Эстетическое воспитание
На развитии эстетического воспитания в белорусском народной педагогике отразились прежде всего особенности природно-географических условий Беларуси. Необычайно разнообразна белорусский природа: белоствольные празрыстуя березовые рощи сменяются смешанным лесом, наполненным шматгалоссбм птиц, то здесь, то там разбросаны озера и озерки, опушенные растительностью, везде реки и речушки, ручьи... А какой красивый и изменчивый сосновый бор! Чудесные молодые сосенки, что тесно ютятся на опушке леса одна к одной. В молодом ельнике всегда праздник: зимой сосны обмотанное скегам и приобретают фантастические очертания сказочных героев, весной стоят нарядные и торжественные, унизанными множеством розовых свечей, а летом их наряды украшаются кружевами молодой яркой зелени. А старый сосновый бор особенно красив в жаркий солнечный день. Входишь в него как в храм с множеством стройных розово-мраморных колонн. И весь он наполнен неким торжественным звоном, будто отголоском неземной музыкии А луга с их цшаттравем, одуряющим ароматом! Наблюдая за природой, человек учится целеустремленности и гармонии. Последовательное чередование времен года, сезонные изменения природы, переход ярких летних и осенних цветов в строгие и спокойные оттенки зимы, в нежную пастель весны. развивают эстетические чувства и вкус. Замеченную многовекторными наблюдениями взаимозависимость природных явлений в разное время года народ связывает с взаимосвязью и закономерностью в природе: Зима снежная - лето дождливое, Январь метет - июль зальет, Пока гром не загрьшиць, земля не оттает», Когда загремела догола, то будет холодно весна, Журавли летят высоко - зима еще далеко, Журавли летят низко - зима уже близко. Аграрный календарь белорусов и календарно-обрядовая поэзия прослеживают изменения в работе селянима соответственно сезонным изменениям природы. Каждый этап сельскохозяйственных работ получил высокую морально-эстетическую оценку. В этом смысле эстетический вкус белорусского народа безупречный и даже неповторимый, о чем свидетельствуют характерные только для белорусского народа волочобные песни. У них все сезонные изменения природы и. сроки ведения сельскохозяйственных работ показаны предельно коротко, емко, лаконично и в то же время необыкновенно образно и эмоционально. Эстетическому зыхаванню помогает гиперболизации высокоморальных качеств хозяина, хозяйки, их детей - юношей, девушек. В бездомных песнях они трудолюбивые, хозяйственные, честные, домовитого, скромные, уважительное к людям, выносливые. Все жанры народного творчества способствует эстетическому воспитанию, потому что сам акт творчества - элемент эстетики - естественным образом подразумевает самовыражение и самараз-тие. Народное творчество приобретает прогрессивную тенденцию развития, так как выражает коллективную мнению людей, морально-ценную арыентацьда рабочих масс, где главный крытый-рый - готовность к трудовой жизни. Это вызначьила и нравственно-эстетический идеал белоруса. Действительно прекрасным считается тот человек, кто гармонично развит как в моральном, так и в физических и раэумовых отношениях, причем главное - не внешняя красота его, а нравственные якасш, ум, физическое здоровье, что определяет его готовность к работе. Народ ву-чит: «Не красота человека красит, а характер, не ценила человека по лицу, а Цени по душе, Не ищи красоту, а ищи доброты, На красиво сматрэць красиво, а с умным жить легко, красота венец, а ум до конца, Не бери таей, что в золоте, а бери таюл что в уме, Не тот хорош, кто красив, а тот хорош, кто для дела гож. Самым древним средством эстетического воспитания является ремесло. Мастерство, подлинного расцвета самобытного таланта и творчества достиг в ремесле белорусский народ: Кузнец кует, а железо поет. Красота белорусского народного искусства традиционно выявляеода в строго функционально созданных вещей и в художественной выразительности их форм. Такая традиция сложилась благодаря удачному соче-ню природного вкуса белорусов со многовековым опытом народных мастеров, который передается из поколения в поколение. Многие века белорусский народ широко использовал в быту вещи, созданные собственными руками или купленные в ремесленников. Каждая вещь в хозяйстве выполняла определенную функцию. Поэтому мастера старались максимально приблизить свое произведение до его целевого утилитарного назначения. И в то же время они в своем творчестве выражали собственное миропонимание, собственное представление об идеале красоты. Причем понимание красоты было эвязана с восприятием окружающего мира, и прежде ЭО все природы.
