Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как уже указывалось выше, основным результатом внешнего управления является полное удовлетворение требований кредиторов и дальнейшее полноценное функционирование организации.




Если из результатов анализа финансового состояния видно, что платежеспособность должника восстановить невозможно, либо восстановительные процедуры не достигли своей цели, то вводится конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

При этом эти требования удовлетворяются в следующей очереди:

1. Расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;

2. Расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и вознаграждений по авторским договорам;

3. Расчеты с оставшимися кредиторами.

Конкурсное производство вводится на срок 6 месяцев и может продлеваться на срок до 6 месяцев. Для выполнения целей конкурсного производства назначается арбитражный (конкурсный) управляющий.

Одним из особенностей Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» является то, что в любой момент процедуру банкротства можно прекратить, заключив мировое соглашение - соглашение между должником и кредиторами. Оно заключается в письменной форме по решению собрания кредиторов между конкурсными кредиторами и уполномоченными органами, с одной стороны, и должником - с другой, и представляет собой гражданско-правовую сделку, путем которой стороны на основе взаимных уступок определяют размер и сроки подлежащих погашению денежных требований.

Соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на акции, облигации, новации обязательства, прощения долга и т.д.

Мировое соглашение утверждается определением арбитражного суда (после чего производство по делу о банкротстве прекращается), однако может быть расторгнуто им в случае неисполнения или существенного нарушения должником своих обязательств.

Защита интересов кредиторов в ходе проведения процедур банкротства осуществляется с помощью:

· создания системы, позволяющей удовлетворить их в целом и препятствующей удовлетворению требований одних кредиторов за счет других;

· запретов на предъявление должнику иных требований, помимо предъявляемых в порядке осуществления процедур банкротства;

· определения четкой последовательности удовлетворения требований кредиторов;

· введения системы обязательных требований к должнику по предоставлению информации о кредиторах, суммах задолженностей, размере и местоположению имущества;

· ограничения возможностей должника по распоряжению имуществом и др.

Выше уже указывалось, что существуют отдельные категории должников – это градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые, стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий, а также отсутствующие и ликвидируемые должники.

Градообразующие предприятия и организации - юридические лица, персонал которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта, или на которых занято более 5 тыс. человек. Лицом, участвующим в деле о банкротстве подобных структур, является соответствующий орган местного самоуправления. Кроме того, в качестве участвующих лиц, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта Федерации.

Для того, чтобы сохранить градообразующее предприятие, арбитражный суд, в случае, если собрание кредиторов не приняло решения о введении внешнего управления, может ввести его по основаниям, предусмотренным законодательством, а также по ходатайству органа местного самоуправления, соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа градообразующей организации. При этом существенным условием договора купли-продажи организации может быть сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников на дату его продажи сроком до трех лет с момента вступления договора в силу.

Сельскохозяйственные организации, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции (выручка от ее реализации должна составлять не менее 50% общей суммы выручки), а также рыболовецкие артели (колхозы), где выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее 70% общей суммы выручки, с точки зрения особенностей процесса банкротства образуют единую группу. К таким особенностям можно отнести:

- предоставление преимущественного права приобретения имущества банкрота сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности;

- отчуждение или переход к другому лицу принадлежавших им земельных участков в строгом соответствии с земельным законодательством;

- учет при анализе финансового состояния сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно-климатических условий, а также возможности удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ;

- введение финансового оздоровления на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной продукции;

- продление срока финансового оздоровления на год (при условии изменения графика погашения задолженности), если в ходе его имели место спад и ухудшение финансового состояния организации в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями или другими чрезвычайными обстоятельствами;

- введение внешнего управления до окончания сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;

- предоставление преимущественного права приобретения имущества должника лицам, занимающимся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющим земельным участком, непосредственно прилегающим к участку должника.

К финансовым организациям относятся кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Их несостоятельность регулируется с учетом особенностей, определенных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 г.

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

1) федеральные государственные унитарные предприятия и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности, осуществляющие производство продукции (работ, услуг) стратегического значения для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России и т.п.;

2) организации оборонно-промышленного комплекса, осуществляющие работы по выполнению государственного оборонного заказа.

Перечень этих предприятий и организаций утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию.

Признаком банкротства стратегических предприятий и организаций считаются, как уже отмечалось выше, неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности, составляющие в совокупности не менее 500 тыс. руб. не исполнены в течение6 мес.

В целях предупреждения банкротства стратегических организаций Правительство России:

· организует проведение учета и анализа финансового состояния таких предприятий и их платежеспособности;

· при необходимости проводит их реорганизацию;

· осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета;

· обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

· содействует достижению их соглашения с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий;

· проводит досудебную санацию этих предприятий;

· осуществляет иные необходимые меры.

В числе лиц, участвующих в деле о банкротстве такого рода предприятий или организаций, присутствует федеральный орган, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в сфере деятельности соответствующих стратегических предприятий или организаций.

Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, в совокупности составляющих не менее 500 тыс. руб., если они не исполнены в течение 6 мес.

Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника - субъекта естественной монополии может быть федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить в отношении него государственную политику.

Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника - субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.

При проведении процедур банкротства субъекта естественной монополии не допускается отчуждение по частям имущества должника, представляющего собой единый технологический комплекс. Оно выставляется на торги единым лотом. Приобретатель такого имущества (преимущественным правом здесь обладают субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов) со своей стороны обязывается принять на себя обязательства должника:

- по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;

- по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;

- получить при необходимости лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности.

При этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заключает с покупателем соответствующее соглашение об исполнении условий конкурса, которое в случае его неисполнения расторгается арбитражным судом с возмещением покупателю за счет федерального бюджета средств, затраченных на приобретение имущества, которое передается в федеральную собственность, и осуществленные за истекший период инвестиции.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов вправе приостановить продажу указанного имущества на срок не более чем 3 мес. для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

Отсутствующий должник – это юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность, руководитель которого отсутствует, или установить место его нахождения не представляется возможным. В отношении отсутствующих должников применяется упрощенный порядок ликвидации – сразу вводится конкурсное производство, а остальные процедуры не применяются.

Если признаки отсутствующего должника установлены, то заявление о признании его банкротом подается конкурсным кредитором (независимо от размера задолженности) только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства, порядок которого, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством РФ.

Арбитражный суд в течение месяца с даты принятия к производству соответствующего заявления выносит решение о признании отсутствующего должника банкротом и открытии конкурсного производства. Арбитражный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных кредиторов, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования.

В упрощенном порядке банкротятся так же ликвидируемые должники – это организации, учредители которых приняли решение о ликвидации предприятия в соответствии с Гражданским кодексом, однако стало известно о недостаточности активов для удовлетворения всех требований кредиторов. В результате, ликвидационная комиссия обращается в Арбитражный суд с заявлением о банкротстве организации, а суд в свою очередь сразу вводит конкурсное производство.

Вопросы для самопроверки:

1. Как соотносятся между собой понятие несостоятельности и банкротства?

2. Какие существуют виды банкротства?

3. Какова структура института несостоятельности в рыночной экономике?

4. Каковы основные направления профилактики несостоятельности?

5. Каковы социально-экономические последствия несостоятельности?

6. Каковы этапы развития законодательной базы института несостоятельности в России?

7. Кто относится к лицам, участвующим в деле о банкротстве и каковы их интересы?

8. Какие существуют процедуры банкротства?

9. Как происходит банкротство стратегических предприятий и организаций?

10. Может ли быть банкротом гражданин?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...