Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первый период - детство.




В народе только что родившимся ребенок называют младенцем. От рождения и до того времени, когда ребенок еще мало что понимает, не разговаривает и не ходит, было принято также называть его ангелом . Как только ребенок начинал сознательно разговаривать, ходить и сознательно воспринимать окружающий мир (это длилось до 6-8 лет), его называли клоуном, блызнюком, блазненкам, блызнянёнкам. Забота о продолжении рода начиналось уже во время выбора невесты или жениха. Народ мечтал о здоровым и крепким потомстве , способное обеспечить преемственную связь поколений. Общественное мнение не допускала брака с единокровными родственниками, поощряла стремление породнится с физически крепкими, здоровыми людьми. Физическое здоровье, считал народ, - условие для благополучия новой семьи не менее важна , чем трудолюбие или высокаморальнасть ее создателей. Большое значение придается наличию детей в семье. Об этом свидетельствуют, например, свадебные обычаи и обряды. Во многих местах Беларуси существует обряд должность: невесту сажать несутся на кадку с приготовленным тестом для каравая, поют ритуальные песни и по особенностям поднятия тесто определяют плодовитость молодой пары. Кроме того, во время ритуала невесте по традиции передают каравай -символ аплодотворяльной силы. Серьёзна относится народ к рождению и воспитания детей и напоминает об этом в свадебных тостах-пожеланиях молодым: Чтобы детишек наплодили и накормили; Сколько в доме уголков, чтобы столько было сыновей; Чтобы у нашего молодого было много дочерей и сынков, радостных деньков! Чтобы столько было дочачак, сколько в доме дощечек, а сынков, сколько в доме сучков; Дарю четыре подушки, чтобы имели четыре дочурки ; Дарю коробку муки, чтобы раждалися сынки . Идеал белорусского народа - многодетная семья; Семья гущу любит . Счастье для семьи, если она полна, т. если в ней обязательно есть дети:,Здесь я, здесь и моя жена, тут и дети, любо посмотреть;. Народ учить: ;Без детей тихо, да на старости лихо; Много детей - много хлопот, но и радости много ; Где сыновей лава, там отца слава, где дочерей лава, там матке слава . Благосостояние семьи зависело от количества работников в ней, отсюда стремление иметь много детей. Неслучайно в песне молодой муж просил жену: Ради меня девять сыновей, А десятую дочку, .. Сыновья будут поле боронить, А дочка хустачки ткать;. Главное - вырастить, воспитать хорошего работника, который станет звеном в едином цепи преемственно связи поколения , связи родителей и детей: И з молоду - в утешение, а на старости- на подмену. Нам ручонки подменить;. Предпочитая рождению сыновей, которые должны выполнить основную функцию в преемственную связи поколений и стать опорой родителей в старости, белорусский народ радуется и рождению дочерей: Жена мая родная, Радость моя дорогая, Нарадзила мне сыночка, Как ясного сакалочка, Нарадзи еще доченьку, Как ясную сакалушку; А в нашем саду все равны цветы, Сывки, дочурки - все равны дзетки ;.

