Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 5. Трудовая и эстетическое воспитание в народной педагогике




Трудовое воспитание Главным критерием нравственности у белорусского народа было и есть отношение человека к работе, его усердие, умение: Работать не любишь - человеком не будешь», «Работа не осквернять человека, а кормит, поит и учит, Не тот хорош, кто красив, а тот хорош, кто для дела гож; Труд делает человека умнее. Благосостояние семьи первую очередь зависит от умения работать, от качества подготовки к работе. Это особенно повлияло на формирование белорусского народной педагогики, где главный принцип - рабочий, подготовка к самостоятельной работе - жизни, воспитание в работе. Работа - ядро ​​белорусского народной педагогики, грунт семейного воспитания: Работа всему голова. Белорусский педагог, этнограф и фольклорист А. Е. Богданович писал: Все должны работать - вот основной постулат в крестьянских взглядах на работу. ИСлопат народа о трудолюбии молодого поколения избирается задолго до рождения ребенка. В семейных песнях повивальная бабка поучает мужа роженицы: Внучек ш мой, Голубчик мой, Не печалься ты, кого бог даст: если доченьку - швея будет, а если сынка - писарем будет. Таким образом, кто бы ни родился, будет работоспособным, трудолюбивым человеком. Это главная идея народа, ведь трудолюбие - его высшая моральная сила. Первые трудовые навыки, отношение к работе закладываются и формируются очень рано: Смолоду приучать надо, Нечего смотреть в зубы, а пара принуждать к работе, Деточка, спи, а дело помни. У белорусов рабочее выхаванне начиналась едва ли не с колыбели. Малое, которое только что родилась, ей пришлось брать с собой в поле, где в промежутке между работой кормила и пела колыбельные. Ребенок, начиная воспринимать, осваивать окружающий мир, видела, как работают родители, слышала песни, которые сопровождали их работу, и вместе с молоком матери осваивала рабочие традиции народа, осознавала свое основное место на земле - оно в работе. Воспитателями здесь выступали не только мать, непосредственные собственные наблюдения, но и старшие братья и сестры, которые смотрели малыша по поручению родителей, были его няньками. Первые игрушки детей уже ориентировали на работу и точь-вали к работе. Вот как писал об этом исследователь Е. Р. Романов: Маленьким детям делают коровок. Для этого берут довгенькую картофелину, маленькую молодую тыкву, огурец и т. П. Внизу у нее втыкают несколько палочек спереди и пара сзади. Это ноги. Над передними ногами сверху втыкают две короткие палочки - рога, а там, где задние ноги, втыкают длинную палочку -хвост. Таких коровок гонят в поле, пасут, кормят травой.... Подрастая, ребенок воспроизводят трудовые операции взрослых в играх (импровизированные Подражательные игры и народные игры; В просо В мак). Воспитывалась, обязательно помогая, насколько могло, родителям, деду с бабой. Оно осваивала моральный кодекс трудового народа, характерные национальные качества: трудолюбие, бережливость, уважительное отношение к людям труда, к хлебу, умение преодолевать трудности. С ранних лет мальчики становились помощниками мужчин, учились мужественно и достойно нести тяжесть сельскохозяйственного труда. Они ухаживали за лошадями, учились управлять быками в упряжке, производить несложные орудия труда, особенно земледельческие, а также сани, повозки, колеса. Девочки становились помощница матерям. Рядом со взрослыми дети старательно готовили почву под посевы, собирали урожай. М. В. Довнар Запольский писал: Дети с малых лет выполняют те или иные обязанности по дому, и чем семья меньше, тем раньше подросток из крестьянское семьи знакомиться с нелегкой работой. 