Восхищение природой. выливалось в строгие пропорции созданных вещей, в использование зааморф-ных мотивов, украшений в виде геометрических и растительных орнаментов, реже - орнаментов со стилизованной изображением животных. В народных изделиях раскрывается единство природы и человека, выказвавцца стремление перенять все положительное от природы. Гармония в природе вызывает действующее желание создавать прекрасное и практически значимое. Эстетический вкус белорусов отражается в одежде, архитектуре жилья, предметах быта, орудиях труда. Взять к примеру ыеабходны компонент домашнего обихода - посуду. Он очень разнообразен по своему функциональному при-значению, по материалу, из которого изготовлены, по форме, размерам, росписи. Долбленой деревянную посуду определяется монументальностью скульптурной формы, наличием зооморфных мотивов, особой пластикой и целостностью. Незамысловатый декор только подчеркивает выразительность тщательно продуманной формы изготовления. Деревянные ложки опять-таки имеют красивую, изящную форму, чаще всего Носкова, а не круглую, т. более целенаправленную функционально. Декор выполнен строго, в выг лядзь нарезок или рыбки на ручке. Традиционные для белорусов резьба по дереву, керамика, ткачество, плетение из соломки, лозы, менее характерны -мастацкая.апрацовка металла, роспись. Ранее каждая белорусский крестьянка умела ткать. Это было обусловлено социально-экономическими и природно-географическими условиями Беларуси. Выбирая невесту, прежде всего проверяли ее умение ткать, о чем меркавзли по ее приданого, который дев чина должна быпа подготовить улаеными руками. Ткачество было самым распространенным ремеслом. Стараясь сделать свою работу более желанной, радостной, белорусы украшали орудия труда. Например, декоративной резьбой украшали ворот. Причем декор белорусских прялок очень строгий, сдержанный и сочетается с натурал-ной красотой дерева. В традиционной резьбе преобладают выемки геометрического характера, многие розетки, которые - символизируют солнце, но встречаются и вэоры стилизованных животных, растений, птиц. Важное средство эстетического воспитания подрастающего поколения - традиции. Например, у белорусов по традиции ребята изготавливали красивые, необходимые в Хозяевами Дарьке вещи и подносили их в подарок любимым, друзьям, родственникам. Это могли быть рукавички, кисет, вывязаны или вышитый собственноручно, деревянная разная хлебницы, пярсцё-нок и т д. Вот как описывал эту традицию М. Я. Никифоровский: Изготовления прялки и стройной обработке его отдается лучше-ый время из жизни юноши, к которому он прикладывает все свое искусный ловкость, потому что большинство прялок есть само-ррбны дар жениха невесте, любящего брата - сестры. Отличный это средство эстетического воспитания - народное творчество! Особенно устная, так как уже колыбельные, считалки, Забавлялки дают ребенку первые уроки эстетики. Маленький человечек вслушивается в музыку родного языка, отмечает, пусть пока бессознательно, и ритм, и рифмы, и певучесть, и мелодичность... Продолжат же эстетическое воспитание подрастающего-ючага ребенка образные и поэтические сказки, пословицы, поговорки, песни, которые сформируют его вкус. В старшем возрасте он испытывает влияние народных песень.Сярод них - песни календарно и семейно-обрядового цикла, в которых опоэтизированные человек и его работа. Нельзя не вспомнить и белорусские народные танцы как древнейший средство эстетического воспитания. Эти танцы красочные, жизнерадостные, динамические, эмацыяналь-ные, определяются коллективность исполнения, своеобразием и богатством рисунка, который няр ^ ГКО напоминает рисунки художественного ткачества. Для них характерна разнообразная грациозность движения, четкая пластика рук исполнителей, сюжетность. В танцах опоэтизированные зъъявы природы, характер народа, труд людей, отдельные моральные качества человека, животный и растительный мир. Среди средств эстетического воспитания на одном из первых мест - и народные праздники; где в концентрированной форме поданы всемагчымьия жанре народного творчества. Тэатрализава- ный характер народных праздников позволяет раскрыть эстетические возможности народных традиций, обычаев, обрядов, устного народного творчества, танцев, народного декоративно-прикладного искусства, национальной одежды. Говоря о эстетическое воспитание в белорусском народ-ной педагогике, надо отметить, что и здесь народ учитывает