Стремление иметь много детей связано с тем, что в большой семьи дети легче выращиваемых;Один сын - не сын,, а болтун; Дочь одна и та не людно; Двое детей как две Оки в челе; Одно ребенок - не ребенок, двое детей - половина ребенка, трое детей - это ребенок; Нельзя обойти проблему отношений родителей к детям в многодетной семье. Особенность народного воспитания в том, чтобы родители одинаково любили всех своих детей, не выделяя никого. детский вопрос Кого ты больше любишь?; У народа есть готовый ответ: Которого палец не урежут, то Кожан болит, будь которому ребенка плохо, то все родителям сердце болит;. Еще одно свидетельство педагогической мудрости народа! Накануне рождения ребенка старались выполнить все условия и обряды, способствующих рождению здорового и счастливого человека. Прьшавка призывает: «Не родится красный, а родится благополучный; Даже в самых бедных члены семей искали возможность избавить будущую мать от непосильного труда. Белорусские этнографы в своих исследованиях приводят ряд предостережений беременным женщинам: не наступать, на гирык-образ, на животное , так как тело ребенка от этого покроется шерстью; не наступать на веревку, чтобы ребенок не задохнулась пуповины; бодрствовать при луне, чтобы ребенок потом не стало лунатиком: не смотреть на покойника или на падаль, а то ребенок заболеет цингой, не кушать яичницу со сковороды, чтобы тело ребенка было чистое; не вступать в круг, который оставляет мокрый посуду, чтобы тело неф-предков не покрылась коростой; не изменять руками тело, если испугаешься пожара, чтобы у ребенка не оказалось красных пятен: не зашивать на себе одежду НЕ смотреться в зеркало, не выливать воды из окна, не пользоваться чужими вещами, а то ребенок будет ослабленное, нездоровое. Задолго до рождения ребенка родители задумывались о его назначении в жизни и о целенаправленном воспитании. (Доре-чи, народ в этом случае - воспитатели ребенка в ш-ком смысле слова, т эн. Родители, родственники, соседи, все кровно заинтересованы в его правильном воспитании.) В народном понимании, совершенство ;идеал человека -это конкретный образ: ребенок хотят вырастить не просто трудолюбивым, грусть-ление, умным человеком с высоконравственным качествами и наилучшими чертами характера, но человеком, похожим на какого-то конкретного народного героя или на родственника, знакомова, пользующийся всеобщей уважением и любовью. Отсюда традиция прошлого - обрезать пуповину мальчика на топоре или на книге, а девочки - на круговерти, ткацком станке, чтобы они стали трудолюбивыми, умными, а также обычай заворачивать ребенка в одежду наиболее уважаемого человека или обычай называть ребенка в его честь, чтобы вместе с именем или одеждой ребенок воспринял их собственные качества. Центральная фигура в белорусском семье - мать. Даже в условиях до революционного времени, когда нередко бытовала такая негативная зъъява, как надменные отношения по женщины со стороны мужчины, роль и значение женщины значительно возрастали с переходам ее в новое качество - в качество матери, ведь матери - главный воспитатель в емье, от нее во многом зависит, каким вырастет подрастающее поколение, станут дети надежной опорой родителям. Народ учить родителей: Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрёшься ; Никто детям так не сочувствует, как мать родная .

Вот как писал в начале XX века этнограф М. В. Довнар-Запольский: «Положение женщины в белорусской семьи далеко не может быть названо подавленным. Она является полной хозяйкой в ​​своей сфере, помощницей и советчицей мужа. В отношении детей народный взгляд требует так же полного уважения со стороны последних к матери. Дети находит проводимые под ее надзором; только ребята, лет с 14, когда они уже подрастают настолько, что становятся пригодными для более легких работ при обработке земли, например возят снопы, сено и прочее, переходят в непосредственное подчиняясь ванне хозяину дома. К этому чесу, а девушки до самого выхода замуж, находятся исключительно в распоряжении матери . Народная педагогика выработала свой взгляд на роль матери в жизни человека. Мать - эталон моральной чистоты, символ всего самого дорогого на свете. Белорусский народ утверждает : земля - ​​мать; зямелька - матка наша: и кормит, и поит, и одевает нас;. Таким образом, народ учить: мать - это кэючы таких детей одуматься, заставляет их взять на себя естественный долг в отношении престарелых родителей. М . Довнар-Запольский писал: Народный взгляд требует, чтобы дети радовали мать, а младшие члены семьи - хозяйку и вообще старших