Глава 1. Контроль исходных знаний
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Федерального агентства по ЗДРАВООХРАНЕНИю и социальному развитию РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Кафедра пропедевтики внутренних болезней Кафедра сестринского дела ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОСНОВНЫМ СИНДРОМАМ ПАТОЛОГИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ Иваново 2007 ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОСНОВНЫМ СИНДРОМАМ ПАТОЛОГИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ/ А.В. Бурсиков, Т.В.Рябчикова, И.В. Карманова, Т.И. Рупасова: Ивановская государственная медицинская академия, 2007.
Настоящие методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов факультетов высшего сестринского образования ФВСО и посвящено синдромам патологии органов дыхания, которые представляют одну из актуальных проблем практической медицины. Слушатели ФВСО должны не только хорошо владеть методами физикального исследования пульмонологического больного, но и с учетом конечных целей обучения на данном факультете, знать основные бронхолегочные синдромы, диагностическую значимость лабораторно-инструментальных методов исследования системы органов дыхания. В пособии систематизирован большой объем информации, недостаточно четко изложенный в различных разделах учебника, включены материалы последних конгрессов по болезням органов дыхания. Информация изложена в соответствии с требованиями программы по пропедевтике внутренних болезней для ФВСО, современными представлениями об этиологии, патогенезе, клинической картине болезней легких. Контрольные вопросы, тесты и ситуационные задачи помогут студентам лучше усвоить материал.
Рецензенты: - директор Института сестринского образования Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова», заслуженный работник высшей школы РФ, доктор медицинских наук, профессор В.А.Лапотников; - декан ФУВ Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», заведующий кафедрой сестринского дела, доктор медицинских наук, профессор Ю.О.Ким. СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………4 Глава 1. Контроль исходных знаний……………………………………..7 1.1. Контрольные вопросы по семиотике органов дыхания…..….7 1.2. Тестовые задания для самоконтроля по семиотике органов дыхания……………………………………………………………………..8 Глава 2. Методология синдромального диагноза ………………………13 2.1. Схема обследования пульмонологического больного………18 Глава 3. Синдром уплотнения легочной ткани………………………….21 Глава 4. Синдром образования полости в легком…………..…………...33 Глава 5. Синдром жидкости в плевральной полости……………………35 Глава 6. Синдром воздуха в плевральной полости ……………………..41 Глава 7. Синдром бронхиальной обструкции……………………………47 Глава 8. Синдром повышенной воздушности легочной ткани…………59 Глава 9. Синдром дыхательной недостаточности……………………….65 Контрольные вопросы………………………………………………….….73 Тестовые задания…………………………………………………………..76 Задачи для самоконтроля………………………………………………….81 Список использованной литературы……………………………..………86 Введение
Студенты ФВСО в процессе предшествующего обучения в медицинских училищах и колледжах приобрели базовые знания по терапии, некоторым вопросам частной патологии и мероприятиям по оказанию неотложной медицинской помощи. Однако пропедевтика внутренних болезней не входит в программу обучения медицинских сестер, в связи с чем у студентов ФВСО отсутствуют исходные знания методик непосредственного исследования пульмонологического больного, представления об основных легочных синдромах, они не знакомы с диагностическим значением лабораторных и инструментальных методов исследования бронхолегочной системы. В тоже время, болезни органов дыхания – широко распространенные и серьезные заболевания. Это подтверждается тем, что больные с патологией легких наиболее частые посетители амбулаторно-поликлинической сети. За последние десятилетия изменились представления о многих заболеваниях легких, появляются новые методы диагностики, новые лекарственные препараты. ФВСО имеет своей основной задачей подготовку медицинских сестер с высшим образованием, медицинских менеджеров, способных самостоятельно ориентироваться в лечебно-диагностическом процессе, знать диагностические алгоритмы, в том числе при ведении пульмонологических больных. Именно поэтому, подготавливая настоящее пособие, авторы исходили из решения следующих задач: познакомить студентов ФВСО с методологией синдромального диагноза, как более высокого уровня диагностики, т.к. медсестринский диагноз был всегда на уровне симптома; с учетом актуальности выбранной темы познакомить слушателей с симптоматологией основных бронхолегочных синдромов, современными алгоритмами диагностики, изложенными в виде схем ориентировочной основы действий. Учебный процесс на заочном отделении ФВСО построен таким образом, что теоретические вопросы изучаются студентами самостоятельно, а на практических занятиях основное внимание уделяется непосредственной работе студентов у постели больного. Для того, чтобы студенты лучше усвоили диагностику основных синдромов патологии органов дыхания, в настоящем пособии предлагаются блоки информации по каждому синдрому, контрольные вопросы, тестовые задании и ситуационные задачи для самоконтроля.