возрастные особенности воспитанников. Первыми средствами эстетического воспитания ребенка зъъявляюцца колыбельные, Забавлялки, считалки, игры, игрушки, сказки, поговорки, пословицы, загадки, позднее все большее место занимают работа, традиции, обычаи, обряды, праздники, декоративно-прикладное искусство. Обязательный элемент эстетического воспитания - эстетика поведения. В белорусских члены семей с детства детям прививают правила на один за столом, на живом примере взрослых они усваивают принятые в доме и окружающей быту заегольныя правила приличия, известные под именем люцкысци, или людянысци. Народное творчество - органическая часть духовной жизни белорусского народа - способствует всестороннему развитию его талантов и, эстетического вкуса. Все виды народного творчества (традиции, обычаи, обряды, праздники, разнообразная працбвная деятельность) находятся в постоянном обновлении, трансформируются, творчески развиваются, сохраняя традиционную '' национальную форму.
Лекция 6. Нравственная и физическая воспитание в народной педагогике. Патриотическая воспитание в народной педагогике Нравственное воспитание В белорусском народной педагогике сформировалось свое понятие об идеале человека. Оно соответствует характеру, психике белорусского народа и определяется особенностями его историческими-ческого развития, природно-географическими и социально-экономическими условиями жизни. Представления белорусов об идеальном человеке зафиксирован в многочисленных поговорках, пословицах, сказках, песнях, что составляет в целом моральный кодекс народа. Выработан идеал человека белорусский народ стараец-ца воссоздавать в своих потомках. Основной целью белорусского народной педагогики зъъявляецца воспитание человека, способного к активному трудовой жизни. Моральная красота его проявляется по отношению к людям и к работе: не ценила человека по лицу, а Цени по душе, Не тот хорош, кто красив, а тот хорош, кто для дела гож. Одной из важнейших личностных качеств белорусский народ считает высокий гуманизм, дабрыыю к людям: На мир лучше не родиться, чем злым человеком быть», «А людям надо людьми жить. Человек должен быть воспитанным (Не красота человека красит, а характер), трудолюбивым (Работать не любишь - человеком не будешь), истинным, честным (Не тот человек, что деньги мои, а тот человек, что неправды не имеет), добрьш другом (Птица сильна крыльями, а человек-дружбою, Человек без друга, что еда без соли), уважать-вьш к старшим («Кто родителей почитает, тот себе небо готовит). В основе морального кодекса белорусского народа и системы нравственного воспитания лежат гуманистические идеалы: вера в возможность нравственного совершенствования человека, требование уважения к человеку и стварэннв условий, необходимых для раз-вития личности. В повседневных взаимоотношениях людей резино-рессионизм находит свое выражение в человечности. Белорусский народ личыдь человечность главной моральной качеством личности, рассматривает ее широко, включает в понятие человечности другие моральные качества - уважительное отношение к людям (Родителей люби, старых уважай, Почитай людей, то и тебя почет несутся, Старших и в аду шануюцв). доброжелательность и чуткость (Чего себе не хочешь, того и другому не зыч, Добро-му сердцу чужая болячка больно»), самопожертвование и любовь (Люби другого, как самого себя, Поживем для людей, пажи-ути и для тебя), доброту (Кто хорошего человека проходит, тот счастья не имеет; У хорошего человека всегда много хороших друзей; Кто людям желает добра, то получишь себе завсегда), честность и правдивость (Говорили за глаза - говорите и в глаза; Правда грубая, да людям любая; Не тот человек, что деньги мои, а тот человек, что неправды не имеет), гостеприимство (Прьими падарожыага - сам будешь в дороге). По мнению народа, уважение - к родителям, старшим, ко всем людям - необходимое нравственное качество человека: Кто отец: ов ценит, тот себе небо готовит, Кто отца, мать унижает, ой добра не знает, Как ты к народу, так и народ к тебе. Методы, средства, приемы, формирующих потребность и прививают устойчивый навык уважительного отношения к старшим, очень разнообразны. 