женщин; В белорусском семьи до сих пор сохраняются многовековые традиционные отношения к женщине как к хозяйке дома и матери - воспитательницы. В детстве родители - пример и авторитет. Их поведение -узор для подражания. Можно сказать, что формирование ребенка в первые годы жизни происходит прежде всего под упяы-вам родителей, головы дома. А в белорусском. Сямья головой ее может стать только тот, кто имеет авторитет, пример в быту, справедливый, добрый хозяин и работник. Вот как об этом писал М. В. Довнар-Запольский: Власть хозяина в семье не бывает деспотичным, потому что всякая несправедливость с его стороны по отношению к кому-либо из членов семьи , неопытность в работе, неумелое владение имуществом, наконец пьянства и лень - неизбежно ведет к разрыву семьи, к разделению ее, или перехода хозяйства в другие руки, например, к старшему сыну в семье, или к брату хозяина . Хозяин обязан не только делать то, чего требуют интересы семьи, но и своею личной работой он должен служить примером остальным членам семьи ». В повседневных контактах вырабатывались нормы и правила, присущие морали трудового народа. Фольклор четко кристаллизирует представления белорусского народа о влиянии семейных устоев на формирование ребенка: Где в семье пример, там и дети хорошо растут, по гнезду видно, какая птица», «Какое дерево, такой клин, бацька,таки сын , Отсутствует почему дивились, такова была и мать; Какой отец, такие детки ; Какая мать, такая и дитя ; Балмошная матка, балмошнае и дитя ; Главное, считает народ, - чтобы родители были высоконравственным людьми. Моральный пример и авторитет родителей - основа семейного воспитания: Хороших родителей хорошие дети, Доброго родители - хорошие дети, злого – злое;Не родительская походка нужно сыну, а бацьковская сообразительность ; Об хороших родителей-воспитателей народ говорит : Чтобы я так своих детей дагадавала; Старшее, более опытный поколение не имеет возможности брать полноценного участия в трудовой жизни семьи, зато заботится о воспитании маленьких детей. Бабушки и дедушки способствовали не только физическому развитию ребенка, но и раза-языкам, эстетическому, нравственному, знакомили детей с народными традициями и обычаями. Народная педагогика выработала ряд простейших методов знакомство ребенка с окружающим миром. Пеленающая ребенок, играя с его ручками, ножками, мать ласково касается до отдельных частей целыда и называет их (Моя ты головушка), а также различные действия ребенка (Мой сынок спатаньки захотел, Пацягушэньки, на Ваню парастушэньки; Хочешь естаньки, моя доченька? Иди сядь; мой малесеньки ,На кота пацягушки, а на дети растушки). Игры детей – неотъемлемая часть их жизни. Мать, бацька, бабушка, дедушка, няня-сестренка или братик дают малышу сначала игрушки, необходимые для сосания и прорезывания зубов, а позже, как укрепятся ручки и ножки, и ребенок не будет уже тянуть в рот все подряд, - разнообразные куклы -предметы ежедневного домашнего обихода. Сначала ребенок не разграничивает понятия игрушки и куклы. Позднее оно назовет куклами все похожее на людей (кукол и даже маленьких детей), а игрушками - остальные игрушки. Причем игрушки - это чаще всего уже готовые игрушки, а куклы - это игрушки, сделанные взрослыми специально для детей или созданные детской фантазией. Игра в куклы иногда сопровождает девочку от младенчества и до выхода замуж. Мальчики играют в куклы чаще всего в детстве, в подростковом же возрасте - редко. Однако и этого бывает достаточно, чтобы воспитать в мальчике ответственность за будущую семью. Будущих родителей-воспитателей начинают готовить с детства. Девочка с раннего детства готовится к роли матери. Первой игрушкой белорусской девочки во все времена была кукла. Когда самодельная - соломенная, сшитая из тряпочек, деревянная, глиняная, иногда кукла считался кусочек ветки или шишка. Позже куклу изготавливали на фабрике. Но суть не в этом. Неважно в какие наряды одевают куклу, красивая она или нет. Все равно это любимая игрушка девочки, ее кукла, ее ребенок. С ней можно поиграть в маму и папу, в дочки-матери ,поделиться заветными мыслями. В детском возрасте авторитет матери настолько велик, что девочка хочет подражать ее во всем. И если присмотреться к играм дев-поступки, то услышишь и увидишь, что в игре с куклами она повторяет все то, что делает ее мать. Все свои жизненные наблюдения девочка переносит на игру с куклой. Она готовит кукле еду, шьет платье, кладет ее спать, напевая колыбельную, кормит, ведет играть, учит, воспитывает своего ребенка. Кукла - подруга девочки, ее