Основные принципы и методы диагностики социально-экономической системы
В большинстве случаев объектами комплексной диагностики являются: · внешняя среда: · экономическое и финансовое положение организации; · маркетинговая и сбытовая деятельность; · техническое состояние производственного потенциала; · персонал; · система управления (результаты работы административного аппарата, организационная структура и общая политика, стиль руководства, организационная культура и пр.); · реализуемые стратегии, их соответствие миссии и целям организации, состоянию среды; · привлечение и расходование финансовых средств и пр. Необходимо различать экспресс-анализ и диагностику состояния кризисной организации. Проведение экспресс-анализа нацелено на быстрое выявление состояния текущей платежеспособности и принятие оперативных управленческих решений на основе изучения: · сводной финансовой документации; · бизнес-плана; · договоров, контрактов; · данных о клиентах, поставщиках; · последних отчетов; · других материалов. По итогам такого анализа делаются выводы о наличии в организации кризиса, возможности его преодоления, ее жизнеспособности в краткосрочной и долгосрочной перспективе. После реализации стабилизационных мероприятий требуется проведение детальной диагностики кризисной организации с целью выявление ее ключевых проблем. Такая диагностика может начинаться с общего анализа среды, позволяющего обнаружить угрозы кризиса в рамках национальной экономики. Он осуществляется с помощью ПЭСТ-метода, разработанного еще в 1930-х гг. Объектами изучения становятся ее политико-правовая (государственное регулирование, состояние законодательства, защищенность бизнеса, отношения с национальными и региональными органами власти и т.д.); экономическая (бизнес-цикл, темпы экономического роста, инфляция, процентные ставки и курсы обмена валют, рыночная ситуация и т.д.); социально-демографическая (характеристики населения, стиль жизни, мобильность, образование и т.д.); технологическая (новые технологии, темпы технического прогресса, уровень морального износа основных средств и т.д.) составляющие.
Основой для понимания конкурентной ситуации, в которой находится организация, интенсивности конкуренции, определяющей общий уровень рентабельности продаж, а, следовательно, финансовой устойчивости организации, а также степени угрозы ее положению со стороны соперников является модельПяти Сил конкуренции М. Портера. Одним из наиболее распространенных инструментов, позволяющих выявить опасность наступления кризиса и определить возможные пути его предотвращения, является SWOT-метод (SWOT – первые буквы английских слов Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats, что по-русски означает соответственно силу, слабость, возможности, угрозы). На основе SWOT -анализа можно ответить на следующие вопросы: Есть ли у организации сильные стороны и достоинства? Используются ли они для создания конкурентных преимуществ; если последних нет, то какие из сильных сторон могут потенциально ими стать? Увеличивают ли слабые стороны уязвимость организации в конкуренции? На преодоление каких из них нужно нацелить стратегию? Каких угроз нужно опасаться больше всего и т.п.? Сила – это то, в чем организация преуспела, и что предоставляет ей дополнительные возможности (наличие крупных финансовых ресурсов, эффективные функциональные стратегии, лидерство на рынке, низкие издержки, гибкость, обладание уникальными технологиями, высокая техническая оснащенность, запас производственных мощностей и пр.) Сильные стороны могут быть использованы как основа формирования стратегии и конкурентных преимуществ. В то же время, успешная стратегия должна быть направлена на преодоление слабых сторон, которые делают ее уязвимой.
Слабость – отсутствие чего-то важного для функционирования организации, ставящее ее в неблагоприятное положение (низкая прибыльность, отсутствие четкой стратегии развития, финансовых средств, узкий ассортимент продукции, высокие производственные и сбытовые затраты, устаревшее оборудование, отставание в НИОКР, незначительная доля на рынке, нездоровые трудовые отношения и пр.). Преодоление этих недостатков позволяет существенно ослабить опасность кризиса. Возможности – это положительные тенденции и явления во внешней среде, использование которых при правильной стратегии позволяют организации добиться существенного роста прибыли и выйти из кризисной зоны (высокий спрос, появление новых групп клиентов, новых рынков и пр.). Угрозы – это отрицательные тенденции, которые при отсутствии реакции на них, могут привести к развитию кризисных процессов (медленный рост рынка и продаж, появление мощных конкурентов с низкими издержками, рост спроса на товары-заменители, общий спад в экономике, изменения в политике государственного регулирования, на финансовом рынке, во вкусах и предпочтениях потребителей и т.п.). При этом нужно иметь в виду, что неиспользованные возможности могут превратиться в угрозы, если ими воспользуются конкуренты, и наоборот - предотвращенные угрозы создать дополнительные возможности. Стратегия организации в целом должна быть нацелена на использование с помощью сильных сторон открывающихся возможностей, обеспечивать защиту слабых сторон от внешних угроз. Все это находит свое отражение на SWOT- матрице (рис. 6.1).
