Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 1. Этнопедагогика как наука и учебный предмет.




Понятийно-категориальный аппарат народной педагогики: принципы, цели, средства, методы, содержание воспитания

Одним из первых в отечественной педагогике термин «народная педагогика» ввел К.Д.Ушинский. Исследователем, впервые в истории развития педагогической мысли представившим определение понятия «народная педагогика», является Г.С. Виноградов (1926 г.). Он трактует народную педагогику как единство педагогических представлений, знаний народа и его воспитательной практики. Ученые XX столетия (Г.А.Комарова, Г.Н.Волков, И.Я.Поздеев, Я.И.Ханбиков, А.Л.Христова и др.) представляют свое понимание термина как совокупности и взаимозависимости идей, взглядов, умений и навыков по проблеме воспитания подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве.

В трактовке понятия «народная педагогика» необходимо учитывать преемственность воспитательных знаний, умений и навыков во временном и функциональном преломлении, носителя данных сведений, а именно народ и его творчество, а также целевой компонент, т.е. воспитание согласно общественно утвержденным нормам народной морали. Таким образом, народная педагогика – взаимосвязь и взаимодействие знаний, идей, опыта по вопросам воспитания личности, отраженных в народном творчестве. Народная педагогика постоянно развивающееся в пространстве и времени явление, отражающее объективную действительность на определенной стадии общественно-исторического развития.

Народная педагогика является предметом изучения этнопедагогики – отрасли педагогической науки, основоположником которой является Г.Н.Волков. Среди исследователей этнопедагогики на постсоветском пространстве следует назвать Г.Н.Волкова, А.Ш.Гашимова, А.Э.Измайлова, Ш.А.Мирзоева, М.И.Стельмаховича, А.Ф.Хинтибидзе, И.А.Шорова и др. Объединяет исследователей-этнопедагогов, представителей других отраслей знаний (фольклористов, этнографов, культурологов, историков и т.д.), а также широкую общественность Международная ассоциация «Народная педагогика», созданная в 1991 году.

Традиционно народная педагогика рассматривается сквозь призму ряда основополагающих принципов: природосообразности, воспитания в труде, гуманизма и демократизма. Комплекс данных принципов определяет сущность и интенсивность воспитательного воздействия согласно возрасту воспитуемого и реализуется в общественной, природной, этнокультурной среде.

В народной педагогике сложилась определенная система средств и методов народного воспитания. К воспитательным средствам относятся все виды народного творчества, при помощи которых народ оказывает воспитательное воздействие на воспитуемых. Основными средствами народной педагогики являются труд, игра, родное слово, устное народное творчество (пословицы и поговорки, приметы, сказки, песни, загадки), обычаи, традиции, праздники. Реализация педагогических воззрений народа осуществляется посредством использования взаимодополняющих методов воздействия на развивающуюся личность, в числе которых труд, пример и авторитет, наблюдение, игра, назидание, убеждение, совет, приучение, внушение, объяснение, рассказывание, беседа, испытание, соревнование, упражнение, общественная мысль, благословение, поощрение, осуждение, наказание, выговор, угроза, проклятие. Метод народной педагогики следует рассматривать как путь или способ педагогического воздействия народа на воспитуемого.

 

Народная педагогика является неиссякаемым источником педагогических идей, что обуславливает ее актуализацию в современной действительности. Официальные документы ориентируют на использование в воспитательной практике положительного опыта народной педагогики. Концепции воспитания ставят задачу воспитания личности на этнокультурных основах, способной органически вписаться в мировую цивилизацию и культуру. Народная и научная педагогика представляют собой единую педагогическую систему, в основе которой лежит преемственность. Данную преемственность следует понимать как взаимосвязь и взаимозависимость педагогических идей (эмпирическая теория) и воспитательного опыта, выработанных народом на протяжении многовековой истории, с основными положениями теории и практики научной педагогики. С учетом исторической перспективы задача научной педагогики – взять народную мудрость на вооружение в интересах решения насущных педагогических проблем.