3 детства, от первых лет жизни этому помогают сазки, песю, поговорки, пословицы и другие жанры устного народного творчества. Об большое уважение к старости, пример и авторитет отца деда говорится в сказке Гтары отец Сыновья, уже бородатые, часто приходят к старенькому отцу пажупиць о хажайства и попросить старика: когда и где что сеять, как лучше возделывать поле, как ухаживать телят и ягнят Старенький все ш скажет, всему научит». Того, кто не ценит народную традицию уважительного, заботливых отношений к старшим и к родителям, ожидает общественное осуждение: Кто отца и мать унижает, тот добра не знает. Народ осуждает тех, кто не заботится о материальном благополучии родителей (Как родители кормят детей, то дети прыгают, а как родители на дицячьш хлебе, то плачут), кто может физически обидеть родителей (Сохни та рука, что на отца поднимается), кто наносит родителям моральный ущерб (Пусть поэтому ребенку язык отвалится, если на людях отца позорить»). На воспитание уважения к старшим значительно влияют традиции и обычаи, связанные с погребением, поминовением, почитанием памяти умерших. О хорошем и чуткого человека говорят: Хороший человек был покойный, пусть ему земля пухом будет!, О честного, уважаемого всеми: Честь его памяти!, Честь ему от добрых людей и от родительских (дедовских) костей!. О преемственности добрых начинаний и моральных качеств умершего, о необходимости продолжения их в детях говорится так: Пусть ему вечная память будет, но пусть же и долго нас ждет, Пусть он своим детям снится. Таким образом, народ воспитывает любовь и уважение не только к человеку, его дел, но и к самой жизни, учит жить, чтобы продолжалось дело родителей. Белорусский народная педагогика внимательна и к воспитанию гордости. Она учит: каждый человек имеет собственное достоинство (Каждый свою честь имеет), которая определяется его поступками: Что заслужить, то и получишь, Как о тебе слышно, так тебя судят. Чувство собственного достоинства воспитывается с детства и прежде всего проявляется в традиционных для бвларуса бережного и заботливых отношении детей. Например, характерная для белоруса отказ от телесного наказания детей. Народ учить: Не бейте палками - научите словцом, Не бейте веревками - научите речами», «Свое дитя би - жалей, на чужое кричи - думай, Взял ребенка за руку, матку берешь за сердце. Во всех жизненных ситуациях принято уважать естественное право каждого человека на осознание своего достоинства. Детей не упрекают ни к чему: Не кричи, а лучше научи. При посторонних вообще не осуждают и не наказывают детей даже словом. Наоборот, нередко можно наблюдать ситуации, когда мать в присутствии посторонних людей стремится похвалить ребенка. Кстати, при детях стараются не обсуждать и не осуждать нравственные пороки близких им людей, особенно родителей. Осуждают тех, кто неуважительно относится к родителям, старшим: «Пусть у того ребенка язык отвалится, когда на людях отца хулить. 3 детства ребенок приучается к мысли, что они - неразрывная часть семьи. 3 раннего возраста ему отводят место за общим столом, приучают к посильной работе, воспитывают в строгости, привлекают к участию в обсуждения ния насущных проблем, связанных с ведением домашнего хозяйства, с поведением остальных членов семьи. Благодаря такому воспитанию дети рано осознают свои права и обязанности, понимают, что должны стать опорой родителей в старости. Чувство собственного достоинства помогает ребенку лучше освоиться в навакольньш мире, найти свое место и осмыслить основное предназначение в жизни, учит его согласовывать свое поведение с общественным мнением, зафиксированной в моральном кодексе народа. Большую силу в воспитании достоинства имеют пример и авторитет старших, народных героев, рассказы и разговоры о высокоморальных людей, общественное мнение, одобрение-заахвочваыне и, наоборот, осуждение. Воспитание достоинства эавсёды рядом с воспитанием гордости, ведь гордость - более конкретное выражение достоинства, связанное с общественным положением, родом деятельности и нравственными заслугами человека. Народ говорит: «Честь дороже денег, Береги платье знову, а честь смолоду. Воспитание гордости пачы-наецца сызмальства. Прежде всего белорусы заботятся о фамилия-ны честь, честь своей семьи. Этому служат уважение, любовь к семьи, признание заслуг родных и близких перед своей сямъъёй, народом, Родиной, знакомство с генеалогическим древом рода -радаводам, пример и авторитет родственников, достойный подражания, сохранение семейных архивов и реликвий, рассказы, беседы, воспоминания старших о семейных традициях и обычаях, влияние общественного мнения, испытания и соревнования, в которых мало-дое поколение должно не утратить семейного чести. Очень рано начинает народ заботиться и о девичьей гордости. Народ учить: «Честь девичье счастье бережет. В понятие девичьей чести народ включает и невинность, и