Рис. 6.1. SWOT- матрица Комбинация сильных сторон и возможностей предопределяет направленность стратегии на получение максимальной отдачи последних. Комбинация слабых сторон и возможностей нацеливает стратегию на их использование для преодоления существующих недостатков. Комбинация сильных сторон и угроз ориентирует на борьбу с опасностями за счет использования имеющихся внутренних резервов. Наконец, комбинация слабых сторон и угроз задает необходимость выработки такой стратегии, которая бы позволила организации не только укрепить свой потенциал, но и предотвратить возможные неприятности, грозящие из внешнего окружения.
Таким образом, три из четырех направлений реализации стратегий, рассматриваемых в рамках SWOT-модели, относятся к сфере антикризисного управления. Анализ внутренней среды организации и ее основных видов деятельности представляет следующий этап разработки программы антикризисного управления. Он позволяет оценить результаты деятельности организации и выявить ключевые факторы ее успеха. При этом особое внимание обращается на изучение семи внутренних взаимосвязанных переменных, показывающих, как работает организация: · стратегия; · структура; · процессы; · технологии; · люди; · клиенты, товары и услуги; · культура. Отметим, что в организациях, переживающих кризис, уровень такой взаимосвязи обычно низок. В ходе диагностики внутренней среды необходимо получить представление о негативных ключевых производственных факторах, влияющих на деятельность организации, и о потенциальных рисках. Следующий шаг анализа внутренней среды состоит в выявлении видов товаров и услуг, которые убыточны или поглощают чрезмерный объем оборотного капитала и не представляют стратегической ценности для будущего организации. Существенное место отводится анализу персонала, поскольку трудовые ресурсы, их количественные и качественные (уровень образования и квалификации, творческие способности) являются важнейшим фактором устойчивости перспектив развития организации. Важную роль в данном аспекте играет состояние внутренних отношений, морально-психологический климат и пр.
Культура организации считается на сегодняшний день фактором конкурентоспособности номер один. В условиях антикризисного управления она, с одной стороны, может служить препятствием, ослабляющим развитие кризисных явлений, а, с другой, - способствовать более успешному их преодолению. Цель финансового анализа организации - получение четкого представления о ее текущем финансовом положении и вероятности банкротства. В российской и зарубежной экономической литературе представлены различные методики, позволяющие прогнозировать возникновение кризисной ситуации заранее и разрабатывать соответствующие антикризисные стратегии (однако, нужно заметить, что на ранних стадиях развития кризиса выявить признаки неблагополучия достаточно сложно, а точно предсказать угрозу банкротства вообще невозможно). Все подобного рода модели включают в себя несколько (от двух до семи) ключевых показателей, характеризующих финансовое состояние организации, которые, либо рассматриваются самостоятельно в системе, либо служат основой расчета комплексного показателя вероятности банкротства. Так, за рубежом наиболее широкое применение получили модели, разработанные У. Бивером и Э. Альтманом, которые, однако, для применения в условиях России нуждаются в существенной адаптации. Наиболее простой является двухфакторная модель Альтмана, в основе которой находятся показатели текущей ликвидности и удельного веса заёмных средств в пассивах. Они умножаются на весовые значения коэффициентов, найденные эмпирическим путем, и результаты затем суммируются с постоянной величиной «const», также полученной опытно-статистическим способом. Если результат (С1) оказывается отрицательным, вероятность банкротства невелика, а положительное значение С1 указывает на высокую вероятность банкротства. Многие российские специалисты считают, что точность прогноза двухфакторной модели увеличится, если добавить к ней третий показатель – рентабельность активов. Однако ввиду отсутствия статистических данных по организациям-банкротам определить его достаточно сложно. Более точными являются многофакторные модели прогнозирования банкротства, которые, как уже говорилось, состоят из пяти-семи финансовых показателей. В практике зарубежных финансовых организаций наиболее часто используется так называемый «Z-счёт» Э. Альтмана, который представляет собой пятифакторную модель, основанную на методе множественного дискриминантного анализа. У. Бивер предложил пятифакторную систему для оценки финансового состояния организации с целью диагностики банкротства, содержащую следующие индикаторы:
· рентабельность активов; · удельный вес заёмных средств в пассивах; · коэффициент текущей ликвидности; · доля чистого оборотного капитала в активах; · коэффициент Бивера (отношение суммы чистой прибыли и амортизации к заёмным средствам). Весовые коэффициенты для индикаторов в модели У. Бивера не предусмотрены и итоговый коэффициент вероятности банкротства не рассчитывается. Полученные значения данных показателей сравниваются с их нормативными значениями для трёх состояний организации, рассчитанными У. Бивером: для благополучных компаний, для компаний, обанкротившихся в течение года, и для фирм, ставших банкротами в течение пяти лет. Недостатками рассмотренных методик диагностики кризисной ситуации организации с точки зрения их применимости в России являются: - низкая точность; - несоответствие реалиям современной российской экономики, системе бухгалтерского учёта и налогового законодательства, принятым финансовым показателям и т.