талисман, игрушка на все детство. Распространенными игрушками детей были волчок, мячик, жужалка , конь в виде палки, лодка с берэсту и сосновой коры, корзины, шкатулки, венки, ветряная мельница, различные глиняные самоделки, чаще всего птица-свистульки. Реже встретил-колосьев игрушка пилавальшчыки, изготовленная из толстой доски и символизирующая пилавальшчыкав бревен. Среди игрушек, которые помогали эстетическому и музыкальному воспитанию, были распространены пищалки , изготовленные из гусиного пера, свистёлки; из ивовой коры или пустых стволов бузины, из глины, реже - трещотка, сделанные из подручных материалов, например , с доски, через которую насквозь протолкнуто ручка, труба, сделанная из тыквенного листа. Разнообразная воспитательная направленность игр. Они помогают переключить внимание ребенка, успокоить его. Если малыш начинает капризничать, мать играет с ним в сороку. С ростом ребенка происходило половое дифференциация игр. Девочки все больше предпочитали куклам, а мальчики - физическим играм, соревновались в ловкости, силе, упругости. Этнографы отмечали: Мальчики подражают мужчинам, девочки - женщинам. Мальчик берет Бизунок и Палачку (кнут и палку) или двое мальчиков берут длинный пояс, за его концы берется один, а второй сзади управляет первым, с пужкой; в руках, и таким образом играют в лошадей . Иной раз,. взяв нож, мальчик старается сделать себе какую-нибудь игрушку-палочку, крестик, корыта, лодочку и др. Материалом служат, помимо дерева, кора, картофель, тыква. Девочки того же возраста делают себе куклу из разных хлопьев, кладут ее в коробочки колыбели и стараются убаюкать . Лет с шести - восьми дети вступают в подростковый период , или, как в народе говорили, в глупости. В это время впервые разделяли детей по половому признаку, мальчика одевали в брюки, а девочку - в юбочку. Мальчики теперь уже ходили в баню только с мужчинами. Девочку начинали называть блазнавкай ,блазноткай, мальчика -клоуном. Ребенок постепенно начинал выполнять всю простую домашнюю работу: нянчить детей, убирала комнаты, ухаживала скот и пасла ее. Девочек с семилетнего возраста приучали прясть, а там, где в члены семей были в основном мальчики, лет с семи до пятнадцати пряли и они. Причем родители не старались оберегать детей от работы, как в предыдущий период, а, наоборот, старались увлечь ребенка всеми посильную видами семейной работы, радовались желанию ребенка помочь по хозяйству и всячески поощряли: улыбкой, ласковым словом, благодарностью в виде лакомства, похвалой при чужих людях, меткой поговоркой. Забота народа о трудовом воспитании находил свое воплощение в своеобразных обрядах и поверьях. Чтобы ребенок был хорошим и умелым работником, первый его самостоятельное изготовление бросали в огонь или уничтожали каким-то другим способом. Делать это рекомендовалось в отсутствие ребенка. ^ Малку ребенка давали в руки нож, топор, Инин острые орудия труда. Если ребенок порежет руку, огорчались, а считали, что зато потом оно будет хорошо выполнять работу. Переход от детства в подростковый период (период детства) сопровождался в крестьянских члены семей посвящением в пастухи. Эта своеобразная инициация знаменавала собой совершенно иной образ жизни как мальчика, так и девочки. С объекта воспитания ребенка превращалась в субъектами воспитания. Если в первые шесть-семь лет жизни главными воспитателями были родители, бабушки и дедушки, близкие родственники (кумы, повивальная бабка), старшие братья и сестры, то подросток уже воспитывается самостоятельно. Значительно влияет сейчас на его взросление весь образ общественного, семейного, трудового жизни в этой вмешательнности, ровесники, наиболее уважаемые люди, общественное мнение. Ребенок и его родные заранее готовились к будущему пастушеской. Оно воспринималось как радостное событие в жизни не только самого ребенка, но и всей семьи. Предчувствие будующей работы бесконечно радовала подростка. Являлось чувство собственного достоинства, чувство хозяина. Работа в качестве пастуха была признанием его самостоятельности, давало определенную свободу, радость встреч со сверстниками. Роль своеобразного воспитателя выполнял здесь взрослый человек, пастух, под надзором которого были не только общественное стадо, но и сверстники-пастушки. Воспитание не было приедается-вым, так как старший пастух, даже старый, воспринимался детьми как старший товарищ, соратник в общей работе, советник в тяжелой деле, опытнее работник, с которого нужно брать пример. Подросток усваивал такой взгляд на отношение к животным, который