 

Преемственность следует рассматривать применительно к объектам, в которых уже выделено внутреннее строение, структура. В этнопедагогике, как науке о народной педагогике, давно признано в качестве аксиомы, что народная и научная педагогика – единая педагогическая система, состоящая из двух подсистем: народной и научной педагогики. В рамках этой педагогической системы реально существует преемственность народной и научной педагогики, которую следует рассматривать не просто как одностороннюю связь, а как взаимосвязь и взаимодействие народной и научной педагогики, которые в целом представляют собой общую педагогику. При этом следует учитывать, что преемственность народной и научной педагогики осуществляется через посредство равнозначных структур. Так, теория воспитания народной педагогики находится во взаимосвязи и во взаимодействии с научной педагогической теорией воспитания, воспитательная практика народной педагогики соотносится с воспитательной практикой научной педагогики. Взаимосвязь и взаимодействие народной и научной теории воспитания осуществляется через посредство таких компонентов как цель, содержание, формы, средства, методы воспитания. Сегодня народную и научную педагогику рассматривают уже не только как синтез, но и как определенный симбиоз педагогического знания: современные концепции воспитания и образования в свою основу закладывают народную педагогику.

 

Отношение к народной педагогике не всегда было однозначным. Только к началу 70-х годов ХХ столетия академическая педагогика официально признает народную педагогику в качестве важнейшего источника педагогических идей и ставит задачу взять народную мудрость на вооружение в интересах решения к современных педагогических задач. Однако это до конца не решило проблему реализации народной педагогики в работе школы. В постсоветский период складываются условия, способные стать фактором, стимулирующим преемственность народной и научной педагогики и, как следствие, действенность внедрения гуманных традиций народной педагогики в учебно-воспитательный процесс школы.

 

Лекция 2. Народная педагогика в наследии известных просветителей. История Развитие этнопедагогики как науки о народной педагогике. Белорусские просветители и народная педагогика Если мы внимательно познакомимся с педагогическими концепциями вучо-пых, то увидим, что их жизнеспособность в огромной степени зависит от отношения к народного опыта воспитания. Здесь можно привести пример Е.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинский. Причем особенность характера преемственности народной и научной педагогики такова: одни педагоги не осознают этой преемственности, от-нак опираются на нее спонтанно, по наитию; другие сознательно выкарыстовваюць в своей практической и теоретической деятельности. Е.А. Каменский и народная педагогика Основатель педагогики как науки, учитель учителей Е.А. Каменский строил свою педагогтческую теорию на основе идеи народности воспитания. Во время обучения в высшем учебном заведении, Каменский начал собирать образцы родного языка, которая являются важным средством народной педагогики. После 40-летней работы в этом направлении, был издан большой словарь чешского языка. Многие годы Коменский собирал и изучал пословицы и поговорки чешского народа. В результате был напечатан сборник «Мудрость старых чехов», где нашли свое место более двух с половиной тысяч пословиц и поговорок. Педагогическая значимость данной работы в том, что к каждой пословицы и поговорки Е.А. Каменский добавил педагогический комментарий. Всю жизнь ученый и рунтовна и глубинно изучал традиции, обычаи чешского народа. Все это способствовало тому, что многие научные постулаты педагогической теории Каменского, в частности «Большой дидактики», имели основу в народной педагогической мудрости. Гуманизм, демократизм Каменского были основаны прежде всего на народном педагогическом опыте и в том числе на основе опыта деятельности чешских братских школ. Отсюда, школа по Каменских - «мастерская гуманности». Таким образом, народные педагогические традиции как основы идеи народности воспитания закладываются в педагогическую концепцию Каменского и делают его научную теорию жизнеспособной и актуальной.