работа-витасць, и уважение к старшим, и скромность, и чувство собственного достоинства, и вежливость, и чуткость к людям. Есть у народа и паняоде женской чести. Честь женщины - в том, чтобы держать себя строго (Чем женщина строже, тем она дороже и красивее), быть трудолюбивой, доброй гаспад-жой, женой, матерью, воспитательницей детей. В понятие мужского чести народ включает работавших-крытость, хозяйственность, умение преодолевать трудности, защитить свой род, семью, народ, родную землю от врага, способность взять на себя бремя и тяготы, быть образцовым мужем, хорошим отцом. Признает народ и понятие трудового почета. Народ говорит: Честь его работы!, Когда речь идет о хорошего работника. Трудолюбие вообще входит в понятие чести для любого человека: Работу не бясчэсциць человека, а кормит и поит, 3 работой дружить будешь - гордость и славу купишь. Об хорошего мастера своего дела говорят: Мастер на все руки. Воспитание чести и достоинства, по мнению народа, связано с воспитанием гордости - за свою семью, за свою работу, за своих товарищей и коллектив, за свой народ, за проявление драго-ной моральной качества, за высоконравственный поступок, - например, подвиг во имя счастья людей или мира на земле. Народ учить: «Чтобы в почете быть, надо труд любить, Чтобы тебя люди хвалили, не жалей в работе силы, 3 работой дружить будешь - гордость и славу добудешь», «Чужими успеха не гордись, сам за дело берись. Гордость в народном понимании - это верность выработку-Ваном нравственному самавсведамлвнню, согласованному с морально-этическими представлениями народа о совершенного человека, т.е.. Человека с чувством собственного достоинства и чести. Гордый девушка или женщина, гордый мужчина или юноша - в этих словам высшая оценка народом нравственных качеств честного человека, который не изменяет своим моральным установкам ни в какой ситуации. Гордость, по мнению народа, требует скромности (Не хвались сам, пусть люди похвалят)»несовместима с чрезмерным высокомерия и изменить-шения заслуг других. Высоко ценит белорусский народ честность (Лишь бы совесть чиста). Так как считает, что совесть - важнейший регул-тар нравственного поведения человека (От людей спрячешься, от совести - нет) - Народ утверждает, что люди должны быть честными согласно выработанными для себя моральными установками, одинаковыми с интересами общества: В лю-стэрку видишь свое лицо, а в совести - поступки. Совесть проявляется в искренности, в трудолюбии, в дисциплинированности, в человечности, в умении подчинить собственные интересы интересам коллектива, в действующей любви к Радшы, в чистых отношениях между юношами и девушками, в заботе родителей о детях и в ответственности детей за моральный и материальный даб-рабыт престарелых родителей. Каждый поступок человека может быть раэглежаны прежде всего через призму его совести. Народ учить: «Хотя рубашка черная, но совесть чиста; Кто совесть имеет, тот чужое не хватает; Чужое НЕ тучыць, ведь совесть мучает. Этнографы отмечали, что белорусский народ - очень застенчивый, он никогда и никого не возместил-дить, поделится последним. Недапушчалышм считает белорусский народ отступление от норм и правил, закрепленных в его моральном кодексе. В связи с этим в народной педагогике сформировалась целостная система реагирования на моральные пороки, на отступление от нравственных основ, развившаяся под влиянием общественного мнения и наиболее полно и отчетливо проявилась в форме поговорок и пословиц. Анализ пословиц и поговорок позволяет сделать вывод, что для борьбы с собственными недостатками народ использует различные педагогические приемы. Всеобъемлющую педагогическими способами влияния на любые некрасивые поступки, на любые моральные пороки, в целом на отступление от нравственных канонов трудового народа зъъявляюцца общественное мнение, высказанное в виде осуждения: Только звание, что человек, изжил возраст не так, как человек; Лицо белый, а душа черная; Хоть ты ему кол на голове чаше, а также убеждение, павучаные, наказ, совет, предупреждение, осуждение. Для воспитания положительных Шральных качеств и черт характера, прикладных поведения белорусский народная педагогика создала и использует апробированные многовековой опы-где воспитательные средства, причем они взаимодополняют друг друга, качественно своеобразные в каждом отдельном случае, что делает их незаменимыми помощниками воспитателя в любой жизненной ситуации. Физическое воспитание Целью физического воспитания - вырастить здорового человека, здорового работника, поскольку здоровье - основа порядка и мощи семьи: Здоровье дороже всего, Лишь бы здоровье, а работа будет, Нет лучшего богатство над здоровьем, Лишь бы здоровье, а жизнь будет, Как здорово, то жить надо. Доброжелательное отношение белорусов к другим людям выражается в многочисленных пожеланиях здоровья, которые бытуют среди крестьян. При встрече знакомых и даже незнакомых людей обычно говорят: Здравствуйте! - Доброго здоровья!; Зда-ров! - Будь здоров! На прощание людям тоже желают здоровья: прощевай! - Будьте здоровы!; Прощайте здаровыи; Оставайтесь здоровы! - Идите здоров! 