требовал заботы, уважения, любви и действенной внимания. С детства ребенок видел, как берегли отцы скот, как старались своевременно покормить ее, напоить, защитить от ветра и холода. Малые наблюдали, как чтут корову-кормилицу, как заботятся о будущем ее потомства, как волнуются при рождении телят, а потом выхаживаем их, как маленьких детей. Крестьянин знал, что здоровье и благополучие животного - условие здоровья и благосостояния его семьи . Эта мысль очень рано усваивалось подрастающим поколением, которое не только визуально воспринимала мудрые адцосины народа к животным, но и на деле ухаживала за домашней скотиной. А. К. Серж путовский в Очерки Беларуси приводит некоторые из методов и средств, которыми пользовался народ, чтобы привить молодежи любовь к животным: «... следует отметить, что простолюдин любит домашних животных, делится с ними последним куском хлеба .. . Убёленыя сединой и умудренные годами жизненным опытом старики обычно говорят молодежи в виде поучения и советов: «Сам не ешь, а лошади дай;Призри лошадь дома, то он тебя в дороге (присмотрит);Вала прежде покорми, тогда- изводить (требуй работы) ; В дороге конь везет, а ауёсь ; Как дагледал (гауядо), так и Буогь дал ; Гвуядо бы ребенок: голодно - не скажет;. В пастушеский период жизни (а продолжался он от шести-восьми лет десяти до тринадцати) ребенок постепенно овладевает-ла разнообразными традициями, обычаями, поэзией календарно-обрядового цикла, связанными с уходом за животным. Кое я заранее готовилась к выгона скота на пастбище. Пастушок же становился главным действующим лицом. Его обучали обрядам, которые сопровождали праздник. На празднике следили, чтобы пастушок в определенной последовательности выполнял все необходимые церемонии, так как правильное выполнение обряда обещала успех и благополучие животному и , как следствие, всей семье. И каждый ребенок старался не подводить родных. Это способствовало воспитанию ответственности, чувства собственного достоинства, личного достоинства (в эалежнасць от подростка ставила семья свое благосостояние), чувства семейного чести. Девочки, где была возможность, оставались с младшими детьми дома. Они делали несложную работу по хозяйству: I. ухаживали телят, поросят, птицу, белили полотно, носили воду, и а также обед отцам в поле и на луг. В пастушеской дети имели возможность много времени проводить в играх, которые помогали всестороннему развитию. Широко использовались игры с физическим эффектом, они воспитывали ловкость, подвижность, скорость реакции, силу, кромка-чество. Играли в жмурки в; козла, в козу, в блудень в кота;, в крэймоли или камешки ,суп , подолгу рассказывали сказки и страшные представления. В некогда-торых местностях, на Гродненщине, к примеру, пасти лошадей и волов поручалось как мальчикам, так и девочкам 8-15-летнего возраста. В подростковый период жизни очень интересными казались ребенка все зъявы и предметы окружающего мира. Оно пытаюсь-вала найти ответы на все свои вопросы. А поскольку этих вопросов было много и удовлетворить подростка в семьи могли не всегда, то искал он истину в равесникав Пастушков, которые обменивались услышанными объяснениями. Здесь применялись и рассказы, и признаки, и поверье, и сказки, и легенды, и загадки. В этом возрасте ребенок особенно остро воспринимает признаки и поверья, традиционное средство белорусского народной педагогики. Воспитательную эффект заключался прежде всего в том, что признаки и поверья использовались во всех возрастных периодах, практически в любой жизненной ситуации. Они сохраняли информацию о всевозможных явлений и факты реального и воображаемого мира, подводили итог многочисленным наблюдениям народа, а также его поиском истины, веры, добра, справедливости, счастья. То, что объективные существует, в признаках и поверьях переплеталась с фантастическим. В гармонии объективные и фантастического адлю-строввався духовный мир народа. Поверья, признаки помогали передавать из уст в уста наблюдения, поучения, советы, наставления, предупреждения, мнение народа буквально о каждой событие из жизни человека и его семьи. Самым, пожалуй, убедительным и действенным было то, что признаки и поверью моментально откликались на любое изменение в жизни, объектом и субъектам мог стать практически любой человек. Произошло событие, наблюдается некий факт, и готовый ответ на это маленькому человечку дают его братья и сестры, родители, бабушка и дедушка, соседи, а иногда и он сам - как любой другой человек, который уже встречался с такой с явью или слышал о ней от кого ни будь другого.

