Антикризисное управление как особый вид управленческой деятельности
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Московский государственный университет экономики, Статистики и информатики Институт Менеджмента Кафедра Антикризисного управления В.Р.Веснин Т.В. Юрьева ТЕОРИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Учебное пособие Москва 2010
Содержание ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА 1. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ.. 4 1.1. Антикризисное управление как особый вид управленческой деятельности. 4 1.2 Типы антикризисного управления. 7 ГЛАВА 2. КРИЗИС: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. 9 2.1 Понятие кризиса социально-экономической системы.. 9 2.2 Классификация кризисов. 10 2.3 Кризис организации. 15 ГЛАВА 3. БАНКРОТСТВО КАК ИНСТИТУТ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА.. 16 3.1 Несостоятельность: понятие, виды и признаки. 16 3.2 Институт несостоятельности и его роль в рыночной экономике. 19 3.3 Процедуры банкротства. 23 ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО.. 28 4.1 Арбитражный управляющий: права и обязанности. 28 4.2 Арбитражный управляющий и его функции при проведении процедур банкротства. 31 4.3. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих. 34 ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ.. 37 5.1. Государственное антикризисное регулирование. 37 5.2. Государственное регулирование кризисных ситуаций на микроуровне. 45 ГЛАВА 6. АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА.. 47 6.1. Антикризисная стратегия и ее особенности. 47 6.2. Основные принципы и методы диагностики социально-экономической системы.. 48 6.3 Реализация антикризисной стратегии. 53 ГЛАВА 7. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ.. 56 7.1 Финансовое оздоровление организации: понятие и основные цели. 56
7.2. Основные мероприятия финансового оздоровления организации. 57 7.3. Бизнес-план финансового оздоровления организации. 60 ТЕМА 8. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА.. 65 8.1. Организационно-производственный менеджмент и его функции в кризисной ситуации. 65 8.2. Реструктуризация организации как метод антикризисного управления. 71 ГЛАВА 9. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ БАНКРОТСТВА И САНАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ.. 76 9.1. Сущность и содержание антикризисного управления за рубежом.. 76 9.2. Институт несостоятельности за рубежом: становление и развитие. 78 9.3. Роль государства в антикризисном управлении организациями за рубежом.. 79 9.4. Практика реализации процедур банкротства в некоторых зарубежных странах. 80 ГЛОССАРИЙ.. 84 СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ. 86
ВВЕДЕНИЕ Целью дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области теоретических и практических аспектов антикризисного управления в современной рыночной экономике. Мировой опыт, особенно в условиях современного глобального экономического кризиса, показывает, что негативные последствия рисков можно снижать и из кризисов выходить с минимальными потерями, если есть соответствующие специалисты, структуры и стратегии. Именно поэтому во многих странах большое внимание уделяется изучению различных вопросов, связанных с управлением рисковыми и кризисными ситуациям на различных уровнях – от национальной экономики до отдельных организаций. Выведение социально-экономической системы, включая организации, из кризиса требует совершенно иных, чем в обычных условиях, управленческих, правовых и психологических подходов, методов и практик. В отличие от обычного менеджмента, объектом антикризисного управления является не социально-экономическая система, а процесс потери системой устойчивости, то есть сам кризис.