3 какой-либо личной поводу человеку говорят: Будь здоров, как дуб, да силен, как зуб; Чтобы был эдаровы, как дуб казенными (найздаровшы). Высказать почет да Ним к человеку можно и так: Чтобы ты жил-был да здоров!, Будьте мацненьки, крепко сбитой! - И тебе тоже самое. В тостах в аастолли также желают здоровья: Будем здоровенький! -Будеьма!; Дай бог здоровья и ручкам, и ножкам, и всему понемножку; Доброго здоровья от края до края, да всем добра хорошего хочу; Желаю тебе вместе трое: счастья, доли и здоровья; Здоров будь! На свадьбе молодых благословляют: Дарю бытом добрьш, возрастом длинным и крепким здоровьем. Однако физическая сила, выносливость имеют стоимость в глазах людей только тогда, когда они высокого морального грунта. Сказочные герои-богатыри крепкие не только физически, но и морально. И в этом одна из главных педагогических идей народа. Физической силой, здоровьем народ наделяет для того, чтобы герой мог работать, бороться с врагами, со злом и насилием -в имя Родины и людского счастья. Физическую силу имеют и темные, враждебные к людям силы (поганый Дракон, Чудо-Юдо, ведьмы), однако из-за своей моральной ущербности, из-за того, что они олицетворяют силы зла и насилия, самые худшие нравственные пороки, в сказках всегда терпят крах. Их победить-гаюць силы добра и справедливости. Здоровье - это первое, что желают младенца и его баць-кам на празднике родин, во время посещения роженицы: Здоровья ему, быть умные-умному, родителям потехой в молодости, питатели их старости. Ребенок от дней рождения начинают физически воспитывать: ухаживают, следят за чистотой его тела, через соот-ные промежутки времени кормят, закаляют. Раньше существовали соответствующие обычаи и обряды, заговоры, направленные на то, чтобы ребенок рос здоровым. Так, например, кума должна была вместе с навародкам сесть на точильный камень - чтобы ребенок был сильное и здоровое. Е. Р. Романов писал: Чтобы ребенка никто не сглазил, надо над колыбелью повесить волчий зуб. Также нужно всячески оберегать от ветра, чтобы не подул на ребенка в колыбели. В этом - настоящую заботу о физическом здоровье ребенка, защита от простуды переплетать-лась в сознании народа с древним мистическим вне веръъем. В народной педагогике выработалась бережное стал-ление к физического и психического здоровья. Уже с первых дней ребенок оберегали от непажаданьих контактов (недоброго взгляда) от непредусмотрительных потрясений, тревог и страха. Для этого стремились особенно нё обращать на него внимание, не водить на люди, если же гости пришли в дом, то детей отправляли на печь, или двор, где они играли, не мешая дорос-белым. Нельзя было вслух удивляться на здоровье, подвижность и грациозность малыша. Считалось, что все это по отношению к нему несет защитную функцию. Державшийся организм должен адаптироваться в окружающей среде. И народный взгляд на отношение к ребенку как лучше способствовал формированию его психики, развитии-ю положительных моральных, физических, умственных сил и способно-ностей. У белорусов существует ряд паверъъяв, признаков, предостерег, заказов, которые, по мнению людей, должны охранять здоровье. Считается, что нельзя качать пустую колыбель, так как это приведет к болезни, капризов и даже к смерти младенца. Маш запрещалось ходить на кладбище на похороны своего впервые ся, - чтобы не умерли остальные дети. Нельзя бить ребенка даже в шутку, так как оно станет капризным. Нельзя брать на руки задом, будет упорное. Нельзя целовать до года в губы, иначе оно долго не будет говорить. Ни в коем случае нельзя бить ребенка по пяткам, так как оно заболеет. Нельзя проклинать, обзывать, давать ему унизительные прозвища, ведь проклятия, особенно материнские, могут привести к тому, что ребенок или утонет, забъъецца или умрет от несчастного случая, станет калекой, уродом, дураком. До года дэицяци можно шить одежду только из старого полотна, паношага одежды, чтобы ребенок