Отношения К.Д. Ушинского к народной педагогики и реализация идеи народности воспитания в развитии советской педагогики Замечательный русский педагог К.Д. Ушинского глубоко и всесторонне изучал систему воспитания России, Америки, Англии, Франции и Германии. В результате учёным была научно обоснована идея народности воспитания. Теоретическая идея народности воспитание нашла свое воплощение в таких работах, как «Три элементы школы», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном процессе воспитания», «Родной язык (книга для учителей)». К.Д. Ушинского впервые в России ввел термин «народная педагогика», а также в русле учения о народности воспитания выработал концептуально новый подход к пониманию роли и места народной педагогики в развитии научных педагогических знаний. По его мнению, педагогическая теория без опоры на народный опыт воспитания является абстрактной и мертвой, и оживить ее может только обращение к народным педагогических традиций. Ученому принадлежит мнение о том, что преемственность народной и научной педагогике обуславливает устойчивость педагогической науки, так арыешуе на единый правильный путь построения научного знания, которому нет и не может быть альтернативы. Глубокое изучение истории, духовной и материальной культуры, быта различных народов позволило К.Д. Ушинского теоретически обосновать воспитательную эффективность ряда наиболее значительных средств и методов народной педагогики. Вскрывая педагогический гений русского народа, он к первым и блестящих попыток народной педагогики относил народную сказку. Ученый аргументированно доказывал педагогическую ценность родного слова, которое рассматривал в качестве величайшего учителя всех времен. Воспитательную ценность пословиц и поговорок он обосновывал их способностью привести ребенка к живой источники родного языка. Не был нужен вниманием воспитательный потенциал работы, народных традиций, сложившихся под влиянием родственной исторической судьбы. Тзарзтычныя постулаты К.Д. Ушынскага о кародкаеци воспитания и педагогическом значении народной педагогики находит свое практическое осуществление в «Родным слове (книге для учащихся)», где нашел свое место ряд средств народной педагогики (пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки и т.п.). Идея К.Д. Ушинского о народности воспитания и мысль о преемственности народной и научной педагогики оказали значительное влияние на развитие советской педагогики. Сегодня особенно актуализируется идея К.Д. Ушинского о преемственности народной и научной педагогики. Это связано прежде всего с тем, что в новых концепциях образования и воспитания акцент делается на народную педагогику, преемственность народной и научной педагогики. Стоимость педагогики К.Д. Ушинского в том, что он, развивая идею народности воспитания, НЕ фетышызуе народную педагогическую традицию, а выделившие в ней те положительные стороны, которые и сегодня являются актуальными и значимыми в решении современных педагогических задач. Обращение к духовному наследию славянских народов позволило педагогу увидеть основу преемственности педагогических культур славян в совокупности нравственного идеала, накопленного в фольклорной форме, в единстве народных педагогических традиций, сложившихся под влиянием родственного исторической судьбы.

Н.К. Крупская об использовании народной педагогики в учебно-воспитательной работе школы В многогранной деятельности Н.К. Крупской нашел свое творческое воплощение опыт народной педагогики. Идеи Н.К. Крупской по использованию народной педагогики ориентирован на народного учителя, который играет большую роль в объединений усилий семьи и школы в воспитании подрастающего поколения на положительных народных традициях: «народный учитель близок к народному среды, в большинстве случаев он связан с нею тысячью нитей». Большое внимание Н.К. Крупская уделяла вопросам создания единой трудовой школы. В основу построения советской школы она кладет рабочий принцип, воспринятый из народной педагогики. Главная цель народной педагогики - подготовка подрастающего поколения к жизни, т.е. подготовка к работе, трудовое воспитание. Эту же идею, по разумению Н.К. Крупской, должна преследовать школа. «Настоящая работа детей и нужно брать за исходную точку и с ним взаимосвязывают обучение» - пишет Надежда Константиновна в 1919 году в статье «Взаимосвязь обучения с производственной работой в единой трудовой школе».

