Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное антикризисное регулирование




В условиях классической рыночной экономики действовал самопроизвольный механизм циклического развития экономики, которая могла без вмешательства государства возвращаться к хозяйственному подъему. Однако такое саморегулирование закончилось в 20-х годах XX в. Это во многом объясняется тем, что мезообъединения развитых стран монополизировали не только внутренние, но и международные рынки товаров. Механизм стихийного течения деловой активности впервые не сработал во время мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. С тех пор возникли качественно новые особенности развития кризисных процессов на уровне национальной экономики. Они связаны с действием двух факторов.

1. Научно-техническая революция (НТР). Под ее воздействием серьезно изменилось течение кризисов и развились их новые виды. С одной стороны, возникли наукоемкие отрасли хозяйства, которые наиболее устойчивы при экономических колебаниях (микроэлектроника, роботостроение и др.). С другой же стороны, НТР породила структурные кризисы в традиционных отраслях промышленности, где преобладает простая (механическая) технология по переработке природных веществ (угольная, черная металлургия, текстильная и т. п.). Кроме того, НТР значительно ускорила оборот основного капитала, и появление более совершенной техники. Вследствие этого кризисы стали происходить чаще - не через 10–12, а через 5-б лет.

2. Активное вмешательство государства в ход экономического цикла с тем, чтобы добиться большей стабилизации хозяйственного развития. Первую попытку решить с помощью государства проблемы, вызванные экономическим кризисом 1929–1933 гг., предпринял Франклин Рузвельт, избранный в 1933 г. президентом США. Проводимый им «новый курс» включал ряд решительных шагов по государственному регулированию национальной экономики:

1) по закону о восстановлении промышленности были введены «кодексы честной конкуренции», в соответствии с которыми фиксировались цены на продукцию, уровень производства, распределялись рынки сбыта и др.;

2) по закону о регулировании сельского хозяйства были повышены цены на сельскохозяйственную продукцию и стали выдаваться денежные компенсации фермерам за сокращение посевной площади и поголовья скота (с целью избежать перепроизводства в сельском хозяйстве);

3) был принят первый в истории США Закон о социальном страховании и помощи безработным (1935 г.);

4) в соответствии с Законом о справедливом найме рабочей силы (1938г.) был установлен минимум заработной платы и максимум продолжительности рабочего дня.

На сегодня развитые страны рыночной экономики накопили значительный опыт по проведению антикризисной политики на макроуровне, в результате чего кризисы стали менее разрушительными, а колебания деловой активности нередко протекают без некоторых традиционных фаз, более равномерно, с меньшей глубиной спада и высотой подъема.

На макроэкономическом уровне такая политика проводится путем:

· бюджетного перераспределения средств;

· регулирования ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов;

· осуществления государственных закупок;

· контроля над ценами и тарифами;

· реализации общенациональных программ.

Рассмотрим подробнее современные методы государственного антикризисного регулирования экономики на макроуровне. Начнем с финансовых.

В условиях рыночной экономики, а, тем более ее смешанного или либерального варианта, наличие или свободный доступ к ним создает дополнительные возможности для развития хозяйствующих субъектов, а отсутствие или ограничение – его тормозит. Таким образом, финансовая система представляет собой эффективный рычаг государственного регулирования экономики и вывода ее из кризисного состояния.

Основу антикризисного финансового регулирования определяет финансовая политика - совокупность ориентиров и ограничений для действий правительства по мобилизации финансовых ресурсов в федеральный и местный бюджеты, их распределения и использования для воздействия на уровень деловой активности и решение социальных проблем.

Целями антикризисной государственной финансовой политики могут быть:

1. выход из кризиса и экономический рост (или его ограничение, препятствующее попаданию в кризис);

2. снижение инфляции;

3. решение социальных проблем, обостряющихся в кризисный период;

4. развитие депрессивных регионов и пр.

Ее основными методами являются, с одной стороны, изменение налоговых ставок, таможенных пошлин и пр., а с другой - уровня выплат и льгот.

Финансовая политика по методам осуществления бывает дискреционной, предполагающей сознательное регулирование государством уровня поступления и расхода денежных средств, и не дискреционной, реализующейся автоматически, а по направленности - стимулирующей (экспансионистской) или сдерживающей (контрактивной). Иногда применяется смешанная политика, включающая те и другие элементы.

