Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Институт несостоятельности и его роль в рыночной экономике




Сегодня несостоятельность рассматривается как социальный институт (устойчивые постоянно воспроизводящиеся отношения, организации и структуры), предусматривающий применение специальных процедур, что дает возможность должнику в некоторых случаях восстановить свою платежеспособность и полноценно функционировать, рассчитавшись с кредиторами.

Если же восстановить платежеспособность не удается, имеющиеся в арсенале этого института процедуры позволяют соразмерно удовлетворить требования кредиторов и ликвидировать несостоятельную организацию либо освободить индивидуального предпринимателя от долгов.

История института несостоятельности начинается с момента возникновения экономических отношений. Однако первоначально данный институт носил преимущественно юридический характер. Например, в древнем Риме должники подвергались, прежде всего, мерам уголовного наказания. По мере развития экономических отношений менялось содержание института несостоятельности. Он все более приобретал экономический характер. Постепенно целью мер, применяемых к должнику, стало погашение требований кредиторов, возмещение убытков, понесенных ими в результате невозврата долга. В тот период основным способом реализации взыскания была продажа всего имущества должника с публичных торгов. Для этого кредиторы, имевшие претензии к должнику, избирали из своей среды управляющего конкурсной массой, который в кратчайший срок производил подготовку публичных торгов и осуществлял продажу имущества банкрота. Другим способом возмещения убытков кредиторам являлась продажа имущества по частям.

В средневековый период в Европе меры в отношении неплатежеспособных должников приняли еще более жесткий характер. В это время уже был закреплен дифференцированный подход к оценке несостоятельности. Выделялась несчастная несостоятельность, возникшая не по вине должника (кораблекрушение, военные действия, пожар). В этом случае должник не привлекался к уголовной ответственности, а получал возможность выплатить долг в рассрочку. Однако эта льгота не распространялась на купца, потерявшего капитал в результате неосторожного банкротства. Здесь судьба должника зависела от воли кредиторов. Они могли, по своему усмотрению, либо согласиться на погашение долга в рассрочку, либо продать имущество. Отметим, что уже в раннем законодательстве о несостоятельности предусматривалась очередность удовлетворения требований кредиторов.

В XX веке институт несостоятельности начинает активно развиваться, расширяется круг лиц, к которым могут применяться процедуры банкротства. Однако, кардинальные перемены в системе банкротства произошли в развитых странах рыночной экономики в 70-80-х гг. XX столетия.

Наиболее совершенный институт несостоятельности в настоящее время имеют такие страны как Великобритания, США и Франция. В этих странах в 70-90 г.г. ХХ в. были приняты законы, по-новому регламентирующие отношения несостоятельности. В них большое внимание уделяется процедурам, способствующих предотвращению ликвидации предприятия-должника, восстановлению его платежеспособности и др. (подробно этот вопрос рассматривается в главе 9).

Истоки зарождения института несостоятельности в России можно найти уже в древ­нем российском законодательстве. Начальный этап связан с Русской Правдой, международными договорами Ру­си, Псковской судной грамотой, Судебниками 1497 г. и 1550 г.

Истоки зарождения института несостоятельности в России можно найти уже в древ­нем российском законодательстве. Начальный этап связан с Русской Правдой, международными договорами Ру­си, Псковской судной грамотой, Судебниками 1497 г. и 1550 г. Еще Русская Правда предусматривала два вида не­состоятельности: первое - виновное наступление несостоя­тельности (вследствие пьянства, расточительности, ут­раты в драке) — в этом случае судьба должника зави­села от кредиторов, которые могли получить возмеще­ние в рассрочку или потребовать возврата долга и по­крытия убытков путем продажи имущества и самого должника в холопы; второе - несостоятельность, произошед­шая под действием непреодолимой силы (пожара, ко­раблекрушения, истребления имущества в результате военных действий) – при этих обстоятельствах несостоя­тельное лицо не привлекалось к уголовной ответственности.

В XYIII веке (1740 г.) в России появился кодифицированный законодательный акт — Банкротский устав. Российское законодательство о несостоятельности XIX - начала XX вв. (до Октябрьской революции 1917 г.) включало в себя Устав о банкро­тах 1800 г., Устав о торговой несостоятельности 1832 г., Конкурсный ус­тав 1877 г., Уголовное уложение 1903 г. По Уставу 1800 года банкротом считалось лицо, «не могущее сполна заплатить своих долгов». В этот период различали три вида банкротства: от несчастья; от небрежности и пороков; от подлога. В 1832 г. был принят новый Устав. В соответствии с ним все действия в рамках процедуры банкротства (отчуждение имущества, заключение мировой сделки и т.д.) могли осуществляться только после их утверждения судом.

Необходимо отметить, что наряду с традиционными процедурами, российское законодательство той поры регламентировало также процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должников.

В 1903 г. впервые четко были сформулированы признаки несостоятельности. В целом институт несостоятельности того времени соответство­вал мировым стандартам и оказывал существенное воздействие на развитие экономики, особенно таких отраслей как торговля, промышленность и транс­порт.