В рамках учебного курса «Теория антикризисного управления» изучаются такие вопросы как: типы, основные понятия антикризисного управления; концептуальные направления антикризисного управления; виды кризисов социально-экономической системы; понятие, виды и признаки неплатежеспособности субъектов экономики; процедуры банкротства; организационные аспекты деятельности арбитражного управляющего и членов его команды; особенности государственного регулирования кризисных ситуаций; механизм разработки антикризисной стратегии; основные мероприятия финансового оздоровления организации; направления организационно-производственного менеджмента организации в кризисной ситуации; зарубежный опыт антикризисного управления. К ключевым компетенциям, формируемым в рамках данного учебного курса, относятся способности обучающизся: · выявлять и исследовать признаки потери устойчивости функционирования различных систем, в том числе организаций; разрабатывать мероприятия по профилактике и предотвращению рисков и кризисов, уменьшению их негативных социально-экономических последствий; · проводить диагностику кризисного состояния системы, в том числе организации; · разрабатывать и осуществлять антикризисные стратегии на уровне макро- и микроэкономических систем, адекватных характеру кризиса. Курс «Теория антикризисного управления» предполагает, что обучающиеся обладают определенными знаниями и навыками, полученными в результате изучения таких дисциплин как «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Основы менеджмента», «Финансы и кредит». В тоже время знание данного курса необходимо для изучения таких дисциплин как «Практика антикризисного менеджмента». «Стратегическое управление», «Риск-менеджмент», «Банкротство отдельных категорий должников», «Диагностика кризисного состояния предприятия», «Антикризисный PR»,»Зарубежная практика антикризисного управления», «Социальные аспекты несостоятельности» и др. ГЛАВА 1. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ Антикризисное управление как особый вид управленческой деятельности Антикризисное управление является специфической разновидностью управления вообще, то есть деятельности:
· по упорядочению некоей системы; · координации функционирования ее отдельных элементов; · переводу в новое, качественно более высокое состояние. По сути, управление сложными социально-экономическими системами априори является антикризисным на всех этапах их функционирования и развития, а умение менеджеров предвидеть, распознать приближающийся кризис предопределяет его эффективность. На первых этапах становления рыночных отношений под антикризисным управлением понимали выход из неожиданной кризисной ситуации, предполагающий реагирование на непредвиденные обстоятельства, когда уже отсутствует возможность планирования. Вероятность достижения успеха здесь обусловлена тем, насколько устойчив к стрессу и какими организаторскими способностями обладает руководитель. Однако практика показала, что задача антикризисного управления не может ограничиваться простым выживанием организации. Поэтому по мере развития рыночной экономики, под антикризисным управлением стали понимать скоординированные действия, направленные на предотвращение кризисной ситуации, ослабление остроты кризиса и устранение его негативных последствий. Следующим этапом развития антикризисного управления явилось осознание того, что эффективность его результата зависит также от своевременного выявления кризиса, требующего немедленного реагирования. В результате появилось следующее определение: антикризисное управление - это действия, направленные на идентификацию (выявление) кризиса, планирование антикризисных мероприятий и осуществление мер по преодолению кризиса. В последующем произошло расширение понятия антикризисное управление за счет прогностических и упреждающих функцийв дополнение к трем предыдущим. Такой подход позволил определить антикризисное управление как комплекс мероприятий по оценке вероятности наступления и потенциальных последствий кризисов, разработке стратегий антикризисных действий, реализации планов мероприятий по предупреждению и преодолению кризисов, недопущению их в перспективе, ликвидации их социально-экономических последствий.
Это определение принципиально отличается от всех предыдущих. Если первые представляли собой описание в общем виде образа действий по преодолению уже наступившего кризиса, то последнее нацелено как на предупреждение потенциальных, так и на преодоление реальных кризисов. Необходимо отметить, что такое определение наиболее полно соответствует тенденциям развития современной экономики, теории и практики антикризисного управления[1]. Таким образом, антикризисное управление - деятельность по принятию управленческих решений и осуществлению мероприятий по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики, недопущению их в будущем. При этом все большее внимание уделяется предупредительным мерам, диагностике кризисных и рисковых ситуаций, которые оказывают эффективное позитивное воздействие на развитие организаций в современной экономике. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса. Антикризисное управление можно рассматривать применительно: · к отдельным организациям и объединениям, действующим в условиях рынка; · организациям, не связанным с рынком; · экономике административных образований (населенные пункты, области, республики, страны). В их рамках можно управлять: · активами (пассивами); · этапами бизнес - процесса (сбыт, производство, снабжение); · программами защиты имущества и безопасности бизнеса; · кадрами (включая вопросы формирования кадровой политики, социальные вопросы, отношения с профсоюзами); · отношениями с акционерами, партнерами, органами государственной власти; · программами информационной поддержки (доведение до сведения трудового коллектива, широкой общественности информации о планах, методах и принципах управления); · другое. Многозначность экономического, особенно управленческого понимания этой категории обусловливается двойственной природой любого кризиса, который одновременно созидает и разрушает, т.е. формирует предпосылки и подготавливает условия для дальнейшего развития и освобождает от прежней стратегии бизнеса. Теории, акцентирующие внимание на разрушительной функции кризиса, предлагают воспринимать его как ситуацию, остро угрожающую существованию организации и требующую немедленной локализации и преодоления, чтобы сохранить, прежде всего, материальную основу организации для продолжения производственно-хозяйственной деятельности при остром дефиците оборотных средств.