В период спада и кризиса стимулирующая дискреционная финансовая политика ориентируется:

- на увеличение государственных расходов на инвестиции и социальные программы (за счет прежде накопленных резервов или дефицитного финансирования), что имеет место в настоящее время в России;

- снижение налогов и введение налоговых льгот, позволяющее частным фирмам инвестировать высвободившиеся средства в экономику;

- выкуп государственных финансовых обязательств.

В период перегрева национальной экономики реализуется сдерживающая дискреционная политика, позволяющая смягчить или вовсе предотвратить сползание в кризис. Она складывается из таких мер, как:

- уменьшение государственных расходов (прежде всего, социальных программ);

- увеличение налогов и отмена налоговых льгот;

- продажа государственных ценных бумаг.

Такая политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.

Автоматически реализуемая (не дискреционная) финансовая политика основана на использовании встроенных стабилизаторов - инструментов, которые автоматически реагируют на изменение рыночного спроса и предложения без принятия каких-либо специальных мер со стороны правительства.

К основным встроенным стабилизаторам относятся:

Во-первых, прогрессивная шкала налогообложения. Она позволяет в период предкризисного «перегрева» экономики, а, соответственно, и роста доходов, более быстрыми темпами увеличивать сумму налоговых поступлений, что приводит к снижению потенциальной покупательной способности хозяйствующих субъектов и населения и тормозит скатывание в кризис.

В период спада, наоборот, сумма уплачиваемых налогов сокращается более быстрыми темпами, высвобождая дополнительные средства для инвестиций.

Во-вторых, система пенсионного обеспечения, и особенно пособий по безработице, социальных выплат, программ по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующих резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период экономического подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий прекращается, или уменьшается.

Финансовая политика имеет два взаимосвязанных элемента:

1. фискальную политику, регулирующую поступление средств в государственный бюджет;

2. бюджетную политику, регулирующую государственные расходы.
Правительство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами, которые аккумулируются, прежде всего, с помощью системы налогов. В большинстве стран система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов - по более низким. Нередко устанавливаются не облагаемый налогом минимум доходов, льготы на детей и других иждивенцев.

Очевидно, что высокие и низкие ставки налогов оказывают разное влияние на хозяйственные процессы и деловую активность предпринимателей, вызывают различную реакцию по отношению к инвестиционным процессам. Поэтому существует оптимальная доля изъятия прибыли в бюджет (которую, однако, сложно найти).

В экономике налоги выполняют несколько функций, которые могут эффективно использоваться для регулирования кризисных процессов:

1. Фискальную (от лат. Fiscus - корзина). Она обеспечивает формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетах разного уровня и внебюджетных фондах, для финансирования государственных расходов. Именно владение и распоряжение этими средствами превращает государство в крупнейший экономический субъект, способный бороться с кризисными явлениями в национальном масштабе.

2. Распределительную. С помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход в пользу тех или иных групп населения посредством прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов для граждан, нуждающихся в социальной защите в период кризиса.

3. Регулирующую. Налоги могут быть важным рычагом, стимулирующим выход экономики государства из кризиса и предотвращение ее перегрева в период ее подъема.

Государство в развитых странах с 30-х гг. ХХ века, изменяя набор и условия взимания налогов и пошлин, применения льгот, штрафов, влияет на экономический рост, структуру национальной экономики, стимулирует ускоренное развитие наиболее перспективных отраслей, определяющих научно-технический прогресс, поддерживает малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства, депрессивные регионы. Например, инвестиции частных фирм в охрану окружающей среды, социальную сферу и пр., как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.

Наиболее распространены следующие методы антикризисного налогового регулирования:

- изменение общей величины налоговых поступлений;

- замена одних способов или форм налогообложения другими;

- дифференциация ставок налогов;

- изменение уровня налоговых льгот и скидок; изменение сфер распространения налогов и др.

Представители основных экономических концепций по-разному относились к проблеме использования налогов для регулирования развития национального хозяйства

Инструментами налогового антикризисного регулирования являются:

- ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанное с ним образование и реализация скрытых финансовых резервов.

