Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семенова Елена Викторовна,




ст. преподаватель ФГБОУ ВПО «Шадринский

государственный педагогический институт»,

г. Шадринск

 

Открытие юридической клиники на факультете истории и права многие в Шадринском государственном педагогическом институте воспринимали скептически. И основания к скептицизму действительно были. Как правило, юридическая клиника ‑ это программа подготовки социально ориентированных юристов на базе ВУЗов или НКО. Студенты под наблюдением преподавателей - кураторов оказывают правовую помощь социально незащищенным гражданам, осуществляют правовую защиту общественных интересов. Факультет истории и права ФГБОУ ВПО «ШГПИ» готовит учителей права, которым, как считает большинство педагогов, юридическая практика в чистом виде абсолютно не нужна. Однако прошло несколько лет со дня открытия клиники, и можно подвести некоторые промежуточные итоги. Что же дает юридическая клиника студентам педагогического института?

Традиционно считается, что образованный человек – это тот, который окончил образовательный курс (цикл) дисциплин и получил соответствующий образовательный сертификат (аттестат, диплом, свидетельство и т.п.). Вместе с тем, на практике зачастую возникает ситуация, когда наличие диплома представляет собой своего рода фикцию: диплом есть, а знаний, умений, навыков нет. Следовательно, образование складывается из формальной и функциональной составляющих. Оптимизация процесса образования предполагает, прежде всего, совершенствование функционального элемента. Здесь главная задача преподавателя нам видится в том, чтобы познакомить студента с «живым», действующим правом. Будущий учитель - вчерашний студент, обладая определенными теоретическими знаниями, не имеет сколько - нибудь значимого опыта практической деятельности, а это, в свою очередь, обусловливает сугубо умозрительный характер образовательного процесса[42]. Поэтому студенты – клиницисты «отрабатывают» полученные ими теоретические знания в рамках юридической клиники.

Важно сформировать у студентов навыки и умения эффективно работать в условиях реальной правовой действительности. И занятия в юридической клинике лучше всего отвечают поставленным задачам образовательного процесса. Как полагает А.Г. Артемова, такая форма обучения практическим навыкам, в большей степени, отвечает возрастным особенностям студентов, воспринимается ими как деловая организация, а достигаемые результаты как реально профессиональные, что уже повышает ее психолого - педагогическое влияние на будущих молодых специалистов. Последовательное включение студентов - практикантов в решение реальных правоохранительных и правозащитных задач обеспечивает непрерывность и последовательность обучающих, воспитывающих и развивающих влияний на личность студентов, способствует целенаправленному развитию профессионально - значимых качеств, овладению навыками и умениями, углублению и расширению профессиональных взглядов и убеждений будущих специалистов в области права, стимулирует их постоянную творческую активность и самостоятельность[43].

Постоянные практические занятия помогают быстро добиться улучшения учебных результатов. Как показала практика, студенты – стажеры юридической клиники умеют анализировать законодательство и соотносить его с правоприменительной практикой. За обычным текстом задачи из практикума они могут быстро уловить реальные правовые проблемы.

Занимаясь в юридической клинике, студент с первого курса начинает понимать, что реальная жизнь права это то, что действительно происходит в судах, органах власти и управления, в отношениях между людьми. Исследования показывают, что у работающих в клинике стажеров проявляются положительные профессиональные личностные изменения. Помогая своими правовыми знаниями незащищенным слоям населения, студенты к окончанию ВУЗа проявляют зрелость правосознания и демонстрируют активную гражданскую позицию.

Работа в юридической клинике, решение конкретных правовых ситуаций стимулируют студентов к научно – исследовательской деятельности. Свои научные изыскания они с успехом апробируют на студенческих конференциях. Необходимо отметить, что работа студентов - стажёров в клинике не только формирует у них навыки работы с законодательством, общения с разными людьми, но и способствует возникновению чувств сострадания, сопричастности, а также повышения уверенности в собственных знаниях. Появляется более глубокое и реалистичное понимание роли учителя права в образовательном процессе.

Использование на практике предлагаемых методов возможно только при условии высокого уровня квалификации преподавательского состава. В качестве оценочных критериев квалификации преподавателя следует рассматривать сочетающиеся профессиональные знания и умения, а также опыт практической деятельности в соответствующей сфере правового регулирования.

Вместе с тем, приходится констатировать, что традиционно преподавательский состав педагогических ВУЗов формируется далеко не из представителей юридических профессий. Возникает ситуация, когда, с одной стороны, общеобразовательной школе необходим педагог, обладающий юридической грамотностью, понимающий социальную значимость права, понимающий важность соблюдения правопорядка в государстве, умеющий организовывать правовое воспитание и обучение. А, с другой стороны, правовой подготовкой будущего учителя в учебном процессе ВУЗа занимаются люди, далекие от юриспруденции, поскольку в педагогических ВУЗах готовят не юриста, а учителя. Получается, что после получения высшего образования молодой учитель права, обладая определенным уровнем научного знания, не владеет сколько - нибудь значимыми знаниями, умениями, навыками в области права. Весь имеющийся у него «юридический багаж» складывается из опыта, полученного в процессе решения стандартных задач из практикума. Естественно, что ни о каком профессионализме в данном случае говорить не приходится. Еще раз подтверждается тезис о том, что полученные в ВУЗе знания вовсе не гарантируют вчерашним студентам профессиональную адаптацию. Кому - то после окончания ВУЗа надо немало потрудиться, чтобы состояться в профессии, а кому - то и вовсе не удается воспользоваться полученным дипломом.

Современному обществу необходим социально активный, творческий педагог, обладающий юридической грамотностью, понимающий социальную ценность права, позитивно относящийся к правам ребенка и человека, соблюдающий правовые нормы государства. Учитель должен не только давать ученику правовые знания, предупреждать о последствиях неправомерного поведения, но и научить его пользоваться своими правами и свободами, грамотно защищать свои интересы. Оказывая помощь гражданам в их взаимоотношениях с государством и местными органами власти, юридические клиники одновременно повышают правовую культуру, как чиновников, так и граждан. Можно с уверенностью сказать, что бывшие клиницисты после окончания института, обладая хорошим опытом работы в клинике, легко устраиваются на работу, имеют ярко выраженную гражданскую позицию и являются социально ответственными.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемова А.Г. Проблема совершенствования общего и профессионального становления личности студентов юридических вузов [Текст] / А.Г. Артемова // Актуальные проблемы совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов. – М., 2004.

2. Ромашов Р.А. Проблемы и пути оптимизации юридического образования [Электронный ресурс] / Р.А. Ромашов // ЧиновникЪ. – № 105 (35). ‑ URL: http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=547

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...