Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследовательская работа кадета 7 класса





Эстетическая роль деепричастий в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина

Оглавление

1. Введение…………

2. Вопрос об эстетической значимости деепричастий в художественном тексте…………

3. Эстетика деепричастий в « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина…

4. Заключение…

5. Список использованной литературы…………

Введение

Деепричастие начинают изучать впервые только в 7 классе, поэтому нам интересно было понаблюдать за данными словами и поработать с ними. На уроке русского языка особенно привлекательным оказалось задание на определение роли деепричастий в тексте. Неоднократно мы обращались к фрагментам из произведений А. С. Пушкина. Постепенно простой интерес перерос в исследование эстетической роли деепричастий в произведении любимого поэта и писателя.

Актуальность исследования заключается в следующем: данная тема еще недостаточно изучена в науке и является предметом научного интереса. Выявив эстетическую роль деепричастий в художественном тексте, мы глубже познакомимся с данной частью речи, узнаем о ней много нового, интересного и неожиданного, о чем недостаточно говорили на уроках. Выбор автора очевиден: А. С. Пушкин всегда современен и актуален. Сорокин Ю. С. очень точно сказал, что произведения Пушкина остаются для нас высоким образцом вдумчивого, стилистически убедительного и многообразного использования всех живых элементов русского языка [1]. Поэтому мы считаем, что и изучение роли деепричастий на произведении Пушкина является для нас верным решением. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - очень интересная, она знакома нам с детства. Сказка помогает понять, что и в нашей реальной жизни есть замечательные вещи, незыблемые вечные ценности: красота, любовь, верность, дружба, благородство. Нам есть чему поучиться у положительных героев «Сказки…».

Цель работы: выявить эстетическую роль деепричастий в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.

Нами поставлены следующие задачи: 1) проанализировать научную литературу по теме; 2) дать определение понятию «эстетическая роль части речи»; 3) определить эстетическую роль деепричастий (как одиночных, так и входящих в деепричастный оборот) в «Сказке…» А. С. Пушкина.

Гипотеза данной работы: деепричастия обладают большими эстетическими возможностями, делают текст более ярким, живым, красочным и динамичным.

Предмет – процесс изучение эстетической роли деепричастий в художественном тексте. Объект – «Сказка о мертвой царевне и семи богатыря» А. С. Пушкина.

Методы исследования: анализ научной литературы и художественного текста (сказки) и обобщение материалов; беседы с преподавателем; метод наблюдения; составление списка литературы.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что мы обратились к свежей, необычной и малоисследованной теме – раскрытию эстетической роли деепричастий в произведении А. С. Пушкина. После изучения грамматических особенностей деепричастий, интересно узнать, для чего они используются в тексте, нужны ли они вообще, что они привносят в текст.

Значимость полученных результатов заключается в том, что мы, выявляя эстетическую роль деепричастий, показываем новый аспект изучения данной части речи. Полученные знания помогут нам в общении, сделают нашу речь более интересной, яркой и живописной. Мы считаем, что изучение роли деепричастий в сказке А. С. Пушкина поможет глубже понять произведение, прочитать с детства знакомую сказку новым взглядом, заново открыть в ней много интересного и удивительного.

1. Вопрос об эстетической значимости деепричастий в художественном тексте

Деепричастие – довольно интересная и неоднозначная часть речи. Деепричастие до сих пор вызывает споры. Одни ученые считают, что это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Такое определение дано в нашем учебнике по русскому языку [2. С. 77]. При работе над данной темой, я узнал, что по поводу данной части речи есть и другая точка зрения: деепричастие это особая форма глагола, которая обозначает добавочное, второстепенное действие[3]. Глагольной формой считает деепричастия и И. Б. Голуб [4].

В двух определениях есть главное общее: деепричастие обозначает добавочное действие, то есть существует при глаголе. При этом, ряд ученых отмечают, что деепричастия украшают глагол, дополняют его другими действиями [5. С. 177]. Вслед за этими учеными мы считаем, что деепричастие способно украсить текст, может выполнять эстетическую функцию.

Дадим определения.

Эстетика (от греч. aisthē tikos - чувствующий, чувственный) - 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. 2. Красота, художественность в чём-либо[6].