Подросткам и юношам нравились праздники аграрного Календаря. Праздничные обряды содержали богатую информацию о ведении сельскохозяйственных работ. Воспитательную эффект значительно усиливался благодаря тому, что дети в ходе подготовки толок и проведения праздника знакомились с годовым циклом земледельческого календаря. Постоянное участие в работе взрослых, в обрядах, связанных с животноводством и земледелием, многократное повторение обрядовых песен способствовали тому, что дети сызмальства начинали овладевать азам ведения сельского хозяйства, в подростковым возрасте они знакомились с основами земледелия и животное-разведения, а в юношеский период на практике шлифовали и закреплять-вали приобретенные знания, развивали умения и навыки, становились настоящими знатоками крестьянской науки. Незаметно наступил завершающий этап взросления и формирования личности - юность. Значительно изменялись поведение, внешность, психика, что проявлялось даже в играх. В этом возрасте юноша уже не забавлялся детскими и подростковыми играми, а взрослые в свои игры его еще не принимали. Тогда ребята придумывали свои игры. От подростков до молодежи переходят игры Кат и мышка; ворона , которые на новом возрастном этапе характеризуются большей сдержанностью и скорее похож на какую-то обрядовую формальность. Играют в Хороводы и веревочное Колесо. Любимой молодежной игрой была Горуць или В гарэлыша, где проявлялись новые отношения между юношей и девушкой. Вот как писал об этом М. Я. Никифоровский: Я должен эасвёдчыць только особое чистоту игроков, которая, при совместной игры мужчин и женщин, запрещает дотрагиваться даже платье тот, кого догоняют: достаточно подбежать вперед и тем загородить побеги, или взяться за кисть руки Юношеская игра в какой-то мере превращалось танцем. Популярными были самые разные скачки и; танцы пля-сы- Лявониха, Русская – Барыня . По улице мостовой, Метелица ,Прысядка или Казачок ;Кадриль. В праздничные дни молодежь устраивала игрища. Старшее поколение обычно одобряла это. Во время игрищ ребята находились под надзором старших, получали от них нередко моральный урок. Воспитательную потенциал гульбищ хорошо раскрыл П. В. Шейн: На гуляньях поют, веселятся и танцуют. Если же в какой вечер нет музыки, то молодежь слушает рассказы, басни и сказки старых, загадывают загадки, поют шчадрацовыя песни, или такие, которые можно петь во всякое время, также играют в разные игры .Наиболее эмоционально-эстетически влияло на юношей и девушек праздник Купала, которое по традиции сопровождалась играми-песнями, живописными обрядовыми делами. К Традиционных игр молодежи принадлежит также обряд завивки берез. Он обычно проводился на праздник Петра и Павла и символизировал кумаванне девушек, а другой раз и юношей. И хотя обрядовый смысл завивки берез почти потерялся, молодые люди тем не менее с удовольствием участвовали в этой игре, так как она обычно сопровождалось разжиганием костров, танца-ми, песнями. Лет к четырнадцати, а другой раз с двенадцати-тринадцати, мальчиков и девочек начинали активно приучать к более сложных работ по хозяйству. П. В. Шейн писал: Отец -сына, а мать - дочь начинают приучать к работе, т. брать с собой повсюду. До 18 лет как парень, так и девушка становятся уже настоящими работниками ». Мальчики учились пахать, боронить, сеять, косить. Причем они должны были не только выполнять эти работы, но и производить и ремонтировать орудия труда: соху, борону, коляску, санки, косу. Кроме того, мальчиков учили делать двери, окна, бочки, рожки, ведра, корыта, деревянные ложки, миски, производить глиняную посуду и даже строить дом, класть печь, т.е.. выполнять всю мужскую работу по Хозяевами Дворе. Девочки учились ведению домашнего хозяйства: готовили еду, поддерживали порядок в доме, ухаживали скот, птицами (поили, кормили, доили и т. П.), Пололи и рвали лен, сажали и копали картошку, убирали коноплю, жали рожь, ткали сукно и полотно, отбеливали полотно, шили белье для всей семьи, выполняли всю женскую работу. Уже до шестнадцати - восемнадцати лет они полностью владели всеми необходимыми . После окончания осенних работ и в течение всей зимы девушки пряли лен. Иногда днем ​​они собирались по 6-10 человек в один дом, пряли и пели песни. Часто вместе с ними стирали и женщины. Этот обычай получил название кудельниц .