Вопрос 1. Управление производством. Понятие, задачи, методы.
Вся деятельность предприятия представляет собой сложную единую систему, состоящую из сети подчинённых подсистем, связанных с изготовлением продукции. Задача предприятия состоит в том, чтобы воспринять "на входе" факторы производства (затраты), переработать их и "на выходе" выдать продукцию (результат). Такого рода трансформационный процесс обозначается как производство. Производственный менеджмент - деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары и услуги). Между затратами на входе и результатами на выходе, а также параллельно им на предприятии происходят многочисленные действия, т. е. решаются задачи, которые только в их единстве полностью описывает производственный трансформационный процесс. Цель производства - в конечном итоге улучшить уже имеющееся процессы, чтобы увеличить таким образом запас средств предприятия. Производственный трансформационный процесс состоит из частичных задач обеспечения сырьём, складирования, изготовления, продажи, обучения персонала и внедрения новых технологий. Основными элементами системы производственного менеджмента являются: - организационная структура системы управления (управляющая подсистема); - производственная структура (управляемая подсистема); - организация основного производства; - организация обслуживающего производства; - организация подготовки производства новой продукции.
Функции производственного менеджмента. Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях, т. е. тех задачах, для решения которых он предназначен. Таких функции можно насчитать пять: они сформулированы в начале XX столетия Анри Файолем.
1. Планирование. Первой функцией менеджмента общепризнанно считается планирование. Реализуя ее, управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится производство и компания, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. 2. Организация. Реализация разработанных планов и программ входит в содержание других функций, и прежде всего функции организации. К ней относятся создание производства, формирование его структуры и системы управления, обеспечение его деятельности необходимой документацией, организация собственно производственного процесса. 3. Координация. Предприятие живет и работает благодаря занятым на ней людям, а их совместной деятельностью необходимо управлять. Поэтому важное значение приобретает функция координации трудовой деятельности людей. 4. Мотивация. Чтобы дела в компании шли успешно, необходимы высокая активность и хорошее качество работы ее сотрудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы. Для этого требуется определить, чего же они хотят (а часто многие этого не знают) и выбрать наиболее подходящий для компании и действенный для персонала способ удовлетворения выявленных потребностей, т. е. поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда приходится применять по отношению к нерадивым сотрудникам. 5. Контроль. Суть пятой классической функции менеджмента – контроль. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы. Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния.
Реализация основных функций производственного менеджмента осуществляется с помощью определенных методов приведения этих функций в исполнение. 1. Организационные методы. Прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть правильно организована: нацелена, спроектирована, урегулирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями и правилами, регламентирующими поведение трудового коллектива в различных ситуациях. Именно организационные методы управления создают необходимые условия для функционирования предприятия. Они являются регламентированными (пассивными), составляя необходимый фундамент для трех остальных групп методов, которые по отношению к применяемому методу являются активными. Все организационные методы можно разделить на следующие группы: - организационно-регламентирующие, к которым относят правовые и нормативные методы. Например: размещение подразделений и рабочих мест, оснащение рабочих мест, подбор и расстановка кадров в соответствии с их квалификацией, обеспечение техническими средствами; - организационно-распределительные, к которым относят подготовку и принятие решений в виде приказов и распоряжений, чек-листы контроля исполнения принятых решений. 2. Административные методы, или методы властной мотивации, сводятся к открытому принуждению людей заниматься тем или иным видом деятельности либо к созданию возможности подобного принуждения. Примером таких методов могут служить активное применение административных (замечание, выговор, увольнение) и финансовых (депремирование) взысканий за отклонение от однозначных способов решения конкретных задач. То есть речь идет о выполнении безвариантных заданий: они не допускают самостоятельности исполнителя, а вся ответственность лежит на руководителе, который отдает распоряжения. Основанием для применения методов данной группы являются: законодательные акты страны и региона; нормативно-директивные и методические документы, разработанные предприятием; планы, программы, задания; система оперативного руководства высших органов управления предприятия.
3. Экономические методы. Методы данной группы позволяют исполнителю проявлять инициативу на основе материальной заинтересованности и нести ответственность за принимаемые решения. Они предполагают косвенное воздействие на объект. Руководитель устанавливает исполнителю только цели и общую линию поведения, в рамках которой он самостоятельно ищет предпочтительные для него пути. Инициатива, проявляемая работником, выгодна как для предприятия - поставленные руководителем задачи выполняются с использованием креативных средств и чаще всего перевыполняются, так и для работника - предусматривается материальное вознаграждение за проявленную инициативу. Группа экономических методов подразделяется на методы, которые регулируются на разных уровнях: - федеральными и региональными органами: налоговая система страны, региона; кредитно-финансовый механизм страны, региона; - предприятием: экономические нормативы, система материального поощрения персонала, система ответственности за качество и эффективность работы. Этим методом активно пользуются на предприятиях питания устанавливая сдельную оплату труда, выплату процентов и т.п. 4. Социально-психологические методы. Эта группа методов применяется при непосредственном управлении в тех случаях, когда экономические методы демонстрируют свою ограниченность, особенно при управлении деятельностью сотрудников осуществляющих сервис. Существуют два основных направления, в которых применяются социально-психологические методы: - формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, активизация изобретательской и рационализаторской деятельности, социальное обслуживание (организация отдыха, здравоохранение, жилищное строительство и т.п.) - все это способствует большей отдаче при выполнении работы за счет повышения настроения людей; - выявление и развитие индивидуальных способностей каждого работника, позволяющих обеспечить максимальную самореализацию личности в производственном процессе.
Задачами производительного менеджмента являются: • Создание организационной структуры управления производством. Совершенствование методов управления производством, методов организации производства. • Выбор стратегических целей предприятия, которые определяют направленности специализацию предприятия. • Разработка управленческих решений по реализации стратегических планов предприятия: разработка текущих планов производственной деятельности. • Разработка управленческих решений по оперативному управлению производством. • Постоянное внедрение (освоение) в производство новых более совершенных продуктов. Управление освоением новой продукции. • Оценка влияния результатов производственной деятельности на эффективность производства. Систематическое сокращение всех видов затрат на производство продукции. • Контроль выполнения текущих и оперативных планов и регулирования производства. • Повышение качеств, потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемую продукцию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|