д.; - ограниченность оценкой вероятности лишь банкротства организации и невозможность прогнозировать дальнейшие фазы экономического цикла. Экономический кризис в организации означает сложное финансовое положение, которое характеризуется неудовлетворительным значением целого ряда показателей (коэффициентов): платёжеспособности, рентабельности, оборачиваемости, финансовой устойчивости и других. Но наиболее универсальными и наглядными индикаторами наступления кризиса и угрозы неплатежеспособности остаются конечные финансовые результаты деятельности компании: валовой убыток, снижение уровня рентабельности или резкое сокращение прибыли по периодам (если убытки не были запланированы как необходимый этап в развитии бизнеса). Неплатежеспособность – состояние субъекта, при котором он не в состоянии своевременно погашать свои обязательства, имеющие определенные сроки исполнения (произвести платеж, поставить товар, исполнить услугу и т.д.). Типами финансовой устойчивости и платежеспособности являются: · абсолютная; · нормальная; в отдельных случаях возможны кратковременные задержки платежей; · неустойчивость; частые нарушения платежеспособности, но при принятии необходимых мер возможно снижения числа случаев неплатежеспособности и восстановление нормального финансового состояния; · хроническая, кризисная неустойчивость и неплатежеспособность, при которой организация находится на грани банкротства; происходит сокращение производства; · состояние банкротство; производственные процессы практически останавливаются; работников направляют в принудительные отпуска, а администрацию отстраняют от управления. Длительная задержка исполнения обязательств должником свидетельствует: 1 о необязательности его как стиле взаимодействия с партнерами, если ресурсы, достаточные для этого, имеются; результатом является, как правило, отказ партнеров от взаимодействия, штрафы и иные санкции, предусмотренные законодательством и договорами; 2 дефиците средств для исполнения обязательств, что ставит вопрос о его способности в полной мере удовлетворить в надлежащие сроки требования кредиторов. Организация, которая из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного их исполнения, исполнения со сбоями и срывами, вплоть до безнадежного состояния, становится неплатежеспособной, или несостоятельной. В целом степень неплатежеспособности организации прямо пропорциональна объему обязательств и обратно пропорциональна величине среднедневной выручке. Если темпы роста обязательств выше темпов прироста выручки, то организация продвинулась в направлении роста неплатежеспособности. В общем случае причинами неплатежеспособности являются: · снижение или недостаточный рост выручки; ·.опережающий прирост обязательств. Замедление темпов роста выручки либо ее абсолютное снижение наблюдается при; затоваривании, когда падает спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или снижения на нее потребности; растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию; сужении рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т.д. Опережающий темп прироста обязательств наблюдается в случаях, когда организация: · осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые инвестиции, которые не сопровождаются соответствующим ростом выручки; · увеличивает избыточные (неработающие) запасы, которые не способствуют росту объемов производства и выручки; · наращивает средства в расчетах, которые практически не имеют отношения к выручке; · несет убытки. Данные причины неплатежеспособности характерны для всех организаций, испытывающих трудности своевременного расчета по своим обязательствам. В то же время ряд организаций оказываются неплатежеспособными в связи с задолженностью государства по оплате заказа, размещенного у них и являющегося обязательным для исполнения. В целом причины неплатежеспособности могут быть обусловлены: · отставанием от запросов рынка (по предлагаемому ассортименту, по качеству, по цене и т.д.). В этом случае можно говорить о болезни бизнеса; · неудовлетворительным финансовым руководством, порождающим избыточные обязательства. Неплатежеспособность может иметь разную степень — от эпизодической до устойчивой и хронической. С финансовой точки зрения это означает, что организация: • поглощает (с задержкой или безнадежно) средства кредиторов: их товары, деньги и услуги; • формирует недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что создает сложности для исполнения бюджета. Иными словами, неплатежеспособная организация является источником финансового ущерба кредиторам и, в конечном счете, ставит их (и государство в том числе) перед выбором: дать ему некий контролируемый шанс на преодоление внутреннего финансового кризиса и финансовое оздоровление в рамках некоторого ограниченного во времени соглашения; выставить требования о ликвидации организации и продажи его имущества, чтобы за счет этого удовлетворить полностью или, хотя бы, частично требования кредиторов. От абсолютной неплатежеспособности (несостоятельности) отличают относительную, которая может быть вызвана временным отсутствием или нехваткой наличных средств, необходимых должнику в момент наступления срока платежа. Для принудительного исполнения таким должником обязательств оказывается достаточным применение норм гражданского права, регулирующих вопросы ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|