Вечерами девушки тоже не сидели без дела. Весь долгий зимний вечер, а то и часть ночи они проводили за прялкой. В этом случае девичий сбор назывался вечерняя звезда, в некоторых местностях – супрадками посиделки Работа проходила за разговорами, шутками, песнями, загадками, сказками, былины, предания. Нередко гадали на судьбу. Иной раз на посиделки приглашали парней. В этом случаи настраивали музыку, игры, танцы. Здесь часто происходило знакомство юношей и девушек, выбор невесты и жениха. Молодые люди знакомились также на праздниках, гулянках, ярмарка , в трактире. В таверне были даже специальные помещения - зал, где проходили собрания, совещания, все семейные торжества: заезжали кумовья после крестин ребенка, выглядывали невесту и жениха, обсуждая их достоинства, устраивали заговоры и застолья , сюда прибывал свадебный поезд после венчания, сюда приходили после похорон. Все от мала до велика собирались в корчму после посещения церкви на традиционных праздниках. На главные же праздники в корчму приходили всей семьёй. День Святого Духа, второй день Рождества Христова, Новый год, 6 студня, 2 февраля, дедово воскресенье и заговин крестьяне проводили в таверне утра до вечера, а то и всю ночь. Старые за рюмкой обсуждали различные вопросы, а молодежь под присмотром старших, родителей веселилась. танцевала, пела, играла, знакомилась, жанихалася. Практически во всех случаях жизни молодежь находилась под присмотром старших. Общественное мнение, предостерегая от дурных поступков. Советы, рассказы, сказки взрослых Регламенте-снабжена поведение юноши и девушки. Умудренные жизненным опытом люди гораздо влияли на выбор жениха и невесты. Относительно чистоты и нравственности взгляды народа были довольно строгие. Если в корчме были пьяницы, которые превращали ее в притон, молодежь не имела права там находиться, а собиралась В домах соседей. Юноши не позволяли себе свободных отношений к девушкам, которые, в свою очередь, должны были соблюдать чистоту. Белорусский корчма было не столько питейные дома, сколько ареной общественной жизни. Она служила своеобразным клубом и конторой, где обсуждались разнообразные проблемы как семейного, так и общественного характера ,. и важным местом для решения вопроса о выборе невесты и жениха. В брак вступали после начала половой зрелости. Уже лет с пятнадцати на девушку смотрели как на взрослую, как на невесту, и обычно в шестнадцать - двадцать лет она выходила замуж. Юноша женился в возрасте восемнадцати-двадцати одного года. В белорусском народной педагогике сформировалась к-Кладно представление об организации семейной жизни. Это в концентрированной форме зафиксировал фольклор. Народ выступает против раннего брака (Жениться, как и умирать не торопись, Не спеши вперед отец жениться ), осуждает тех, кто, не приобретя жизненного опыта, начинает интересоваться взаемаад-соотношений полов (Еще материнского молока не облизал , а уже за девушек берешься ), учит, - что сначала надо встать на ноги, а потом думать о женитьбе (Женился бы и сегодня, но где жена спать будет? Жену набацьковски закорак Не сади »,« Сначала хлеб заработай, а потом жену бери). Семейная жизнь - это работа. Она возлагает определенные обязанности на мужа и жену: Замуж выйти - надо знати: поздно лечь, рано встает. Большое внимание уделяет народ правильному выбору суженого , учит не спешить в этом важном деле, не делать поспешных выводов: «Жену бери не в год, а на возраст женился на скорую руку - на долгую муку . Существует в народной педагогической практике такая воспиталчая зъява, как нежелание сродни плохо воспитанных людей-ми или с семьёй , которая нехорошо себя зарекомендовала, и наоборот , приветствуется родство с трудолюбивой, честной семьёй. Народ учить: Кого уважают, с тем и куму», «Жену выбирай и глазами и ушами - вслушивайся, мол, к общественной мысли. Особенно значимыми качествами считались: ум (На красивого смотреть хорошо, а