- налоговый кредит (налоговые каникулы), т.е. отсрочка на определенный период уплаты налогов или их снижение;

- налоговая ставка влияет на принятие решений о стратегии финансирования. В условиях кризиса и стагнации, а также в начале оживления экономики низкая налоговая ставка позволяет привлечь дополнительные инвестиции в реальную экономику;

- снижение ставок таможенных пошлин позволяет ускорить выход из кризиса путем активизации инвестиций;

- прогрессивное обложение текущих доходов (в том числе наследства) и имущества физических лиц. В России на сегодняшний день этот механизм не работает (В Великобритании, например, налог на наследство даже для близких родственников составляет 40%; во всех странах Запада используется прогрессивная шкала налогообложения физических лиц, в большей мере, чем плоская, принятая с 2001 г. в России, реализующая принцип социальной справедливости). В перспективе в нашей стране намечается лишь прогрессивное обложение недвижимости.

Бюджетное антикризисное регулирование экономики осуществляется путем изменения финансирования ее сфер и целевых программ: социальных, оборонных, инвестиционных и пр. Расходы на них могут не подкрепляться соответствующими доходами бюджета (они могут падать в результате сокращения производства), и тогда возникает бюджетный дефицит (сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы), финансируемый обычно за счет государственного долга и эмиссии (выпуска «пустых», ничем не подкрепленных денег).

Существует несколько концепций антикризисной бюджетной политики.
1. Бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ей отдавалось предпочтение. Однако такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность финансовой стратегии государства, имеющей антикризисную, направленность.

2. Бюджет должен быть сбалансирован в рамках экономического цикла, а не каждый год. Правительство осуществляет антикризисное воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Для того чтобы противостоять спаду, оно снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема, наоборот, повышает налоги и снижает расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет.

3. Государство стремится к сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Но, в конечном счёте, нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга как суммы накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Это влечет за собой негативные экономически последствия:

- выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения;

- для выплаты долга необходимо повышение налогов, что может подорвать экономические стимулы развития производства, или вызвать сокращение социальных расходов;

- заем на рынке капиталов для выплаты долга или процентов нему неизбежно влечет за собой сокращение капиталовложений;

- дефолт.

Денежно-кредитная антикризисная политика предполагает манипулирование величиной денежного предложения. Это достигается с помощью оптимизации уровня процентных ставок, благоприятного как для инвестиций, так и для сбережений (низкие процентные ставки не способствуют накоплению, высокие - инвестированию), величины денежной массы валютного курса и пр. Неумелое использование денежно-кредитных инструментов может привести к крайне негативным последствиям для экономики.

При падении производства и увеличении безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента, а при перегреве экономики - стремятся предотвратить экономический бум.

В зависимости от этих задач денежно-кредитная политика предполагает либо стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия) либо их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В первом случае политика будет стабилизационной; во втором – антиинфляционной.

Для регулирования экономики используются следующие методы денежно-кредитной политики:

1. С точки зрения степени охвата национальной экономики:

- общие (оказывают влияние на рынок ссудных капиталов в целом);

- селективные (предназначаются для регулирования конкретных видов кредитования отдельных отраслей и крупных фирм).

2. С точки зрения способов воздействия:

- косвенные (экономические), основанные на манипулировании условиями привлечения кредитных средств;

- прямые (административные), устанавливающие лимиты кредитования.

Конкретными инструментами реализации денежно-кредитной политики являются: 1) процентная ставка по операциям центрального банка; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в нем (резервные требования); 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование банков и предоставление кредитов; 5) валютное регулирование, осуществление валютных интервенций; 6) установление минимальной и максимальной границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргетирование); 7) прямые количественные ограничения, например, размера банковских кредитов на потребительские нужды, под биржевые ценные бумаги, установление пределов ссуд для одного заемщика и т.д.; 8) депозитные операции.

В зависимости от экономической ситуации, которая складывается в тот или иной период в стране, центральный банк проводит политику "дешевых" пли "дорогих" денег.

Политика дешевых денег (экспансионистская) направлена на увеличение их предложения путем повышения доступности кредита, что требуется в ситуации экономического спада и высокого безработицы. К методам ее осуществления относятся:

- снижение учетной ставки, что дает возможность коммерческим банкам увеличить займы у центрального банка и прирастить собственные резервы;

- покупка центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке, обеспечивающая увеличение их резервов;

- уменьшение нормы резервных требований, что переводит обязательные резервы в необходимые.