Уважаемый студент! Перед Вами пособие, предназначенное для самостоятельного знакомства с важным разделом пропедевтики внутренних болезней – основными синдромами органов дыхания. Построение пособия имеет свои особенности. Во-первых, при изучении курса пропедевтики Вы должны опираться на знания о строении внутренних органов и их гистологической структуре, полученные в курсе нормальной анатомии и гистологии. При описании методик исследования пульмонологического больного, отдельных симптомов принимается во внимание тот факт, что Вы знакомы с патологоанатомической сущностью отдельных патологических состояний, при необходимости восполните эти знания с помощью соответствующей литературы. При рассмотрении важнейших бронхолегочных синдромов. Вам предстоит вспомнить патофизиологические механизмы типичных патологических процессов, которые необходимы для понимания их клинической картины. При изучении этой темы Вам также необходимо привлечь сведения, полученные на 1 курсе при изучении курса «Основы сестринского дела» (сестринский процесс). В ходе изучения основных синдромов легких Вам необходимо вспомнить основные методы объективного исследования пульмонологического больного, семиотику, методы лабораторной и инструментальной диагностики органов дыхания. Основным учебным пособием по данному курсу является учебник под -редакцией В.Х. Василенко «Пропедевтика внутренних болезней» (1984, 1989гг). Хорошая иллюстративная база, особенно ценная при самостоятельном изучении курса, содержится в атласе А.В. Струтынского и соавторов «Основы семиотики заболеваний внутренних органов» (2000). Остальные предлагаемые пособия расширяют, дополняют учебник. Настоящее пособие является руководством, ориентирующим студента ФВСО в ходе самостоятельного освоения курса пропедевтики внутренних болезней и подготовки к последующим практическим занятиям. Разделение учебного материала по главам соответствует традиционной схеме изложения для лучшего усвоения материала обучающимися.
Техническое выполнение методики исследования пульмонологического больного является одинаковым для врача и медицинской сестры. Эту информацию в полном объеме Вы можете получить в рекомендуемых учебниках. Поэтому в блоке информации данного руководства практически не содержится описания методик исследования больного, а основное внимание уделяется алгоритму постановки диагноза конкретного легочного синдрома, чему должен научиться студент в результате субъективного и объективного исследовании пульмонологического больного. Необходимо также определить объем лабораторно-инструментальных исследований для подтверждения своей диагностической гипотезы. Глава 1. КОНТРОЛЬ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ПО СЕМИОТИКЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ: 1. Какие основные жалобы характерны для больных с заболеванием органов дыхания? 2. Какой патологический процесс в легких характеризуется экспираторной одышкой? 3. Перечислите патологические состояния, сопровождающиеся инспираторной одышкой. 4. Укажите причины изменения голосового дрожания. 5. Что такое сравнительная перкуссия легких? Укажите ее диагностическое значение. 6. Укажите диагностическое значение топографической перкуссии легких. 7. Какие патологические состояния сопровождаются изменением нижней границы легких? 8. Назовите возможные изменения ясного легочного звука и укажите их диагностическое значение 9. Укажите диагностическое значение методики бронхофонии. 10. Какие дыхательные шумы относятся к основным и побочным. 11. Назовите варианты патологического везикулярного дыхания. Укажите их диагностическое значение. 12. Перечислите виды патологического бронхиального дыхания, укажите причины их возникновения. 13. Где у здорового человека выслушивается трахео-бронхиальное дыхание? 14. Укажите диагностическое значение общего анализа мокроты. 15. Укажите основные отличительные признаки экссудата от транссудата при исследовании плеврального пунктата. 16. Перечислите современные инструментальные методы исследования системы органов дыхания и укажите их диагностическую ценность. 17. Назовите показания к проведению бронхоскопии. В чем диагностическая ценность метода, его сущность? 18. Назовите отличительные признаки транссудата от экссудата. 19. Перечислите основные компоненты внешнего дыхания. 20. Назовите основные причины одышки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|