Во многих священных текстах можно найти сходные предостережения о ложных целях и тщеславных устремлениях, отравляющих земной мир.
... А на дела Господа они не взирают, и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. Не будьте, как те, которые забыли Аллаха, и Аллах заставил их забыть самих себя. Ислам. Коран 59: 19 Когда люди свернут пространство, словно кожу, Тогда [и] без распознавания бога наступит конец [их] страданию. Сказал безумец в сердце своем: " нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
У тех, кто не понял Неба, нет чистоты добродетели. Те, кто не постиг пути, ни к чему не способны. Как жалок тот, кто не постиг пути! В этом великом колесе Брахмана, всеоживляющем, всеохватывающем, блуждает " гусь", В силу энергии привычного, накопленной ложными представлениями от бесконечного начала времен, этот мир подвержен постоянному изменению и разрушению: он словно река, семя, светильник, ветер, облако; будто обезьяна, которая не знает покоя, будто муха, которая рыскает в поисках нечистых вещей и загрязненных мест, будто огонь, который не может пресытиться. Так и [мысль] подобна водяному колесу или мельнице: она крутится на колесе изменения, уносящего все тела и все предметы... вращая деревянные фигурки, как двигает их колдун. Махамати, истинное познание этих явлений — оно называется осознанием того, что люди лишены собственного " я".
И также сказано в другом месте: ... [Он] опьянен вином заблуждения, словно опьяненный вином; мечется, словно охваченный злым духом; уязвлен предметами восприятия, словно уязвленный большой змеей; ослеплен страстью, словно кромешной тьмой; состоит из заблуждения, словно мираж; являет обманчивый вид, словно сон; пуст, словно сердцевина бананового дерева; мгновенно [меняет] одежду, словно актер; доставляет обманчивое удовольствие, словно разрисованная стена. Заблуждение причиной тому, что каждый вновь и вновь проходит через цикл рождения и смерти. В этой нерушимой цепи рождений и смертей вновь и вновь является на свет заблуждение. Я не всякому глазу доступен, своей майи действием скрытый. Индуизм. Бхагавадгита 7. 25 Длинна ночь для бодрствующего, длинна йоджана для уставшего, длинна сансара для глупцов, не знающих истинной дхаммы. А у тех, которые не веровали, деяния — точно мираж в пустыне. [... ] Внутри Сущности Разума все вещи по природе своей чисты, подобно лазури неба и свету солнца и луны. Свет их может показаться тусклым, если сокрыты они облаками; но едва унесутся облака, обретает их свет прежнюю яркость, и все предметы освещены им. Ученые люди, наши дурные обычаи можно приравнять к этим облакам; а Мудрость и Благоразумие — к солнцу и луне соответственно. Когда заняты мы внешними ощущениями, Сущность Разума скрывается за облаками развратных мыслей, которые не дают сиять полным светом нашей Мудрости и нашему Благоразумию. Погрязшие в незнании, [но] Полагающие себя мудрыми и сведущими, Глупцы, по извилистым путям блуждающие, Подобны слепым, имеющим слепого поводыря.
Учитель сказал: " Ничего не поделаешь! Я не видел, чтобы человек мог, заметив свои ошибки, осудить себя в душе". Мы сотворили для геенны много джиннов и людей: у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они — как скоты, даже более заблудшие. Они — находящиеся в невнимательности. И сбывается над ними пророчество Исайи, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите; Слеп этот мир. Немногие в нем видят ясно, подобно птице, освобожденной из сети, лишь немногие попадают на небеса. Подобен пруду, полному лягушек, Не ведающих о широком мире, Как-то раз Благородный человек сидел у дома. Была кромешно-темная ночь, и зажгли масляные лампы. Тучи крылатых насекомых роились вокруг ламп, падали и погибали, сами неслись к уничтожению и смерти. Увидев, что совершают тучи крылатых насекомых, Благородный понял смысл этого и произнес стих, полный возвышенного значения: Притча о тех, которые не веруют: деяния их — как пепел, усилился над ним вихрь в бурный день; они не властны ни над чем, что приобрели. Это далекое заблуждение!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|