Н.К. Крупская выдвигает идею единства трудового воспитания. осуществимо в семье и школе, дифференцированного подхода к определенья содержания трудового воспитания учащихся в зависимости от места, где они проживают (город, село), ​​что соответствует народным потребностям, согласована с народной традицией. В частности, она пишет, что в сельской школе нужно «деревенскую работу взять за исходную точку, освятить ее миром знаний и таким образом присоединить постепенно учащегося к жизни человечества», а в городской школе за исходную точку для младших классов взять дома ведение, готовка, уход за ребенком». Неоднократно в своих выступлениях Н.К. Крупская говорит о в шемадеянни трудового воспитания, осуществляемого в семье и школе. Она учит, что в советское время, когда работа родителей происходит на дома, и дети не могут принимать непосредственного участия в работе взрослых, происходит постепенное ослабление рабочего семейного кыхавання, которое играет основную роль в трудовой подготовке детей в члены семей крестьян и ремесленников: «семья перестает выполнять уже ту роль, которую она выполняла ранее в смысле трудового воспитания... она перестаёт быть рабочей единицей того типа, какой она была раньше, и ныхававчы влияние ее потому становится слабее». В таких условиях функцию обучения работе должна взять на себя школа, учитывая накопленный народом опыт по трудовому воспитанию: «мы должны стремиться, чтобы наша школа, наши общественные учреждения были связаны с трудовыми массами, с колхозными массами, чтобы свой рабочий спрос рабочий и колхозник смог вносить в школу. Тогда только можно будет по-настоящему поставить воспитание». Надо отметить, что Н.К. Крупская не пытается идеализировать народную практику трудового воспитания. Говоря о рабочем воспитании школьников, она предупреждает от слепого следования народной традиции, в частности, выступает против того, чтобы трудовая школа носила узкоремесленный, домашне-хозяйственный характер, против однородной ремесленной работы, против загруженности детей непосильным трудом. Призывая к использованию опыта народа в сфере трудового воспитания, она ориентирует на положительные традиции. Так, например, Н.К. Крупская творчески заимствует из народной педагогики такой метод трудового воспитания как привитие трудовых навыков. Надежда Константиновна предлагает использовать народный опыт по воспитанию дисциплинированности в работе, взаимопомощи в работе, опыт привития трудовых навыков, уважения к труду, ставит вопрос о посильности трудового воспитания возраста ребенка, об усталости ребенка, о воспитании интереса к работе, о придании работы творческого характера. Рассматривая вопрос о единстве воспитательного влияния семьи и школы на подрастающее поколение, Н.К. Крупская подразумевает разнообразные стороны воспитательного воздействия: ориентирует школу на заимствование прогрессивных идей и опыта народной педагогики, положительного примера старшего поколения, опыта родителей, ставит задачу о творческом использовании учителем народного традиционного воспитания, призывает общественные учреждения, школьников обращаться к положительным народных педагогических традиций.

Народная педагогика в педагогической системе А.С. Макаренко Последователем К.Д. Ушинского в развитии идеи народности воспитания являются и А.С. Макаренко. Преподавание в своих учебно-воспитательных учреждениях он строит с опорой на родной язык, на традиции; рабочего и семейного воспитания. Антон Семенович признавал пере-шнасць народной и научной педагогики в своей педагогической деятельности. Он считал новаторство в педагогике невозможным без критического выхапання всего лучшего, что накоплено в данных отношениях предыдущими поколениями, Демократизм и гуманизм А.С. Макаренко имеют глубокие и крепкие корни в народных педагогических традициях, которые он изучал, творчески преобразуя их положительные начала в своей работе. Анализ педагогического наследия А.С. Макаренко позволяет утверждать, что успех педагогики Антона Семенович, которого относят к ишеяды больших педагогов всех времен и народов, во многом обусловлены его отношением к педагогической наследия народа. Можно сказать, что один из стратегических направлений педагогического мировоззрения А.С. Макаренко - вера в народ, в его педагогические традиции, в воздействие окружающей социального среды, где определенное место занимает народная педагогика, воспитание подрастающего поколения. В своих выступлениях перед рабочими педагог неоднократно развивал мысль о том, что следует понимать под термином «педагогика». И каждый раз в его высказываниях досконально прослеживается преемственность народной и научной педагогики. Так, выступая в октябре 1936 перед рабочими Шарьжападшыпникавага завода, он говорил: мы понимаем под педагогикой очень широкую стихию воспитания, которая проводится не только воспитателями, но и всей нашей жизнью - каждым из вас над каждым из вас..., воспитание-это очень широкая общественная явь»[14, т. 4,28].

