Лекция 4. Народная педагогика как фактор социализации личности
Во все времена одной из важнейших задач народной педагогики являлась социализация личности. Социализация личности способствует решению самой главной задачи - обеспечению преемственности поколений. Этнографы конца XIX века неоднократно отмечали потенциальные возможности средств народной педагогики в плане социализации личности. В частности, этнограф и педагог Е.Р. Романов в конце XIX века подчеркивал богатейшие возможности детских народных игр в социализации подрастающего поколения. Современные этнографы, фольклористы, педагоги, филологи развивают в своих исследованиях идею социализации личности средствами народной педагогики. В частности, белорусоведам, филолог по специальности И.И.Крук неоднократно в своих исследованиях отмечает, что фольклор вплоть до второй половины XIX века являлся важным институтом социализации сельской общины и патриархальной семьи. Учитывая вышесказанное, ученый рекомендует в современных условиях поставить фольклор в центр организации и проведения воспитательной работы с детьми и молодежью. Основатель этнопедагогики как науки Г.Н. Валки в своих исследованиях подчеркивает выраженную социальную направленность народной педагогики, отмечая, что она показывает способы связи индивида и общества, обеспечивает преемственность поколений. Исследователь-этнапедагог Л.М.Варанецкая утверждает, что народная педагогика представляет собой своеобразную философию в воспитании детей, которая сформировалась на основе коллективного творчества многих поколений с целью обеспечения передачи исторического и социального опыта. В широком смысле слова социализация в этносе рассматривают как развитие личности в процессе присоединения к родной культуре. Народная педагогика – неотъемлемая часть культуры этноса – является основой, неиссякаемым педагогической источником и действенным инструментом, способствующим осуществлению социализации подрастающего поколения. Это подтверждают исследования этнографов и педагогов. В частности, Л.У.Ракава, которая дасведуе традиционную модель детства, отмечает, что жизнь ребенка есть процесс социализации, цель которого - формирование до вступления во взрослую жизнь определенного набора положительных качеств и навыков, соответствующих идеалу народа в воспитании личности. Общественные ценности и потребности в определенном типе социальных взаимоотношений очерчивают модель социализации. Рассматривая народную педагогику как целостную систему, следует учитывать, что структурными элементами данной системы является цель, традиционные ценности народа, содержание, средства и методы воспитания. Взрослых и детей народная педагогика рассматривает как субъектами и объектами социализации и воспитания. По традиции в реальной жизни данные элементы функционируют в едином комплексе, как система, направленная на социализацию и воспитание личности в условиях действительности. Ежедневное общение с взрослыми обеспечивают возможность опытной проверки правильности своего поведения в разнообразных жизненных ситуациях, присоединяя к жизнедеятельности взрослых и обеспечивая преемственность поколений. В белорусском народной педагогике имеется своеобразный моральный кодекс. В емкой форме моральный кодекс народа зафиксирован в фольклоре. Как мы уже отмечали, в разряд традиционных ценностей белорусского народа в духовной сфере входят трудолюбие, гуманизм и патриотизм. Гуманизм включает в себя ряд высокоморальных качеств (доброта, честность, скромность, уважение к людям, гостеприимство и т.п.). Указанные ценности определяют цель народной педагогики, реализуемую в процессе воспитания и социализации. Основной целью социализации выступает подготовка к будущему трудовой жизни (Работать не любишь - человеком не будешь), воспитание патриота (Человек без родины, что соловей без песни), высокоморальном лица (Не тот хорош, кто красив, а тот хорош, кто для дела гож; не ценила человека по лицу, а Цени по душе; Не краса человека красиць, а характер). Определяет социализацию и воспитание в белорусском народной педагогике золотое правило жизнедеятельности- поступай так по отношению к другим, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе. Это морально-практическая философия народа, направленная на социализацию личности и обеспечение воспроизводства жизнеспособного поколения. В качестве воспитательных детерминант социализация предполагает межличностное взаимодействие, отношения, которые способствуют становлению личности, ее мировосприятию: Люди без людей жить не могут;В лесу люди дичает, а в людях люднеюць, Как ты к людям, так и люди да тебя, Учи народ, учись и у народа. Важнейшим институтом социализации выступает семья. Семейная атмосфера, пример родителей определяют направленность социализации ребенка: Где в семьи образ, там и дети добра выращиваемые; Какая матка, такое и дитятко; В хороших родителей хорошие дети. В соответствии с народным взглядом, на формирование социально значимых качеств подрастающего поколения большое влияние оказывает непосредственное включение лица в деятельность и отношения: Лучше тот, кто много видел, чем тот, кто долго живет; Чтобы у моего ребенка тот опыт впереди, что у мужика сзади, то был бы человек; Хороший опыт лучше семи мудрых павучаняв; Человек без практики, что пчела без меда; Не держи детей при себе, так спесцяцца, разлянуюцца, а отдай их лучше в науку: гартуючы людей, патруцца - работе обучаться. Народ тактично и деликатно напоминает о взаимосвязи воспитания и социализации личности: Что в детстве воспитаешь, на то в старости абапрэшся. На хорошей земле ребенок посади, и то вырастет;Кто детей имеет, пусть учит. Социализации личности в большой мере способствует фольклор, который дает представление о том, как надо и как не надо поступать с точки зрения народной морали. Совокупность средств и методов народной педагогики обеспечивают целенаправленный механизм социализации в духе народной традиции. Важнейшими выступают работа, родное слово, фольклор, народные игры и игрушки, сказки, праздники, традиции, обряды, общественное мнение, пример и авторитет наделенных жизненным опытом людей, убеждение, беседа, совет. Исходя из вышесказанного, следует комплексно подходить к реализации народного творчества в социализации и воспитании подрастающего поколения. Многообразие общественной жизни, непредсказуемость педагогических ситуаций требует вариативности в использовании средств и методов народной педагогики. А как мы помним, потенциальные возможности народной педагогики обеспечиваются тем, что народное творчество, способна прямо или опосредованно влиять на воспитание и социализацию личности, находится в постоянном обновлении и развитии, отражая реальную действительность. Государственная политика в Беларуси значительно расширила сферу действия народной педагогики. Официальная ориентация на воспитание личности на этнокультурной основе, с учетом гуманной народной традиции, служит главным условием, которое способствует повышению эффективности реализации педагогической мудрости народа в социализации личности на современном историческом этапе с учетом перспективы развития общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: