5.Как показал анализ следующего стихотворения, имя числительное может участвовать в созданиииронии.
5. Как показал анализ следующего стихотворения, имя числительное может участвовать в созданиииронии. Пример: Есть у нас в квартире дядя, Он известен в доме всем. У него во лбу семь пядей, На неделе пятниц семь. Семимильными шагами По квартире ходит он, За семью живёт замками, И зовут его Семён. (И. Иртеньев «Про Семёна») Автор активно использует фразеологизмы, составляющей которых является числительное «семь». Во лбу семь пядей - отличающийся от других умом, мудростью, обладающий выдающимися способностями. Семь пятниц на неделе - о человеке, который легко меняет свои решения, намерения и т. д. Семимильными шагами - очень быстро, стремительно (идти, шагать, развиваться и т. п. ). За семь замками - 1. Под строгим присмотром; под надежной охраной. 2. Надёжно спрятан и недоступен [5]. Использование автором устойчивый сочетаний придает тексту насмешливый характер. Числительные являются средством создания иронии. 6. Нами найдена ритмическая функция числительных. Пример. В своем стихотворении Саша Черный смог передать само движение на коньках. Числительные «раз-два» придают тексту ритмичность – езду на коньках в одном ритме. Мчусь, как ветер, на коньках Вдоль лесной опушки… Рукавицы на руках, Шапка на макушке… Раз-два! Вот и поскользнулся… Раз и два! Чуть не кувыркнулся… Раз-два! Крепче на носках! Захрустел, закрякал лед, Ветер дует справа. Елки-волки! Полный ход – Из пруда в канаву… Раз-два! По скользкой дорожке… Раз и два! Веселые ножки… Раз-два! Вперед и вперед… Пример: Три сороки-тараторки Тараторили на горке.
Три сороки – три трещотки Потеряли по три щетки: Три – сегодня, три – вчера, Три – еще позавчера! Нельзя не заметить звуковые повторы, которые придают тексту определенный темп, создают скорость. Числительное «три» в данном тексте выполняет ритмическую функцию. Приведем еще примеры ритмической функции: Пример. Данная считалка знакома нам с детства: Раз, два, три, четыре, Жили мушки на квартире. К ним повадился сам-друг, Крестовик, большой паук. Пять, шесть, семь и восемь, Паука мы вон попросим: «К нам, обжора, не ходи». Ну-ка, Мишенька, води. Пример: Раз, два, три, четыре, пять, Вышел тигр погулять. Запереть его забыли, Раз, два, три, четыре, пять. Он по улицам идет, Ни к кому не пристает, Разбегается народ. Числительные выполняют ритмическую функцию. Таким образом, анализ стихотворных текстов позволил выявить наличие у числительных разнообразных эстетический функций. То есть данная часть речи выполняет не только привычную для нас информативную функцию (сообщение количественных данных), но способно вызывать у нас чувство прекрасного. Нами обнаружены следующие эстетические функции числительного: выразительная, образная, символическая, комическая, ироническая и ритмическая. Заключение Наша работа посвящена актуальной теме выявления эстетических функций имени числительного. Анализ научной литературы в первом параграфе данного исследования позволил сделать вывод, что проблема эстетической роли числительных в тексте волнует многих ученых. Во втором параграфе на материале стихотворных текстов мы доказали, что имена числительные в тексте могут выполнять не только свою привычную информативную функцию (сухую констатацию количественных данных), но и обладают эстетическими функциями, делает текст более выразительным, ярким, воздействующим на наши чувства. Нами выявлены следующие эстетические функции числительного: выразительная, образная, символическая, комическая, ироническая и ритмическая. Мы предполагаем, что и этими шестью функциями не ограничиваются возможности числительных. Однако нами сделан первый шаг, доказывающий, что это не сухая часть речи, а очень яркая и интересная.
Перспектива данной работы заключается в том, что можно раскрыть эстетические функции других частей речи. Кроме того, в ходе нашего исследования по этой теме мы наметили уже следующую работу, посвященную символической функции имени числительного в произведениях устного народного творчества. Эта тема представляется нам очень интересной. Список использованной литературы 1. Асеева Д. В. Обращение к эстетическим ресурсам русской морфологии как инновационный путь развития личности учеников // Современные научные исследования. Выпуск 2 / Под ред. П. М. Горева и В. В. Утёмова. - Концепт. - 2014. - Приложение № 20. - URL: http: //e-koncept. ru/2014/54855. htm (дата обращения: 29. 01. 2015). 2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2003. – 448 с. 3. Ионова И. А. Морфология поэтической речи. – Кишинев, 1988. -164 с. 4. Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культуры речи. – М., 2005. – 256 с. 5. Тихонов А. Н, Ковалева Н. А. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М., - 2001. – 528 с. 6. Чупашева О. М. Русский язык. – 2011. №2. – С. 28 7. http: //www. gramota. ru/slovari/dic/? word=%FD%F1%F2%E5%F2%E8%EA%E0& all=x (дата обращения: 29. 01 2015) 8. http: //www. gramota. ru/slovari/dic/? lop=x& bts=x& zar=x& ag=x& ab=x& sin=x& lv=x& az=x& pe=x& word=%FD%F1%F2%E5%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9 (дата обращения: 29. 01 2015)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|