3 пяти лет ребенок ухаживает за своими маленькими братьями и сестрами, с 7- 8 - он уже пастух, идет за повозкой, с 12 лет для мальчика начинаются первые упражнения в земледелии, он сгребает сено, боронят, с пятнадцати лет берется за цеп, косу, а еще через два и за соху, так что к 20 годам он уже хлебороб, который прошел все академические курсы крестьянского хозяйства. Девушка до 16-17 лет знает женские работы. Конечно, интенсивность работы подростков полностью зависит от состава и экономическому нога благосостояния семьи. Приучают к работе старше, более опытные, умелые, мудрее, обычно деды, бабки, родители, старшие братья и сестры. Так было в Беларуси всегда, с древних времен, о чем свидетельствуют народные предания, сказки, пословицы, песни, а также погребальные плачи и причитания. Во многих белорусских семьях трудовое воспитание проходила целесообразно педагогической науке. Дети по мере сил участвовали в работе взрослых. Что в детстве воспитаешь, на то в старости абапрэшся, - учит народ. Общественное мнение всегда была на страже трудового воспитания детей в семьи, положительно оценивало достигнутые успехи и осуждала плохо организованное трудовое воспитание. За свой немалый исторический путь белорусы выработали ряд обычаев и обрядов, которые способствовали трудовому воспитанию детей, имели определенный педагогический заряд. Несмотря на то что большинство из них потеряла свое прежнее значение, из-за своей исторической ограниченности почти не используется сейчас на практике, тем не менее они дают представление о формировании взглядов, идей, самой системы трудового воспитания белорусского народа. С глубокой древности до 1917 года пуповину новорождённому обрезали на том предмете, который, по поверье, должен был бы стать инструментом трудовой деятельности человека в его взрослой жизни. Так, например, белорусский исследователь М. Я. Никифоровский писал в конце XIX века: Пуповину мальчика бабка обычно обрезает на дубовой плашке, чтобы он был силен, или на подложенной топоры, чтобы ребенок потом хорошо владела топором, или на книге, чтобы было грамотное; пуповину же девочки обрезают на ольховой плашке, или на проникать вир-цяну;Челны, или других предметах, употребляемых при женственных работах, чтобы потом девочка была охотно к ним». Он же описал и Такой обычай: Перед вторым купанием новорожденного дается в руки книга, или кусок печатного листа, и перо, чтобы ребенок потом было грамотное и разумное;(1878 г.) Перед крещением у порога дома, с внутренней стороны, ложится топор, пила, долото, книга и другие предметы, через которые кумовья должны переступить при выходе; по достижению пожилого возраста ребенок искусно будет обладать этими предметами (1877 г.). После Кота когда кума не раз ходила по кумах и притом она - постоянная женщина, то вслед за этим она кладела несколько мгновений мальчика на хозяйское место (на угол), а девочку - на загнет, ближе к коня, чтобы она потом любила стряпать (1881). Традиционным для белорусского народа было строгое распределение домашних обязанностей между домашними, учет индивидуальных и возрастных особенностей. Этнографы отмечали в начале XX века: В семьи поддерживается самое строгое распределение работы на мужские и женские работы. Мужским занятиями считаются: охота, посев, боронование, сенокошение, привоз сена и снопов с луга и поля, молотьба, уход скота взшку, заготовка дров, наконец с вьирабу одежды - плетение лаптей. Женщины обязаны готовить пищу для всей семьи, носить воду, посеять огород, сделать на нем гряды, полоть его, полоть лен, картофель, копать картошку, рвать лен на поле, убирать коноплю, жать рожь; ткать сукно и полотно, шить белье для всей семьи, смотреть за молочными продуктами. В обычаю женщин находится изготовление белья, вообще одежды. Кроме того, в больших члены семей существует еще более мелкое распределение работы, соответственно возрасту и умению членов. И это разделение наблюдается ярко, особенно в больших члены семей и общинах. Но в малых члены семей работа мужа, жены и дочерей часто перемежается, и нередко встретишь девушку, которая прекрасно косит, молотит, пашет. Во всяком случае это вызвано только настойчивой потребляет-бай и без необходимости никто не вмешивается в работу другого. Однако нередко правильному разделению труда между отец-ми и детьми, а также мать и отца мешал взгляд, который бытовал в народной педагогике, но имел негативный характер, на распределение труда между мужчинами и женщинами: Делать для мужчины женскую работу считается даже непро-мостоятельно.

