Преемственность народной и научной педагогики в творчестве В.А. Сухомлинского «Школа радости»
В.А. Сухомлинского, которая впервые распахнула двери перед своими воспитанниками весеннего 1951 г., - прекрасный образец работы с шестилетнего детьми. Само название, данное родителями воспитанников, отражает главное кредо школы: она должна пробуждать у ребенка радость жизни, радость познания, творчества. На первом плане здесь культ Младенца. Это настоящая школа гуманизма, человечности. Недаром В.А. Сухомлинский книгу, в которой описывает опыт работы с учениками по-начальной школы, назвал «Сердце отдаю детям». В.А. Сухомлинский говорил, что «школа становится настоящим источником культуры только тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова». Так вот «Школа радости» и является тем источником культуры, рядом с которой оттаивали сердца, выражались и пытнай квсткай квитксла духовности жизнь маленьких воспитанников: рождались доброта, человечность, доброжелательность, чувство сострадания, действующей любви к людям, рождались чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства, чести, любви к родному краю, своему народу, его традициям, культуре, родной язык, рождалась гражданственность. В чем видел В.А. Сухомлинский истоки жизненности, педагогической мудрости «Школы радости»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к процессу формирования школы. С чего начал педагог, организовывая «Школу радости»? Прежде всего с того, что внимательно познакомился с родителями своих воспитанников, из их семей. Причем сделал это не формально, а вникая во все детали. В каждом конкретном случае он ставил перед собой вопрос: есть атмосфера дружбы в семье между родителями, родителями и детьми, могут родители быть примером нравственной чистоты? Если нет, то что делать, чтобы не зачерствело сердце ребенка, чтобы в нем пробудились добрые чувства, чтобы сформировалась правильное представление о добре и зле? Как помочь родителям приобрести себе? Как научить родителей, бабушек и дедушек мудрости воспитания? Как сделать так, чтобы любовь родителей не принимала гипертрофированной формы? Как очистить душу ребенка от недоверия к человеку и жестокости? Как сделать так, чтобы школьник поверил в добро, справедливость, приобрел чувство собственного достоинства? Как ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений? Для того, чтобы правильно ответить на все эти вопросы, приходил дм ииынику В.А. Сухомлинский, учителю нужно быть прежде всего хорошим человеком. Что это означает? Педагог писал: «Быть человековедом - значит не только видеть, чувствовать, как ребенок узнает добро и зло, но и защищать нежное детское сердце от зла». Для того, чтобы стать человековедом в том понимании, как это видит Н.Л. Сухамлинский, учитель, воспитатель должен быть таким же близким и ребенка, как мать. Он должен быть примером, идеалом, с которым ученик, сверяет свои понятия о добре и зле. Сердечность, теплота, душевность, добро, правда, красота должны быть основой слов и поступков учителя. Одной же из самых ценных качеств воспитателя, и мнению педагога, являются «человечность, глубокая любовь к детям, в которой сочетается сердечная нежность с мудрой строгостью и тре-ии.ип.ши.масцю бацыси, мать». Только являтся человековедам и обладая теми личностными качествами, которые были названы выше, возможно реализовать в жизнь важнейшую миссию воспитателя - вдохнуть в сердца воспитанников возвышенные идеи, нарисовать в их душах в миниатюре портрет народа. Педагог понимал, что для того, чтобы успешно решить эту задачу воспитания, необходимо хорошо знать народную педагогику, а также семейное воспитание, ведь семья во все времена и являлась хранительницей народно-педагогических традиций. Мысль В.А. Сухомлинского о значимости семейного воспитания, как основного института воспитания, в наибольшей степени раскрылся в середине 50-х гг. После XX съезда КПСС среди ученых возникла идея создания школ-интернатов как основной формы воспитания детей. В.А. Сухомлинский выступил противником этой идеи. В статье «К вопросу об организации школ-интернатов», увидевший мир только в наше время, он писал о том, что из опыта воспитания хорошо известно, что основной воспитательной силой является семья, родители. Даже самый талантливый воспитатель не может заменить просто хорошего отца и матери. Только в семь, в атмосфере нормального семейного воспитания приобретаются такие нравственные качества, как чувство ответственности, привязанность к родному дому, моральный долг. А это в конечном итоге и есть воспитание патриотизму - любви к своей Родине, родному народу. Идеи В.А. Сухомлинского о значимости семейного воспитания и о взаимодействии семьи и школы в воспитании подрастающего поколения актуально в сегодняшних условиях. Главное в педагогической системе В.А. Сухомлинского - воспитание гармонично развитой личности. Воспитание осуществляется через радостное познание; действительности, через эмоциональное нравственно-эстетическое восприятие мира. Мы видим, что Василий Александрович заботится и о развитии ума, и о воспитании духовности, и о физическом и эстетическом развитии. И во всех случаях стремится опереться на народную традицию. Возьмем хотя бы физическое воспитание. С народного опыта позаимствовал педагог отдельные приемы закаливания: хождение босиком, холодные обливания, длительное пребывание на свежем воздухе как летом, так и зимой, ночевки на сеновале, постоянное движение, игры и развлечения на свежим ветре (качели, карусели, катание с ледовой горки на санках, игра в снежный городок), строгая организация режима дня, раннее приобщение к труду. Главным правилом учебы в весенние месяцы стало и сочетание умственных процессов с физическим трудом, что осуществлялось иин лоне природы, на свежем воздухе. Физическое воспитание было тесно связано с игрой, работой, песней. Приемы, средства, методы трудового воспитания народной педагогики делали действующей и эффективной педагогическую систему В.А. Сухомлинский. Так, например, для «Школы радости» производили уменьшенные орудия труда, и дети учились пользоваться молоточком, ножницами, зубилом, рубанком... С раннего детства детей приучали к проилай селыжаижмиадарчай работы. В частности, выделяли специальную делянку, на которой они выращивали хлеб. Дети ухаживали за растениями, домашними животными. Все это позволяло детям почувствовать себя творцами. Работа была радостной, проходило в форме игры. Воспитание доброты, доброжелательности, бережного отношения к людям и животных, воспитание чувства сострадания проходила через реальную заботу о всем живом. Гуманизм испытывался в конкретных делах и поступках. Закладывая основы человечности и гражданственности, педагог старался дать детям правильное видение добра и зла, так как считал, что в детстве необходимо пройти школу воспитания добрых чувств. Во всех случаях, когда В.А. Сухамлинский не мог ответить на тот или иной вопрос воспитания, он искал ответ в педагогической мудрости народа, так как считал, что именно народная мудрость наиболее доступна, конкретная, близкий детскому восприятию, опробовано многовековой воспитательной практикой, способно к развитию в новых условиях, а потому всегда актуальна и значима и может стать связующим звеном в осуществлении преемственную связи поколений. Идеи и мысли В.А. Сухамлинскова наиболее ценные в современных условиях.
Лекция 3. Семейное воспитание в народной педагогике. Всю свою жизнь белорус согласовывает с природой - природой окружающим миром и природой самого человека. Поэтому, в основе белорусского народной педагогики лежит принципы природной гармонии. Соответственно этому принципу являются в народной педагогике возрастная периодизация: каждый период отнесен к коренным изменениям в естественной природе человека, в его взаимоотношениях с окружающим миром. Остановим внимание на трех первых периодах. 1 - от рождения до шести-восьми лет. II - от шести-восьми до четырнадцати лет. III - от четырнадцати до шестнадцати-двадцати одного года.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|