оставался жизнеспособным. Заботясь о здоровье маленького человечка, его э первых дней начинают приучать к воде. Баня вместе с парения - прекрасное средство закалки организма, он широко бытует в среде белорусов: Аднаразо-вым парения удовлетворяются немногие... после каждого парения наблюдается выход из бани, чтобы освежиться, астыгнуць. Если поблизости есть озеро, река, пруд или маленькая мочу, человек с пару бросается туда, бултыхнецца раза два - и снова на полку, за веник; зимой заменяет это снег: поваляться в нем сразу с пару и потом опять за веник - одно из любимых приложений лаэни. Баня, несумкенна, - большой народный целитель. Издавна ис-рыстовваюць ее белорусы в качестве профилактического средства от различных болезней, для того и применяют во время парения береза-вые веники, которые убивают болезнетворные микроорганизмы и очищают воздух, и веники с добавленным дубовым ветвями, переливали в раскаленную каменку настои из лесных трав - чабреца, мяты, душицы. Таким образом, баня - неадъъемны элемент традиционного физического воспитания. Она закаляет человека, служит как укрепляющее профилактическое средство от различных болезней, как средство саморегулирования организма. В то же время баня - гигиеническое средство, гимнастика сосудов, тренировка дыхания, разрядка нервного напряжения, восстановитель сил, регулятор обмена веществ. Баня помогает выгнать из организма отработанные шлаки, успокаивает, амаложзае. Забота о физическом воспитании ребенка проявлялся и в особой одежде малышу, его пеленания. Навародка обра-наюць обычно в мятлик, который представляет собой кусок чистой, мягкой материи или хорошо праношанага, вымытая, мягкого полотна. В нем делается разрез, чтобы праляэала голова ребенка; сшивать в этом мятлик ничего не надо, как и не нужно никаких рукавов. Такой мятлик надевают на ребенка до 4-6 месяцев, потом ему шьются из полотна или ситца рубашечки. Вместе с тем от дня рождения и до 6-9 месяцев младенец пеленают, для этого берется четырехугольный кусок изношенного полотна, аршина 1/2 длиною, небольшая белая или цв-вая платок и обычный пояс, который носят мужчины вместо паса и по-здешнему называют спавивач. Пеленание ребенка до 6-9 месяцев было обусловлено большой занятостью женщин в дореволюционные времена и оберегала детей от различных несчастных случаев. Однако народ уже давно заметил, что для нормального развития ребенка необходим физические упражнения и различные движения. Белорусский народная педагогика считает целесообразным с первых дней жизни ребенка делать с ним физические практикуемые ни. Мать развлекает малыша, гладить, сгибает, разгибать его ножки, ручки и поет. Когда ребенок начинает становиться на ножки, мать берет его на руки, ставлю себе на колени и играет с ним, при этом напевая. Ребенок в такт песни приседает, подпрыгивает, хлопает в ладоши. Особое радость каждой матери - когда ее ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги. 3 такой падэеяй связаны многие обычаи и обряды. Чтобы ребенок скорее усиливалась и быстрее начал ходить, его следует чаще сажать на то место, где перед этим лежал свежеиспеченный хлеб. Чтобы ребенок хугчэй начал ходить, ставят его на пол и между его ног перерезавшая веревку, или, по крайней мере, делают вид, перерезавшая ее. Это называется резать путь. Ранее повсеместно белорусы делали специальные прыстасовы ради обучения ходьбе: Почти нераздельны с колыбелью в доме ютится детская садибка... При умении и возможности садибка делается с выпиленьш кружком в верхней доске; за недостатком же их - гораздо проще, и вся постройка ее и состоит-ся с квадратной в основе доски, обитой мягкой тканью, куда туго вставлен 4 подпорки, соединены вверху перекладинами, -что издалека готова напомнить фигуру куба. При полном отсутствии хоть какой садибки Последнею становится пуста ящик, короб, ведро, рожка и др.». Неадъъемны компонент физического воспитания - кормление. По традиции в белорусских члены семей детей довольно долго кормили грудью. После того как отнимали малого от груди, его пачы-налей приучать к тому строгого распорядка питания, который был заведен в доме. Этнографы отмечали: «... ради настоящей правильной пищи существуют четкие, с незапамятных времен установленные сроки, когда вся сямъъя, или значительная часть ее, собирается за столом и все вместе едят. Показателями этих терминов в отдельной семьи, как и во всей деревне, служат: привычка, расположение солнца на небе и весенний хронометр в образе петуха. Под их руководством создаются четыре срока