Теории, рассматривающие кризис как явление, ориентированное на ломку старого и развитие нового, воспринимают его позитивно. Поэтому в основу их предложений заложена не борьба с кризисом, а реструктуризация системы, соответствующая новым реалиям. В целом антикризисное управление отличается от традиционного (стандартного управления) тем, что направлено на предотвращение кризиса, вывод организации из зоны нестабильности и обеспечение устойчивого и динамичного развития. Оно имеет конфликтный характер, ибо чрезвычайно конфликтны интересы заинтересованных лиц. В принципе, антикризисное управление можно рассматривать как относительно самостоятельную совокупность антикризисных элементов системы регулярного управления. При этом механизм регулярного управления дополняется: 1 финансовыми инструментами антикризисного управления; 2 информационной системой антикризисного управления; 3 правоотношениями, возникающими в процессе реализации мер по предупреждению несостоятельности, а также на этапе проведения процедур банкротства; 4 экономической политикой финансового оздоровления. По своей сути антикризисное управление в отдельной организации является составной частью управления стратегического, основная цель которого состоит в обеспечении перспективной выживаемости хозяйствующего субъекта, как рыночного, так и нерыночного. Поэтому говорить об антикризисном менеджменте не всегда корректно, ибо в антикризисном управлении присутствует много нерыночных элементов, а менеджмент – рыночное управление. При антикризисном управлении необходимо исходить из следующих предпосылок: · кризисы можно предвидеть, ожидать, вызывать; · кризисы можно ускорять и отодвигать; · к кризисам необходимо готовиться; · кризисы можно смягчать; · управление в условиях кризиса требует особых подходов; · кризисами можно до определенного предела управлять. В больших экономических системах (мировая, национальная, региональная экономика) антикризисные мероприятия осуществляются международными организациями (например, органы Евросоюза и т.п.), правительственными органами отдельных стран, местными властями. На международном уровне они имеют форму финансовой поддержки государств, оказавшихся в результате кризиса в трудном экономическом положении со стороны таких структур, как МВФ, Всемирный банк, а также третьих стран. На национальном уровне антикризисная политика проводится обычно правительством силами Министерства финансов и Центрального банка. Ее инструментами являются налоги, централизованное финансирование производственных и социальных программ, регулирование ставки банковского процента, валютных курсов, а также некоторые прямые ограничения на деятельность производственных и финансовых структур (подробно этот вопрос рассматривается в главе 5). Антикризисные меры местных властей сводятся к финансовой поддержке отдельных хозяйствующих субъектов. На уровне организации антикризисное управление решает следующие основные группы задач: 1 Первая группа - методологическое обоснование антикризисных решений: · финансово-экономических; · правовых; · организационных; · социальных; · психологических. 2 Вторая группа - создание системы антикризисного управления: · формирование органов управления; · организация процесса управления; · преодоления конфликтов. 3. Третья группа - информационное обеспечение антикризисных мероприятий: · поиск и анализ информации; · прогнозирование наступления рисковых ситуаций; · диагностика состояния организации, выявление признаков надвигающегося кризиса и оценка степени опасности кризисных проявлений; · анализ и оценка кризисной ситуации определение ее причин. 4. Четвертая группа- разработка и реализация мер по предупреждению кризиса или снижению степени его опасности, уменьшению негативных последствий и сохранению хозяйствующего субъекта: · формирование программы финансового оздоровления; · реструктуризация: · инновационная политика; · инвестиционная программа; · маркетинговая программа; · ликвидация последствий кризиса; · поиск источников и путей посткризисного развития экономической системы. 5. Пятая группа - осуществление антикризисных мероприятий в сферах: · управления персоналом; · антикризисного PR; · профилактики и разрешения конфликтов; · управления кредиторской и дебиторской задолженностью и пр. 6. Шестая группа - осуществление процедур: · досудебной санации; · арбитражного управления; · ликвидации. 1 Постоянная готовность к возможному нарушению финансового равновесия организации. 2. Максимально раннее выявление угрозы кризисных явлений, поскольку возникновение кризиса несет угрозу существованию организации и связано с ощутимыми потерями капитала. 3. Дифференциация факторов кризиса по степени их опасности для финансового положения организации. 4. Оперативность (вследствие дефицита времени на принятие управленческого решения и на реализацию антикризисных процедур) реагирования, направленного на решение трех задач: · устранение неплатежеспособности; · восстановление финансовой устойчивости; · изменение финансовой стратегии для достижения устойчивого финансового роста. Поскольку каждый кризисный процесс не только имеет тенденцию к расширению, но и порождает новые сопутствующие ему процессы, то чем раньше будут применены антикризисные меры, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать организация. 5. Адекватность реагирования на степень угрозы. 6. Полное использование внутренних возможностей; в борьбе с угрозой банкротства организация должна рассчитывать в первую очередь на них. 7. Выбор эффективных форм санации организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|