Древнем средством и методом трудового воспитания белорусского народа считаются игры. Еще в далеком прошлом в обиходе славян широко были разнообразные игры. Они давали знания, прививают трудовые умения и навыки, знакомили с общественно-побытавьш образом, с особенностями основных видов трудовой деятельности людей, в частности с народным сель-скагаспадарчым календарем, обучали морали рабочих людей. Белорусские народные игры были тесно связаны с земля-ребствам и скотоводством - основным занятием белорусов. Игры были неотъемлемой частью жизни и взрослых, и детей. Одно из значимых педагогических традиций белорусского народа обучение ремеслу: ремеслом дружить - в жизни не тужить. К ремесленной работы начинали готовить с малых лет. Эта традиция довольно широко распространена в ряде районов Беларуси, особенно в местах, где исторически сложились центры отдельных ремесел и промыслов К гирыкла ду, с давних времен везде существует гончарство. В тех семей, где знают гончарную дело, обязательно передают это мастерство из поколения в поколение. Обучать ребенка гончарного ремесла начинают рано, обычно с изготовления традиционной глиняных игрушки. Здесь налицо один из секретов народной педагогики. Для ребенка изготовление игрушки - игра, для воспитателя - способ, метод и средство обучения. Даже само появление глиняной игрушки неслучайно. Возможно, сначала она служила поэтому чтобы приучить молодежь любит гончарную дело найти способ заинтересовать ребенок ремеслом. Об этом свидетельствует тот факт, что изготовление глиняной игрушки на Беларуси не стал самостоятельной промыслом, а лишь сопутствует гончарству. Непосредственное присоединение к народному творчеству, тяга создавать великолепные и полезные вещи власньми руками воспитываться ющих трудолюбие, любовь к красоте, к родным местам и родному краю, уважение к людям своей земли, к природе. Постигая основы художественного ремесла, дети приобщаются к богатым народным традициям, усваивают настоящую школу работы творчества. Даже заготовка сырья для работы имеет вели: воспитательный смысл - учить беречь и тщательном гаспада ром, _клапатлива, умело относится к природным богатствам. Значительное место в рабочем воспитании людей принадлежит фольклора. На пачэсньш должности здесь, конечно, - пословицы и поговорки. В них сконцентрировались основные педагогические идеи и опыт народа, а также огромные потенциальные воспитательные возможности. Интересно проследить, как белорусский народ в пословицах и поговорках выражает свое отношение к трудового воспитания. По мнению белорусов, работа - это грунт, необходимое условие для развития личности: Работать не любишь - человеком не будешь Большое внимание уделяется подготовке к физической и умственной работы. Белорусский народная педагогика считает физическое развитие человека или нет важнейшим фактором выха-вания хорошего работника (Лишь бы здоровье, работа будет), рассматривает физическую работу во взаимосвязи с работой умственной (Руки - к работе, ноги - досыта, голова – всего, Работа и кормит, и поит, и учит). Успехи в рабочем воспитании зависеть от того, насколько рано детей приучают к работе (Деточка, спи, а дольке помни, Кто смолоду не работает, тот на старости поищет), от того, какой интерес к работе (Где нет желания, там нет работы Желанная работа, как солнце восход)от понимания простой народной мудрости: труд - основа счастья и богатства (Хочешь быть счастлив, не будь ленивым Кто с работой дружить, тот живет и не тужит»,«Кто работаю не дороже, тот не будет счастливо жить; Без труда не будет счастья,понос мозолей - падъъяси хлеба В работе усваиваются принципы нравственных представлений народа Где ни живи, а работать надо»,«От работы убегать - добра не знать Для человека работа - лучший врач; Нет на одну болезнь работа - лучшее лекарство. В народной педагогике сформировались определенные нравственные требования, связанные с подготовкой юного поколения к трудовой жизни. Например, белорусский народ требует строго соблюдать распорядок дня, дисциплину: До всякого дела преждевременно Готовсь, Каждую дело нужно разжевать, Каждая работа свою пару имеет, Не теряй времени зря: весна пройдет, не вернешь; Думай с вечера, а делай с утра; Рано встанешь - много сделаешь; Кто любит трудиться, тот не станет поздно спать; назавтра не откладывай»,«Сон на завтра отложить, а работу сегодня сделай, Что поделаешь сегодня, не надо будет делать завтра, наспех - людей насмешишь, Что скоро, то и не споро, Две работы сейчас не сделаешь, кончил дело, гуляй смело. В пословицах и поговорках отражен демократические и гуманистические идеалы народа, на основе которых ведется подготовка, воспитание человека работой, способного стать единственным звеном в преемственную связи поколений. Да, народ учить, что Работа и руки - сильные обета, Работа никого не позорить, Труд человека кормит, а лень портит», «Дерево славится плодами, а человек трудом. В работе рождается чувство коллективизма, общительности: Один в поле не воин, Одна пчела много меду не наносит», «Одним пальцем узла не завяжет». Сила людей в группе: Дружно и горы равняют, В коллективе чистая нива и богатое жатвы. Белорусскому народу присущи такие специфические нравственные качества, как добросовестность, упорство в преодолении трудностей, особое аккуратность. Такие моральные качества формировались под влиянием соответствующих исторических условий трудовой жизни народа (занятия земледелием, скотоводством, ремеслом, лесным промыслом). В настоящее время они стали всеобъемлющей, то есть присущие всем сторонам нравственной жизни человека. Однако по-прежнему основной их моральную сторону неразрывно связаны с работой, с трудовым воспитанием, что находит свое отражение в пословицах: Терпение и труд все побеждают, Аккуратная работа аккуратных людей любить, Делай так, чтобы собак не дразнить и людей смешить; Сон назавтра отложи, а работу сегодня сделай; Не смотри, чтобы скоро, а смотри, чтобы хорошо. Народная педагогика учит определять трудолюбие по итогам (Какая кудель, такая продел), убеждает, что при желании каждый может научиться любом деле («Не боги горшки обжигают»).

Такой подход очень важен в рабочем воспитании, так как дает возможность поверить в свои силы, придает уверенности в себе. Народная педагогика утверждает, что не надо бояться никакой работы (Глазам страшна, а руки возьмутся и сделают)»работу надо умело сочетать с досугом (Играй, да работу знай). Для того чтобы овладеть каким мастерством, надо не сидеть сложа руки, а действовать: Кто делать берется, тот и учится. Чтобы работа приносила положительные результаты, одних знаний недостаточно, а необходимы еще ум, сообразительности, умение: «Хорошо дать способ за живою головой; Где силой не сделаешь, то способом; Не силою, то способом человек всему на свете зарядить; Надо умом удлинить, где сила не возьмет; Не силой ухватить, а умом. В форме пословиц и поговорок народ дает знания, которые дэтычаць отдельных видов трудовой деятельности, например ведение сельскохозяйственных работ:, Днем ранее посеешь - неделей раньше пожнешь; Землю удобрите - хороший урожай соберешь»,«Каси, коса, пока роса: роса долой - касса домов; Пришел Николай - сей яавкола; Скот не поражается на бога, а дивица на стога; Выходи на поле с росой, то будешь с едой». В фольклоре есть утверждение необходимости овладевать прилавков-дами работы;Одними руками немного сделаешь Без шструмен то и лаптя не сплетешь, Без топоры не плотник, без лопатой не огородник Нередко во время обучения какому-нибудь ремеслу употребляли пословицы и поговорки, которые обобщали народный опыт Они помогали при обучении ткачеству, изготовлению ковров, вышивке: Лишний нить полотну помеха, Какая пряжа, такое и полотно ляжет, на тонком сорочку нужно долго посидеть, а на белую - надо долго постоять, Не завязав узла, первый штрих пропал. Эти простые наставления не были излишни, так как в доступно, ненавязчиво, запоминающейся форме знакомили с самыми простыми рабочих операций. Народная педагогика ориентирует молодых людей на правильный выбор професси и (Не за свое дело не берись, а за своею не лянися), учить овладевать профессиональным мастерством (ремесло пить и кушать не просит, а само кормит; Человек без ремесла, как девка без великолепия). Пословицы и поговорки не только отражают определенную педагогическую идею, взгляд народа на воспитание, но служат средством и методом трудового воспитания. Огромное значение в рабочем воспитании имеет общественное мнение. Народ учит: Не потому слава, кто на язык легкий, а потому слава, кто в деле стойки, Хорошо работаешь - уважить, Какая дел-ва - Таисия и слава Метод общественного мнения тесно связан с методом поощрения, похвалы. Общественное мнение сформировало ряд привлечению вочвальна-пахвалышх сравнений в отношении трудолюбиво-го человека: Трудолюбивый, как муравей, Работает, как маше-на, Работает как вол», «Мастер на все руки. Так своеобразно народ не только дает оценку трудовой деятельности человека, но одновременно и стимулирует: воспитывает трудолюбие, желание работать как можно лучше, чтобы заслужить доброе слово. Хотя, бесспорно, самое сильное воздействие, самый больший стимул -это прямая оценка людьми человеческого труда, пример в работы. Существенные в рабочем воспитании, по мнению народа, метод осуждения, увещевании, позор тем, кто плохо относится к своим трудовым обязанностям. Вот некоторые примеры народного осуждения: На языке - хоть куда, а на работе - никуда, Работы как из дешевого пастуха»,«Работы много, а пользы мало Работает ни за ш, ни перед ш; Как делаешь как то и выйдет да; Лишь бы с рук сбыть; Скоро делает, но переделывает долго, «За сто работ берется, а ни одна не удается, Было ремесло, да хмелем заросло, Кто умеет всяко, а кто никак, Рано встала, да мало напрала, С миру в иглу не введет, а в танцы красиво идет. Часто осуждение переходит в такую ​​форму, когда народ кляймуе недостатки человека: Лень жует человека, как ржавчина железо, Где лентяй ходит, там земля не родит, Труд человека держит и поднимает, а безделье портит

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...