Эстетический – связанный с восприятием прекрасного, красоты в искусстве и жизни; художественный [7].

Отсюда сделаем вывод, что эстетическая роль (функция) части речи заключается в создании прекрасной, чувственной картины, усилении эмоциональности текста.

К исследованию эстетических возможностей деепричастия в тексте обращались такие ученые как И. А. Ионова [8], И. Б. Голуб [4], Г. Я. Солганик [9], Г. Г. Граник, Г. В. Владимирская и др [3].

Как показал анализ труда И. Б. Голуб [4], деепричастия придают речи особую живость, наглядность, часто выполняют роль тропов. Она считает слова этой части речи очень выразительными.

Во втором параграфе показаны результаты нашего исследования над эстетической ролью деепричастий в художественном тексте.

2. Эстетика деепричастий в «Сказке о мертвой

царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина

Данный параграф посвящен выявлению эстетической роли деепричастий в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Мы нашли в тексте произведения деепричастия (как одиночные, так и входящие в деепричастный оборот), определили их семантику и раскрыли их эстетическую роль в тексте. Результаты представлены в таблице.

 

Предложения с деепричастиями Семантика деепричастий Эстетическая роль деепричастий в тексте
1. Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись, глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! деепричастие обозначает действие, движение. Использована устаревшая форма. конкретизирует, точно показывает действие, усиливает глагольную стихию. Делает речь выразительной, ёмкой, точной
2. С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила: «Свет мой, зеркальце! Скажи…» деепричастие обозначает действие, движение.   помогает точно, метко «дорисовывать» действия царицы.
3. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. деепричастие обозначает действие.   конкретизирует, точно показывает действие.
4. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела. деепричастие обозначает действие, движение делает речь более живописной, яркой.
5. На девичник собираясь, Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним… деепричастия обозначают действие, движение. дорисовывают основное действие, делают речь более живописной, яркой
6. Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. деепричастия обозначают действие, движение. делают речь более точной, конкретной, яркой.
7. Та, в душе ее любя, Не убила, не связала, Отпустила… деепричастие, обозначает эмоции делает текст более выразительным, емко передает эмоции Чернавки.
8. Королевич Елисей, Помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу. деепричастие обозначает речь делает текст более выразительным.
9. Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем всё шла да шла И на терем набрела. Ей навстречу пес, залая,  Прибежал и смолк, играя. В ворота вошла она – На подворье тишина. Пес бежит за ней, ласкаясь, А царевна, подбираясь, Поднялася на крыльцо И взялася за кольцо. деепричастия, обозначающие действие, движение, эмоции   делают речь более точной, динамичной, передают множество действий, происходящих одновременно, текст становится красочным.
10. И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла. деепричастие обозначает эмоции делает описание более ёмким, точным и выразительным, помогает показать внутреннее состояние царевны.
11. День за днем идет, мелькая, А царевна молодая Все в лесу; не скучно ей У семи богатырей. деепричастие обозначает действие, движение. придает описанию динамичность
12. Между тем царица злая, Про царевну вспоминая, Не могла простить ее… деепричастие обозначает мысль конкретизирует, раскрывает мысли героини
13. А на зеркальце свое Долго дулась и сердилась; Наконец об нем схватилась И пошла за ним и, сев Перед ним, забыла гнев. деепричастие обозначает действие, движение. делает речь более точной, конкретной и действенной.
14. Так и так. Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить. деепричастие обозначает эмоции делает текст более выразительным, наполненным негативными эмоциями.
15. Раз царевна молодая, Милых братьев поджидая, Пряла, сидя под окном. Вдруг сердито под крыльцом Пес залаял, и девица Видит: нищая черница Ходит по двору, клюкой Отгоняя пса. деепричастия обозначают действие, движение. помогают точно «дорисовывать» действия героев
16. Братья в ту пору домой Возвращалися толпой С молодецкого разбоя. Им навстречу, грозно воя, Пес бежит и ко двору Путь им кажет. деепричастие обозначает эмоции делает текст более выразительным, передает эмоциональное напряжение, тревогу.
17. Входят – ахнули. Вбежав, Пес на яблоко стремглав С лаем кинулся, озлился… деепричастие обозначает действие, движение. придает описанию динамичность, картина как будто оживает
18. Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили… деепричастие обозначает действие, движение. Разнообразит речь, делают текст более емким
19. И, пред мертвою сестрой Сотворив поклон земной, Старший молвил: «Спи во гробе…» деепричастие обозначает действие, движение. делает речь более полной, выразительной
20. В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, Втайне зеркальце взяла И вопрос свой задала. деепричастие обозначает действие, движение. делает речь более точной, полной, конкретной.
21. «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. деепричастие обозначает эмоции делает речь более выразительной.
22. Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: «Ветер, ветер!.. » деепричастия обозначают эмоции, речь делают текст более выразительным, эмоционально насыщенным, емким, ярким.
23. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумленными глазами И, качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: «Как же долго я спала! » деепричастия обозначают движение, эмоции   помогают точно «дорисовывать» действия царевны, текст становится более живописным
24. И беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива! деепричастие обозначает речь конкретизирует, делает речь более точной, полной.
25. Злая мачеха сидела Перед зеркальцем своим И беседовала с ним, Говоря: «Я ль всех милее.. » деепричастие обозначает речь конкретизирует, делает речь более точной, полной.
26. Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Деепричастия обозначают действие, движение. картина становится зримой, динамичной, помогают раскрыть внутреннее состояние злой мачехи.