дневного питания, в будни и в праздник... причем способны лишь бы прохаживается с ложкой дети находятся при матерям, то станысом на скамейке, то на поставленной на нее колодке. Физическому воспитанию детей способствовала и свойственна белорусам высокая требовательность к чистоте и опрятности приготовления пищи. Н. Е. Никифоровский писал по этому поводу... до лестного стороны Поварское дела необходимо отнести довольно частое мытье рук кухарки, а также и то, что каждая сосуд обязательно спаласкваецца водой даже и тогда, когда она была вымытая раньше... миски да ложки не только моют, но и вытирают. Правильно приготовленная, здоровая, разнообразная еда, широкое использование вегетарианских блюд (национальная особенность белорусского кухни) помогают вырастить здоровья-вых и сильных людей. В основу физического воспитания в белорусском народной педагогике положен принцип природной целесообразности. Это значит, что физическое воспитание у белорусов проводится в соответствии с возрастными особенностями детей, в зависимо-сти от изменений в природе и под воздействием природных факторов. Физическое воспитание осуществлялось и осуществляется большинством на лоне природы. Так, многие коллективные подвижные игры обычно происходят на дворе: В кота и мышку, В гарэлыша, Калимов-Бамба, В здагонки, Штандарт, В городки, В буллу. Все подвижные игры развивают скорость, ловкость, выносливость, силу, воспитывают смелость, настойчивость, целеустремленность. В Беларуси много озер и рек, поэтому дети часто проводят свое время у воды. Очень рано они начинают учиться плавать, устраивают игры на воде, бегают и прыгают около-воды, загорают. Солнце, воздух, вода закаляют тело. Тот же цели служит и ходьба по росе, обливание холодной водой, длительные походы в лес. Зимой физическому воспитанию спрыяё катание на санках, на лыжах, на коньках. Еще в 1890 году Е. Р. Романов в физическом воспитании детей уделял большое внимание играм, детским забавам: Давно известно, что игрушки, игры и разнообразные развлечения детей имеют веииизарнае значение в воспитании детей вообще и их физическом развитии особо. Недаром поэтому на них всегда обращали внимание многие мысленники и педагоги... Очень полезна гимнастика, но, как справедливо замечают некоторые гигиенисты, она сравнительно с наиболее присущими возрасту детей движениями в играх составляет до последних ни больше, ни меньше как только приложение. Физически воспитывают дедов и участие последних в работе взрослых, приучение их к различным полезных занятий. В белорусских члены семей издавна заведено, чтобы часть домашней работы выполняли дети, которые очень рано начинают помогать матерям мыть посуду, убирать дом, поливать цветы, ухаживать животных, поливать и полоть грядки, грести сено. В возрасте двенадцати-четырнадцати лет дети акиывна включаются в трудовую деятельность родителей. Все это развивает их физические, волевые и моральные качества. На физическое воспитание положительно влияет и общественное мнение, ведь каждый хочет, чтобы о нем говорили как о сильной, ловкого, выносливого человека, особенно это наблюдается во время проведения народных праздников, когда во время различных соревнований молодые люди меряются силами, показывают свою ловкость, умение, смекалку. В белорусском народной педагогике главными методами физического воспитания зъъявляюцца физические упражнения, игры, работа. А методы проверки физического развития - общественно? ская мысль, испытания, соревнования, осуждение. Патриотическое воспитание Одно из ведущих выбрала другое место в белорусском народной педагогике занимает патриотическое воспитание. Формированию высокого чувства патриотизма способствовало вся история белорусского народа, васычаная борьбой за свою независимость, борьбой против социального, национального и религиозного гнета. В основе патриотического воспитанницы ребенка - воспитание любви к матери, к родному дому, к природе, т. ко всему, что сопутствует его первым шагом по своей земле. Пример и авторитет родителей главенствующим в патриотическом воспитании. Ребенок любит своих родителей, верить им, они - его идеал, образец для подражания. Отношения родителей к неф-окружающего мира формируют у ребенка первые представления о Родине. В белорусских члены семей бытуют бережное, заботливое, любовные отношения к детям, животных, родного дома, природы, земли-кормилицы, и это закладывает грунт патриотических чувств, сознания и поведения. Патриотизм - важнейшая нравственная кач<
Воспользуйтесь поиском по сайту: