Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 4. Народная педагогика как фактор социализации личности




Во все времена одной из важнейших задач народной педагогики являлась социализация личности. Социализация личности способствует решению самой главной задачи - обеспечению преемственности поколений. Этнографы конца XIX века неоднократно отмечали потенциальные возможности средств народной педагогики в плане социализации личности. В частности, этнограф и педагог Е.Р. Романов в конце XIX века подчеркивал богатейшие возможности детских народных игр в социализации подрастающего поколения. Современные этнографы, фольклористы, педагоги, филологи развивают в своих исследованиях идею социализации личности средствами народной педагогики. В частности, белорусоведам, филолог по специальности И.И.Крук неоднократно в своих исследованиях отмечает, что фольклор вплоть до второй половины XIX века являлся важным институтом социализации сельской общины и патриархальной семьи. Учитывая вышесказанное, ученый рекомендует в современных условиях поставить фольклор в центр организации и проведения воспитательной работы с детьми и молодежью. Основатель этнопедагогики как науки Г.Н. Валки в своих исследованиях подчеркивает выраженную социальную направленность народной педагогики, отмечая, что она показывает способы связи индивида и общества, обеспечивает преемственность поколений. Исследователь-этнапедагог Л.М.Варанецкая утверждает, что народная педагогика представляет собой своеобразную философию в воспитании детей, которая сформировалась на основе коллективного творчества многих поколений с целью обеспечения передачи исторического и социального опыта. В широком смысле слова социализация в этносе рассматривают как развитие личности в процессе присоединения к родной культуре. Народная педагогика – неотъемлемая часть культуры этноса – является основой, неиссякаемым педагогической источником и действенным инструментом, способствующим осуществлению социализации подрастающего поколения. Это подтверждают исследования этнографов и педагогов. В частности, Л.У.Ракава, которая дасведуе традиционную модель детства, отмечает, что жизнь ребенка есть процесс социализации, цель которого - формирование до вступления во взрослую жизнь определенного набора положительных качеств и навыков, соответствующих идеалу народа в воспитании личности. Общественные ценности и потребности в определенном типе социальных взаимоотношений очерчивают модель социализации. Рассматривая народную педагогику как целостную систему, следует учитывать, что структурными элементами данной системы является цель, традиционные ценности народа, содержание, средства и методы воспитания. Взрослых и детей народная педагогика рассматривает как субъектами и объектами социализации и воспитания. По традиции в реальной жизни данные элементы функционируют в едином комплексе, как система, направленная на социализацию и воспитание личности в условиях действительности. Ежедневное общение с взрослыми обеспечивают возможность опытной проверки правильности своего поведения в разнообразных жизненных ситуациях, присоединяя к жизнедеятельности взрослых и обеспечивая преемственность поколений. В белорусском народной педагогике имеется своеобразный моральный кодекс. В емкой форме моральный кодекс народа зафиксирован в фольклоре. Как мы уже отмечали, в разряд традиционных ценностей белорусского народа в духовной сфере входят трудолюбие, гуманизм и патриотизм. Гуманизм включает в себя ряд высокоморальных качеств (доброта, честность, скромность, уважение к людям, гостеприимство и т.п.). Указанные ценности определяют цель народной педагогики, реализуемую в процессе воспитания и социализации. Основной целью социализации выступает подготовка к будущему трудовой жизни (Работать не любишь - человеком не будешь), воспитание патриота (Человек без родины, что соловей без песни), высокоморальном лица (Не тот хорош, кто красив, а тот хорош , кто для дела гож ; не ценила человека по лицу, а Цени по душе ; Не краса человека красиць, а характер ). Определяет социализацию и воспитание в белорусском народной педагогике золотое правило жизнедеятельности- поступай так по отношению к другим, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе. Это морально-практическая философия народа, направленная на социализацию личности и обеспечение воспроизводства жизнеспособного поколения. В качестве воспитательных детерминант социализация предполагает межличностное взаимодействие, отношения, которые способствуют становлению личности, ее мировосприятию: Люди без людей жить не могут ;В лесу люди дичает, а в людях люднеюць, Как ты к людям, так и люди да тебя , Учи народ, учись и у народа . Важнейшим институтом социализации выступает семья. Семейная атмосфера, пример родителей определяют направленность социализации ребенка: Где в семьи образ, там и дети добра выращиваемые ; Какая матка, такое и дитятко ; В хороших родителей хорошие дети . В соответствии с народным взглядом, на формирование социально значимых качеств подрастающего поколения большое влияние оказывает непосредственное включение лица в деятельность и отношения: Лучше тот, кто много видел, чем тот, кто долго живет ; Чтобы у моего ребенка тот опыт впереди, что у мужика сзади, то был бы человек ; Хороший опыт лучше семи мудрых павучаняв ; Человек без практики, что пчела без меда ; Не держи детей при себе, так спесцяцца, разлянуюцца, а отдай их лучше в науку: гартуючы людей, патруцца - работе обучаться . Народ тактично и деликатно напоминает о взаимосвязи воспитания и социализации личности: Что в детстве воспитаешь, на то в старости абапрэшся. На хорошей земле ребенок посади, и то вырастет ;Кто детей имеет, пусть учит. Социализации личности в большой мере способствует фольклор, который дает представление о том, как надо и как не надо поступать с точки зрения народной морали. Совокупность средств и методов народной педагогики обеспечивают целенаправленный механизм социализации в духе народной традиции. Важнейшими выступают работа, родное слово, фольклор, народные игры и игрушки, сказки, праздники, традиции, обряды, общественное мнение, пример и авторитет наделенных жизненным опытом людей, убеждение, беседа, совет. Исходя из вышесказанного, следует комплексно подходить к реализации народного творчества в социализации и воспитании подрастающего поколения. Многообразие общественной жизни, непредсказуемость педагогических ситуаций требует вариативности в использовании средств и методов народной педагогики. А как мы помним, потенциальные возможности народной педагогики обеспечиваются тем, что народное творчество, способна прямо или опосредованно влиять на воспитание и социализацию личности, находится в постоянном обновлении и развитии, отражая реальную действительность. Государственная политика в Беларуси значительно расширила сферу действия народной педагогики. Официальная ориентация на воспитание личности на этнокультурной основе, с учетом гуманной народной традиции, служит главным условием, которое способствует повышению эффективности реализации педагогической мудрости народа в социализации личности на современном историческом этапе с учетом перспективы развития общества.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.