с умным жить легко, Краса прыглядицца, а ум пригодится», «Не смотри, что на голове, а посмотри, что в голове , 3 лицом к венцу, а с умом к концу ), трудолюбие (« Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, что на дело гож , Сенокос осматривать, как роса оскудевает, а девку на работе »). доброта («Не ищи красоту, а ищи доброты»). Девушка - будущая мать, главная воспитательница в семье , и от нее достоинств зависит, каким вырастет будущее поколение, так как какая матка, такое и дитятко. В связи с этим в Белорусском народае выработались определенные требуемые к девочки- невесты. Вот как об этом писал П. В. Шейн: Крестьянин, как известно, ищет в своей жене прежде всего хорошую хозяйку, здоровую женщину и работницу, притом поведения совесть, не гулящих И не опороченную, так что девушка с противоположными качествами имеет мало надежды выйти замуж. Вообще внимание обращается преимущественно на здоровье и мажнасць, а материальная сторона не имеет большого веса . При создании семьи у белорусского народа издавна большое значение придается моральной чистоты отношений юноши и девочки. Свадебный обряд должностей на кадку воспитывает строгую мораль . Главное условие должность - это чистота как жениха, так и невесты: сесть на престол ни тот, ни другой не может, если не оставил чистоты, - писал М. Довнар-Запольский. Воспитывая у девушки чувство собственной достоинства , девичьей чести , народ учить: «Честь девичье счастье бережет», «Чем девушка строже, тем она красивее и дороже ;3 добрага тесто хорошая оаляница, с хорошей девки хорошая и мало-ребенок. Строго следила общества за нравственностью юноши и девочки-каналы. Невинность ценилось более красоту и богатство. Вот что писал об этом см. Довнар-Запольский: Единственное условие, которое требуется от невесты, это ее невинность, она еще и сейчас повсюду имеет очень важное значение. Опозоренная девушка с трудом находит себе жениха, чаще всего вдовца или бедного сироту. Девушка, которая решила выйти замуж и обманула семью и мужа наконкт сзаёй нравственности,не только сама - и вся ее семья, родственники и сваты подвергаются позору, но часто хакое свадьба совсем упраздняется или молодые расходятся и не живут по несколько лет . Воспитательную вес имеет обыкновение после первой брачной ночи убедиться в невинности невесты. Если она сберегла себя, то и ее, и родных ее почитают. Если нет, то существовали различные ритуалы позора: пускали петуха, надевали хомут на шею невесте, ее матери, крестной матерью, свахи и др. Таким образом, за грех несут ответственность все родственники невесты, если не смогли правильно ее воспитать. И этот обычай также внес свою лепту в становление шральна-этических явлений белорусского народа о идеале девушки. К юноше-жениха у белорусского народа тоже большие требования. В фольклоре мы видим его трудолюбивым , Хозяевами Дарливое, умным, смелым, ловким. Он - защитник от всех невзгод. Ценит народ и моральную чистоту юноши. Белорусские этнографы описывают случаи, если отец не благословлял сына, который отказался сесть на кадку, а, значит, не сохранил чистоты. В народной педагогике есть утверждение о необходимости реального подхода к учету нравственных качеств вы-избранника , в том числе и к нравственным порокам: «3 лентяем пажаницца - лучше задавицца, Кто пъяницу полюбить - жизнь себе погубить . Если же выбор сделан, то, учить народ, семью нельзя разрушать, Семь раз смотри, а назад не веди. Народная педагогика призывает быть хорошим домашним: Зачем клад, когда в семье образ, Хороший семьянин в дом гор- нець, а дурной из избы выносить;. Если в семейной жизни в начале встречаются трудности, нужно помнить, что они неизбежны. Необходимо хорошо доброжелательно относиться друг к другу: Как крикнешь, так и отзавкцца;. Нужно избегать всяких недоразумений и в любой ситуации сохранять свое достоинство: Людей слушай, а свой ум мей и жены не бей, не торопиться, если что-нибудь не получается, и не крушить семью: Менять добро на добро не спеши , Думать надо, как жениться, а в пять раз больше, как разжаницца .





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.