 

Как видим, в тексте преобладают деепричастия, обозначающие движение, действие и эмоции. Первые помогают конкретизировать и точно показывать действие, они усиливают глагольную стихию, делают текст более живописным, динамичным, действенным, картина как будто оживает, становится зримой. А деепричастия, которые передают эмоции, помогают почувствовать внутреннее состояние героев. Благодаря этим деепричастиям текст становится более выразительным, насыщенным разнообразными эмоциями, полным, емким, ярким.

С. Я. Маршак отмечал: «Пушкин всегда был скуп на прилагательные. А в сказках особенно. Предложения составлены только из существительных и глаголов. Это придает особую действенность стиху» [10]. Действительно, текст сказки динамичен, действенен, картины как будто оживают перед нами.

Таким образом, на примере «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» нами доказано, что деепричастия обладают большими эстетическими возможностями, делают текст более ярким, красочным, динамичным и живописным.

Заключение

Наше исследование посвящено проблеме выявления эстетической роли деепричастий в художественном тексте. Анализ научной литературы в первом параграфе показал, что данный вопрос является достаточно актуальным в научных кругах.

Во втором параграфе для выявления эстетической роли деепричастий мы обратились к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Нами обнаружено, что деепричастие у А. С. Пушкина – активно используемая единица. В тексте «Сказки…» преобладают деепричастия, обозначающие движение, действие и эмоции. Нами выявлено, что деепричастия делают текст более выразительным, насыщенным разнообразными эмоциями, полным, емким, ярким, динамичным, действенным, помогают конкретизировать и точно показывать действие, они усиливают глагольную стихию, делают текст более живописным.

Перспектива данной работы заключается в том, что на примере этого же замечательного произведения можно раскрыть эстетическую роль других частей речи, например глагола или наречия, которые так же достаточно часто употребляются в тексте. Всё это усилит внимание к данному произведению, поможет глубже понять смысл, значение текста. А также рассмотреть эстетические возможности других частей речи в любимых произведениях.

Список использованной литературы

1. Сорокин Ю. С. Значение Пушкина в развитии русского литературного языка // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л., 1941—1956. Т. VI. Литература 1820—1830-х годов. — 1953. — С. 329—368.

http: //feb-web. ru/feb/irl/il0/il6/IL6-329-. HTM? cmd=p (дата обращение 03. 11. 2014)

2. Баранов М. Т. Ладыженская Т. А. и др. Русский язык. 7 класс. М., 2005. – С. 77

3. Г. Г. Граник, Г. В. Владимирская, С. М. Бондаренко, Н. А. Борисенко. Деепричастие. Обособляемые обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами // Русский язык. Первое сентября. – 2004. - № 39.  

http: //rus. 1september. ru/article. php? ID=200403902 (дата обращения: 03. 11. 2014)

4. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2003. – 448 с.

5. Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. – Ленинград. - 1990. – С. 177.