После Октябрьской революции 1917 г. институт несостоятельности начал действовать по мере восстановления экономических отношений. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года содержал нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с несостоятельностью гражданских и торговых товариществ и физических лиц. Однако на практике применение данных норм было затруднительным, поскольку Гражданско–процессуальный кодекс РСФСР не регулировал процедуру объявления несостоятельности. Лишь в 1927 году Гражданско–процессуальный кодекс был дополнен главой 37 «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических». В 1929 году в Гражданско–процессуальный кодекс РСФСР были включены еще две главы: «О несостоятельности государственных предприятий и смешанных акционерных обществ» и «О несостоятельности кооперативных организаций».

С усилением командно-административной модели экономики институт несостоятельности утратил свое значение. В результате нерентабельные организации функционировали в качестве плaнoвo–yбытoчныx предприятий за счет государственного финансирования и периодического списания долгов. Таким образом, в начале 60–х годов общие нормы о несостоятельности были исключены из гражданского законодательства и практической деятельности.

В современной России история банкротства началась 14 июня 1992 г. с Указа Президента Российской Федерации № 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур" С тех пор были приняты следующие законы о области несостоятельности:

1. Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий";

2. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

3. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ;

4. Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24 июня 1999г. № N 122-ФЗ;

5. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Сегодня он является основным актом, регламентирующим процедуры банкротства организаций в России.

Следует отметить, что действие федерального законодательства о несостоятельности (банкротстве) не распространяется на:

· казенное предприятие;

· учреждение;

· политическая партия;

· религиозная организация.

Кроме того, предусмотрен особый порядок ликвидации государственной корпорации – она может быть признана банкротом, если это допускается федеральным законом, регулирующим ее деятельность.

Так же тот или иной Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого Фонда[4].

В настоящее время институт несостоятельности (банкротства) в России имеет структуру, представленную на рис.3.1.

 

 

Рис. 3.1. Институт несостоятельности в России и его структура

 

Современное российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) одновременно опирается и на принцип единой правовой защиты интересов кредиторов, направленный против удовлетворения требований одних их групп в ущерб другим, и на принцип приоритетности прав и законных интересов должников.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по месту нахождению должника. Участниками дела являются:

· должник;

· арбитражный управляющий;

· конкурсные кредиторы;

· уполномоченные органы;

· органы местного самоуправления;

· лица, предоставляющие обеспечение.

Право обращения в суд о признании должника банкротом имеют:

1. должник;

2. уполномоченные органы (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и муниципальных образований);

3. конкурсные кредиторы.

Уполномоченные органы и конкурсные кредиторы вместе могут образовывать собрание и комитет кредиторов. В собрании без права голоса могут участвовать представители должника (работников, учредителей, собственников).

Должник может в течение 10 дней с момента выдвижения кредиторами или уполномоченными государственными органами заявления о банкротстве выдвинуть свои возражения на требования и направить в арбитражный суд, конкурсному кредитору или в уполномоченный орган отзыв на такое заявление относительно сути и обоснованности требований, а так же общей суммы задолженности.

Кроме того, должник обязан обращаться в суд с заявлением о собственном банкротстве, если:

· удовлетворение требований одного кредитора затруднит удовлетворение требований других;

· принято решение о его ликвидации при этом активов организации недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов;

· взыскание имущества существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность;

· в иных предусмотренных законом случаях.

 

Процедуры банкротства

Закон выделяет пять основных процедур банкротства, которые представлены на рис.3.2.

 

Рис.3.2. Процедуры банкротства

Наблюдение применяется по отношению к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения их первого собрания.

Процедура наблюдения вводится определением арбитражного суда по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя. Тем же определением суда назначается арбитражный (временный) управляющий[5]. При этом руководитель организации-должника и органы управления им продолжают свою работу, но ряд сделок они могут совершать только с письменного согласия арбитражного управляющего (о реорганизации, ликвидации юридического лица, создании филиалов и представительств и др.).

Конечной целью наблюдения является проведение арбитражным управляющим первого собрания кредиторов, которое решает судьбу должника на основе выводов о возможности/невозможности восстановления платежеспособности и возможности/невозможности полностью погасить включенные в реестр требования.

1) Финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Данная процедура банкротства предусматривает план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством и т.д. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. При введении финансового оздоровления назначается арбитражный (административный) управляющий, который обязан контролировать действия руководства должника и следить за соблюдением плана финансового оздоровления и графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.

В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями. Например, должник не может без согласия определенного круга заинтересованных лиц принимать решение о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).

 

Внешнее управление - процедура банкротства, целью которой является восстановление платежеспособности должника и полное погашение требований кредиторов. Внешнее управление может быть введено на срок до 1,5 лет с возможностью продления еще на 0,5 года.

С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, и управление его делами возлагается на арбитражного (внешнего) управляющего. Одновременно вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, который распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, чьи сроки исполнения наступили до введения внешнего управления.

Законом предусмотрены следующие меры восстановления платежеспособности должников:

· перепрофилирование производства;

· закрытие нерентабельных производств;

· взыскание дебиторской задолженности;

· продажа части имущества должника;

· уступка прав требования должника;

· исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

· увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

· размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

· продажа предприятия должника;

· замещение активов должника;

· иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...