В результате проведенных мер увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, что может вызвать расширение денежного предложения, влекущее за собой понижение процентных ставок, рост инвестиций и национального продукта.

Хотя политика дешевых денег создает коммерческим банкам возможность предоставления большего объема ссуд, она не гарантирует, что те действительно будут их выдавать и предложение денег на самом деле увеличится. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В периоды же оживления увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Политика дорогих денег (рестрикционная) - направлена на ограничение денежного предложения с целью сокращения совокупных расходов и снижения темпов инфляции. Ее основным инструментом является снижение резервов коммерческих банков. Для этого центральным банком осуществляются следующие мероприятия:

- повышение учетной ставки;

- продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке;

- увеличение нормы резервов.

В случае увеличения нормы резервов банкам приходится воздерживаться от выдачи новых ссуд. Вследствие этого денежное предложение сокращается, вызывая повышение нормы процента. В результате цена кредита растет, а его доступность уменьшается, что снижает деловую активность, ограничивает инфляцию. Но при политике дорогих денег, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит ее исходным целям. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

К косвенным методам реализации денежно-кредитной политики относятся: изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) иоперации на открытом рынке. Рассмотрим их подробнее.

Средства, которыми располагают коммерческие банки(фактические резервы) равны сумме обязательных и избыточных резервов. Ссуды могут выдаваться только в размере избыточных (свободных) резервов, превышающих установленную законом минимальную сумму обязательных резервов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке, или в иных определяемых им высоколиквидных формах (например, в виде наличности в кассе).

Норма резервов представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов), либо активных (кредитных вложений) операций.

Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать серьезные изменения в объеме банковских депозитов и кредита, а, следовательно, темпов экономического роста. Механизм использования этого инструмента таков:

- увеличение центральным банком нормы обязательных резервов приводит к сокращению свободных денежных средств у коммерческих банков и уменьшению их предложения; в результате тем приходится продавать часть своих ценных бумаг и требовать возврата ссуд;

- при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег.

Таким образом, повышение нормы резервов приводит к ухудшению их кредитных возможностей, а снижение нормы эти возможности расширяет и увеличивает денежную массу в обращении. Условиям современной экономики и проведению антикризисной политики в большей мере отвечают дисконтная политика и операции на открытом рынке.

Дисконтная политика предполагает манипулирование учетной процентной ставкой, по который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, имеющим прочное финансовое положение, но испытывающим временные трудности, и в залог берет векселя, обычно обеспеченные государственными ценными бумагами.

Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам путем переучета находящихся у них надежных векселей, полученных от промышленных, торговых и транспортных компаний, а также – от операций на открытом рынке. Векселя переучитываются по процентной ставке, которую называют официальной учетной (дисконтной, процентной) ставкой. Она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта).

Изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитным операциям коммерческих банков. Это и является главной целью применения данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

В случае повышения центральным банком ее уровня, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные удорожанием для них кредита путем повышения ставок для заемщиков, и наоборот.

Уменьшение учетной ставки делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить дополнительные заимствования у центрального банка, что увеличивает их способность к кредитованию. И наоборот, повышение учетной ставки делает займы невыгодными, способствует сокращению кредитования бизнеса, возврату ссуд.

Таким образом, повышение учетной ставки препятствует «перегреву» экономики и сползанию ее в кризис, а снижение – облегчает и ускоряет выход из него. Недостаточная эффективность данного метода заключается в том, что он является пассивным (нельзя заставить взять кредит) и затрагивает лишь коммерческие банки.

Поэтому в настоящее время в качестве методов антикризисного регулирования предпочтение отдается операциям на открытом рынке, которые заключаются в покупке или продаже казначейских ценных бумаг (векселей, государственных облигаций и других кредитных обязательств) по рыночному или заранее объявленному курсу.

Покупка центральным банком ценных бумаг или казначейских векселей у коммерческих банков увеличивает их ресурсы и соответственно кредитные возможности, и наоборот, а, соответственно, тормозит развитие кризисных процессов, или ускоряет выход из кризиса.

Другая задача, решаемая центральным банком с помощью операций на открытом рынке – регулирование денежной массы в обращении. Активизация скупки ценных бумаг приводит, в конечном счете, к сокращению банковских резервов, что, в свою очередь, уменьшает предложение денег и способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов, уменьшающему спрос на кредиты. Результат здесь аналогичен предыдущему.
Кроме того, при необходимости он осуществляет валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс национальной валюты и на суммарный спрос и предложение денег.