6. http: //www. gramota. ru/slovari/dic/? word=%FD%F1%F2%E5%F2%E8%EA%E0& all=x (дата обращения: 03. 11 2014)

7. http: //www. gramota. ru/slovari/dic/? lop=x& bts=x& zar=x& ag=x& ab=x& sin=x& lv=x& az=x& pe=x& word=%FD%F1%F2%E5%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9 (дата обращения: 03. 11. 2014)

8. Ионова И. А. Морфология поэтической речи. -Кишинев, 1988. –С. 153

9. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. 10-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. Учеб. заведений. – М., 2002. – С. 7

10.  Маршак С. Я. Заметки о сказках Пушкина // Собрание сочинений: В 8 т. Т. 7. - М., 1971. http: //s-marshak. ru/works/prose/vospitanie/vospitanie. htm (дата обращения: 03. 11. 2014)

 

 

литература

 

1. Абрамова, С. В. Организация учебно-исследовательской работы на внеклассных занятиях по русскому языку в старших классах: дисс. … канд. пед. наук: 13. 00. 02 / Абрамова Светлана Владимировна. – М., 2007. – 296 с.

2.  Абрамова, С. В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку / С. В. Абрамова // Русский язык в школе. – 2011. – № 5. – С. 24 – 29; № 6. – С. 22 – 28; № 7. – С. 20 – 25. (Абрамова 2011 а, б, в).

3. Абраров Р. Д., Худайберганова М. М. Как работает антиплагиат? Принцип работы антиплагиата // Молодой ученый. — 2016. — №29. 3 — С. 1-2.

4. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов, Л. В. Фомина // Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 1. – С. 24 – 33.

5. Алексеева, О. В. Проектируем исследовательскую деятельность студентов в методике функционального подхода к изучению языка: учебно-методическое пособие / О. В. Алексеева. – Воронеж: ВГПУ, 2009. – 68с.

6. Алексеева, О. В. Современный урок морфологии. (К проблеме реализации приоритетных подходов к обучению) / О. В. Алексеева // Русский язык в школе. – 2010. – № 4. – С. 3 – 9.

7. Анисимов А. П., Козлов М. Ю. Плагиат как феномен современной действительности. // Имущественные отношения в РФ. – 2013. – № 9 (144). – С. 6 – 13.   

8. Асеева Д. В. Технология организации исследований на лингвоэстетическую тематику на уроках русского языка и во внеурочное время // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного: Коллективная монография. – М.: Издательство «Спутник +», 2016. – С. 617 – 622.

9. Асеева Д. В., Кулаева Г. М. Формирование эстетического кругозора в профессионально-методической подготовке будущих учителей русского языка // Проблемы современного филологического образования: Сборник научных статей. Выпуск XVI / Ответ. Ред. В. А. Коханова. – М.: МГПУ, Ярославль: Ремдер, - 2016. – С. 21 – 27.

10. Асеева Д. В. Работа по формированию исследовательских умений учащихся 5-6 классов при обращении к эстетическим возможностям морфологии // Сборник научных докладов. Международная научно-практическая конференция «Педагогика. Актуальные научные проблемы. Рассмотрение, решение, практика. Часть 2» (29. 06. 2015 – 30. 06. 2015). – Варшава: Wydawca: Sp. z o. o. “Diamond trading tour”, 2015. – С. 60 – 64.

11. Асеева Д. В. Формирование у воспитанников президентского кадетского училища исследовательских умений при обращении к эстетическим ресурсам русской морфологии // Мир образования – образование в мире. – 2014. - №4 (56). С. 146-150.

12. Асеева, Д. В. Представления учащихся о научно-исследовательской деятельности в области эстетики языка и речи / Д. В. Асеева // Наука и школа. – 2015. – № 1. – С. 109 – 112.

13. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с.

14. Бабанский, Ю. К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; под ред. Ю. К. Бабанского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1988. – 479 с.

15. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высш. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. – М. : Издательский центр «Академия». – 2001. – 368 с.

16. Биянова, Е. Б. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы: дисс. … канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Биянова Елена Борисовна. – Ижевск, 2011. – 179 с.

17. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). – М. : «Просвещение», 1968. – 464 с.

18. Большой энциклопедический словарь: [Электронный ресурс]– URL: https: //www. vedu. ru/bigencdic/48165/.

19. Волков, В. С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 2: от младшего школьного возраста до юношества / Б. С. Волков, Н. В. Волкова; под ред. Б. С. Волкова. – М. : Гуманитар. изд. цент ВЛАДОС, 2005. – 343 с.

20. Гладкова, А. П. Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности: автореф. дисс… канд. пед. наук: 10. 00. 01 / Гладкова Александра Петровна. – Волгоград, 2013. – 26 с.

21. Головизнина, Н. Л. Исследовательские умения как средство развития самодеятельности старшеклассников: дисс. … канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Головизнина Наталья Леонидовна. – Киров, 2005. – 186 с.

22. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Давыдов. – М. : Издательский цент «Академия», 2004. – 288 с.

23. Давыдова-Мартынова Е. И. Особенности организации исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов: выбор и формулировка темы исследования // Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в 2-х томах. Т. 2: Практика организации / Под ред. А. С. Обухова. – М., 2007. – С. 183 – 187.

24. Дейкина, А. Д. Русский язык как формирующая среда личности в ее духовно-интеллектуальном и эмоциональном развитии / А. Д. Дейкина // Развитие личности учащихся в процессе обучения русскому языку: духовное, интеллектуальное, эмоциональное. Материалы Международной научно-практической конференции (20 – 21 марта 2014) – монография. – М. : МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР. – 2014. – С. 12 – 16.

25. Дейкина, А. Д. Формирование культурно-интеллектуального отношения учащихся к русскому языку в современной парадигме образования /  А. Д. Дейкина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2012. – № 2. – С. 66 – 74.

26. Добрякова Н. И. Заимствование или плагиат: российский и зарубежный опыт // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2015. - № 1 (13). - С. 15-20; [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. rea. ru/ru/org/cathedries/prlogkaf/documents/Добрякова13. pdf.

27. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 4-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.

28. Закирова, В. Г. Исследовательские умения младших школьников в контексте их взаимосвязей с универсальными учебными действиями / В. Г. Закирова, Э. Г. Сабирова // Филология и культура. – 2014. – № 1 (35). – С. 277 – 280.

29. Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. – Ижевск: ИЦПКПС, 2001. – 103 с.

30. Ионова, И. А. Морфология поэтической речи / И. А. Ионова. – Кишинев, Штиинца, 1988. – 164 с.

31. Исследования гуманитарных систем. Вып. 1. Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой: генезис и следствия / Под ред. В. П. Бедерхановой, сост. А. А. Остапенко. – Краснодар: Парабеллум, 2013. – 90 с.

32. Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в 2-х томах. Т. 2: Практика организации / Под ред. А. С. Обухова. – М., 2007. – 495 с.

33. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг., Д. Бокум; науч. ред. Т. В. Прохоренко. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 940 с.

34. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей / В. А. Крутецкий. – М., «Просвещение», 1976. – 303 с.

35. Кузнечикова, К. Т. Особенности психического развития подростка /   К. Т. Кузнечикова // Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Гамезо и др. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с.

36. Кукар, У. Ю. Развитие исследовательских умений старшеклассников в учреждениях дополнительного образования: дисс. … канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Кукар Ульяна Юрьевна. – Магнитогорск, 2010. – 190 с.

37. Кулаева, Г. М. Формирование представлений о языковом эстетическом идеале в процессе исследовательской деятельности школьников на уроках русского языка // Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах / Под общ. ред. А. С. Обухова. Т. 2: Практика организации. – М., 2007. – С. 470 – 477. (Кулаева 2007 б).

38. Кулаева, Г. М. Формирование у школьников мировоззренческих представлений о языковом эстетическом идеале на уроках русского языка / Г. М. Кулаева // Наука и школа. – 2008. – № 4. – С. 43 – 45. (Кулаева 2008 а).

39. Кулаева, Г. М. Реализация эстетического подхода в обучении русскому языку в средней школе / Г. М. Кулаева // Гуманитарные технологии в современном мире: Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (22 – 24 мая 2014 г. ) / Сост. Л. М. Гончарова. – Калининград, 2014. – С. 28 – 31.

40. Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей [по проблемам теории и практики исследовательской деятельности учащихся] / А. В. Леонтович. – М. : МГДД(Ю)Т., 2002. – 110 с.

41. Леонтович, А. В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся / А. В. Леонтович // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 63 – 71.

42. Леонтович, А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4. – С. 12 – 17.

43. Леонтович, А. В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 2. – С. 43 – 55.

44. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. – М. : «Знание», 1974. – 64 с.

45. Лубинская, Т. Н. Формирование исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам: дисс. … канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Лубинская Татьяна Николаевна. – Киров, 2010. – 188 с.

46. Мамона, Т. Н. Работа над изобразительно-выразительными средствами на уроках русского языка в процессе исследовательской деятельности учащихся профильных классов: дисс. … канд. пед. наук: 13. 00. 02 / Мамона Татьяна Николаевна. – Москва, 2010. – 304 с.

47. Обухов, С. А. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении / С. А. Обухов // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 86 – 90.

48. Обухова, Л. Ф Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – М. : Высшее образование; МГППУ, 2008 – 460 с.

49. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / Под. ред. Чл. корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой / С. И. Ожегов. – 20-е изд. стереотип. М.: Рус. яз., 1990. – 708 с.

50. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю. Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др.; под ред. Н. А. Кушаева. – М. : Просвещение, 1986. – 240 с.

51. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. – М. : Педагогика, 1980. – 240 с.

52. Поддъяков, А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддъяков // Школьные технологии. – 2006. – № 3. – С. 85–89.

53. Проказова, О. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе: дисс. … канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Проказова Ольга Геннадьевна. – Астрахань, 2010. – 158 с.

54. Ремчукова, Е. Н. О нарушении стандарта в области функционирования грамматических форм / Е. Н. Ремчукова // Труды по русской филологии. Лингвистика. Новая серия. II. Прагматический аспект исследования языка. – Тарту, 1999. – С. 203 – 214.

55. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – Самара, Изд-во «Учебная литература», 2004. – 80 с. (Савенков 2004 а).

56. Савенков, А. И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников / А. И. Савенков. – СПб. : Питер, 2004. – 272 с. (Савенков 2004 б).

57. Савенков, А. И. Об организации учебно-исследовательской деятельности в современном образовании / А. И. Савенков // Химия в школе. – 2008. – № 8. – С. 2 – 5. (Савенков 2008 а).

58. Савенков, А. И. Проектирование и исследование в современном образовании / А. И. Савенков // Химия в школе. – 2008. – № 6. – С. 2 – 8. (Савенков 2008 б).

59. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 2008. – № 1. – С. 11 – 20. (Савенков 2008 в).

60. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – М. : «Ось – 89», 2006. – 480 с.

61. Семенова, Н. А. Формирование исследовательских умений у младших школьников: дисс. … канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Семенова Наталия Альбертовна. – Томск, 2007. – 203 с.

62. Середенко, П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения / П. В. Середенко. – Южно-Сахалинск, изд-во СахГУ, 2014. – 208 с.

63. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований: (в помощь начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин. – М. : Педагогика, 1986. – 152 с.

64. Федоряк, Л. М. Формирование исследовательских умений у учащихся в проблемно-модульном обучении: дисс. … канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Федоряк Людмила Михайловна. – Тюмень, 1997. – 148 с.

65. Фридман, Л. М.. Психологическая наука – учителю / Л. М. Фридман, К. Н. Волков. – М. : Просвещение, 1985. – 224 с.

66. Фридман, Л. М.. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. – М. : Просвещение, 1991. – 288 с.

67. Хивинцева, Л. В. Формирование исследовательских умений у студентов гуманитарных колледжей: дисс. … канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Хивинцева Людмила Викторовна. – Уфа, 2004. – 262 с.

68. Шабашов, Л. Д. Развитие исследовательских умений учащихся средней школы: дисс. … канд. пед. наук: 13. 00. 02 / Шабашов Леонид Данилович. – СПб., 1997. – 189 с.

69. Шашенкова, Е. А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа: дисс. … канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Шашенкова Елена Анатольевна. – М., 2001. – 147 с.

70. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6 – 20.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...