Ученый говорил о том, что воспитывает все: общественные идеалы, люди, их дела, поступки, отношения, вся окружающая действительность, т.е. советская педагогика питается самой жизнью, опыт которого и служит основой его собственной (Антона Семёновича) педагогической теории. Говорит о результатах своей работы, педагог отмечал: не я это создаю и не кучка педагогов, но создает это«чудо»вся атмосфера советской жизни». В поиске метода работы советской школы

А.С. Макаренко приходил к мысли о необходимости единства народной и научной педагогики. Преемственность народной и научной педагогики - идея, которая четко прослеживается в творчестве педагога: «настоящая педагогика - это та, которая повторяет педагогику всего нашего общества.., нужна педагогическая наука, но ведь не оторвана от жизни, а связанная с ним, которая помогает воспитателю в практической работе». А.С. Макаренко значительное внимание уделял проблеме нравственного воспитанницы, когда разрабатывал педагогику нового типа. Ещё в начале 20-х годов он выдвинув идею о необходимости создания научно организованной системы всех социально-нравственных факторов воспитания гражданина. И этой идеи он остался верен всю свою жизнь. Особую эффективность осуществления преемственности народной и научной педагогики в опыте А.С. Макаренко можно объяснить тем, что будущий великий труженик науки, Антон Семенович сумел творчески аккумулировать достижения предыдущей педагогической мысли и многовековой опыт народной педагогики в области воспитания по созданию единой системы нравственного воспитания человека. Творчество А.С. Макаренко стало представлять собой новую веху осуществления преемственности народной и научной педагогики и развития теории нравственного воспитания в советской школе. Эффективность мнений и опыта педагога объясняется тем, что он уиюсив новаторство в ирадыцыйны содержание, средства и методы воспитания, реализуя творчески преобразован педагогический потенциал в новых условиях. Педагог на практике показал, как необходимо соединять решение современных педагогических задач с использованием традиционных педагогических идей и ноныту народа.

Взятый А.С. Макаренко на основе ленинской методологии критический анализ исторической преемственности культур подтверждает творческий подход педагога к использованию народных педагогических традиций в развитии вопросов нравственного воспитания в советской школе. Главный ключ воспитания высокоморальном лица в народной педагогике - раннее включение ребенка в трудовую деятельность взрослых в соответствии с возрастными возможностями, сначала в игровой форме. Это нашло свое воплощение в педагогической практике и теории А.С. Макаренко. Воспитание социально значимых общественных якасцсй лица (чувство долга, ответственность, коллективизм, общительность и т.д.) у Антона Семеновича основана на организации трудовой жизни коллектива детей. Главный и основной метод коммунистического воспитания, открытый А.С. Макаренко, - идея воспитательного коллектива. В народной педагогике главный воспитатель - народ; народная педагогика - это плод коллективного педагогической мысли и опыта народа. Под термином «народ» нужно понимать рабочие массы, также, как в педагогике А.С. Макаренко - коллектив. В народной педагогике народ (он в данном случае выступает своеобразным педагогическим коллективом прнацовных масс) является не только объектом, но, прежде всего, субъектом организации воспитательного процесса. Другими словами, можно сказать, что в народной педагогике главным воспитателем является народ-труженик, в педагогике А.С. Макаренко - воспитательный коллектив, как разнообразие социалистического трудового коллектива.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...