К прямым методам денежно-кредитного регулирования экономики центральным банком относится:

1. Ограничение общей величины выдаваемых кредитов.

2. Так называемые "кредитные потолки", то есть прямое ограничение объема банковских кредитов для отдельных банков или ссуд, которое коммерческий банк не может превышать. Такие кредитные ограничения приводят к тому, что организации заемщики попадают в неодинаковое положение. Поскольку банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным организациям, мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

3. Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление темпов их роста.

4. Ограничения на проведение валютных операций.

5. Прямые предписания органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения.

Особую роль в денежно-кредитной политике играет стабильность национальной валюты. «Сильная» и «слабая» национальная денежная единица по-разному влияют на национальное хозяйство.

Политика «сильной» валюты обеспечивает модернизацию экономики, улучшает условия обслуживания внешнего долга, облегчает интеграцию в мировую экономику, но снижает конкурентоспособность импортозаменяющей продукции и соответственно замедляет экономический рост.

Политика «слабой» национальной валюты создает протекционистские условия для отечественных производителей, обеспечивает ценовую конкурентоспособность национального производства, стимулирует экономический рост в какой-то период, но при этом задерживает обновление производственного аппарата и на длительный срок закрепляет техническое отставание страны.

Программирование представляет собой деятельность по выбору наиболее значимых, в том числе, кризисных проблем социально-экономического развития, требующих комплексного подхода к их решению и целевого выделения ресурсов.

Чрезвычайные антикризисные программы разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов). Онипредусматривают поддержку и развитие конкретных направлений деятельности, способствующих выходу из кризиса, например, научных исследований, отдельных направлений.

В результате наступления современного мирового экономического кризиса многими странами были приняты специальные государственные антикризисные программы. В России была разработана, принята и реализована Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. Основными принципами данной Программы являются:

· выполнение в полном объеме публичных обязательств государства перед населением;

· сохранение и усиление промышленного и технологического потенциала;

· внутренний спрос – основа посткризисного восстановления и последующего поступательного развития экономики;

· сохранение долгосрочных приоритетов модернизации страны;

· снижение административных барьеров для бизнеса;

· опора на мощную национальную финансовую систему;

· ответственная макроэкономическая политика.

Программирование предполагает активные мероприятия государства по следующим основным направлениям:

1. Обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

2. Исправление накопленных структурных деформаций с целью реструктуризация убыточного сектора экономики, решения проблем монопрофильных городов.

3. Завершение трансформации системы государственного регулирования и ряда других в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

4. Ускоренное развитие предприятий и рынков в русле общемировой экономической трансформации на базе новых информационных технологий.

5. Поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.

6. Повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики.

7. Прекращение прямого и косвенного субсидирования убыточных предприятий, эффективная селекция работоспособных, повышение действенности института банкротств.

8. Стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, в том числе через развитие рынка консалтинговых услуг, содействие процессам интеграции и образования крупных конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса.

9. Оптимизация доли государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом.

10. Повышение эффективности естественных монополий путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения контроля их издержек; организационного разделения естественно-монопольных и немонопольных сегментов.

11. Формирование конкурентной среды, создание равных условий экономической деятельности в России, как в масштабе всей экономики, так и конкретных отраслевых рынков.

12. Реализация целевых программ развития инфраструктуры - транспорта, связи и телекоммуникаций.

13. Развитие механизмов внутриотраслевой и межотраслевой интеграции.

Формирование вертикально интегрированной отраслевой структуры экономики позволит согласовывать интересы: а) государственного сектора; б) межотраслевых корпораций; в) средних и малых предприятий. Обеспечение единства их интересов может стать фактором ускоренного обновления и развития всего производственного аппарата страны, адаптации их деятельности к условиям конкурентной среды, позволит в короткие сроки осуществить структурную отраслевую и технологическую перестройку производства в базовых отраслях экономики.

Важная задача государства — обеспечение динамичности, оптимальных сроков осуществления процесса структурных реформ, рациональной очередности их этапов, от чего зависит во многом эффективность использования требующихся на это огромных материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...