Роль юридической клиники в высших учебных заведениях
Мурзина Анастасия Васильевна,студентка 4 курса ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск Научный руководитель: Н.В. Соколова, канд. юрид. наук, доцент На сегодняшний день в нашей стране идет процесс непрерывной модернизации юридического образования, чрезвычайно важную роль в котором играет работа юридических клиник высших учебных заведений. Клиническое юридическое образование не является нововведением последних лет. Идее юридических клиник более ста лет и одним из ее авторов по праву считается профессор Казанского университета Д.И. Мейер. Он одним из первых предложил и аргументировал мысль о том, что студенты - юристы так же, как и студенты - медики, должны постигать профессию не только на аудиторных занятиях и в учебных лабораториях, но и в реальной жизни, на “живых” примерах, под руководством опытных наставников. Собственно, благодаря проведению аналогии с медицинским образованием и утвердилось такое название – “юридическая клиника”[33]. Согласно ст. 23 Федерального закона “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации” от 21.11.2011 г. № 324 - ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.), юридическая клиника вуза является участником негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а в статье 24 этого же закона прописано, что “образовательные учреждения высшего профессионального образования для прохождения обучающимися по юридической специальности практики в целях формирования у них навыков оказания юридической помощи, а также в целях правового просвещения населения могут создавать юридические клиники”[34]. В рамках работы таких клиник студенты - будущие юристы оказывают бесплатные юридические консультации гражданам, набираясь при этом опыта практической работы.
Сегодня юридические клиники в нашей стране стали очень популярными. Можно говорить о том, что клиники существуют во многих юридических вузах, и их создание не зависит от того, может ли вуз производить финансирование за счет бюджетных средств, в некоторых клиниках руководители работают, так сказать, без какой - либо своей выгоды, на безвозмездной основе. Деятельность всех юридических клиник основывается на определенных методах обучения студентов - юристов, которые позволяют обучать их через действие и делают студента не объектом, а субъектом обучения. Клиническая программа обучения достаточно обширно дополняет стандартное юридическое образование неоценимым практическим опытом. Студенты, занимающиеся в клинике, работают как настоящие юристы - проводят консультации с гражданами, дают разъяснения по правовым вопросам, самостоятельно составляют юридические документы. На традиционных занятиях в вузах обычно происходит теоретическое обсуждение чужого опыта или студенты наблюдают за работой профессионалов (например, во время практики в правоохранительных органах). Лишь при обучении в студенческих юридических клиниках студент проводит полноценную, самостоятельную работу, но обязательно под присмотром руководителя. Юридическая клиника, функционирующая как структурное подразделение вуза, может быть достаточно эффективным средством контроля вуза за надлежащей актуализацией полученных студентами профессиональных компетенций. Она позволяет сформировать начальную профессиональную компетентность студентов в самом вузе. Деятельность юридической клиники ведется в двух основных направлениях: · клиническое обучение студентов; · работа в приемной юридической клиники (помощь населению). Остановимся на каждом из этих этапов:
1. Клиническое обучение студентов представлено в виде процесса углубления и накопления знаний, а так же овладения приемами использования этих знаний в процессе профессиональной деятельности, обучение самим приемам этой деятельности. Процесс формирования навыков у студентов, занимающихся в юридических клиниках, основывается на ознакомлении их с различными правовыми актами, законами, а также на работе с правовыми документами. Студенты учатся проводить консультирование граждан. Для них на первоначальном этапе обучения в клинике проводят специальные учебные курсы, практические семинары, разработанные преподавателями или студентами - стажерами, ранее проходившими эти курсы. 2. Работа в приемной юридической клиники. Прием клиентов в клинике, подготовка к работе по обращениям, собеседования с клиентами (интервьюирование, консультирование), представление заключений, поддержание контактов с клиентами могут осуществляться в клиниках по - разному. В центре клинической деятельности (в её образовательном аспекте) стоит студент; клиенты же с их проблемами, как бы цинично это не звучало, являются, в определённом смысле, практическим материалом для обучения. Но это справедливо лишь тогда, когда говорится именно об образовательной функции юридических клиник. Ситуация изменяется, если говорится о социальной функции юридических клиник, которая состоит в их способности решать общественно - значимую задачу - оказывать бесплатную юридическую помощь населению. И в данном аспекте клиенты юридических клиник уже не являются материалом, а становятся теми, ради кого эта деятельность осуществляется - потребителями бесплатных юридических услуг. Причем, “бесплатные” юридические услуги не означают некачественные или неквалифицированные услуги[35]. Выполняя социальную функцию, юридическая клиника помогает вузу занять достойное место в обществе. Правовое просвещение, участие в решении общественных проблем, бесплатная юридическая помощь - это часть задач современного вуза, который обучает будущих юристов, а иначе учреждение превращается в “фабрику” по выдаче дипломов. Клиника обеспечивает связь студентов и преподавателей с населением, формируя общественное мнение о ВУЗе.
Как показывает практика работы юридических клиник, после получения довольно качественной консультации от клинициста, либо иной правовой услуги, клиент приходит повторно, а также советует обратиться за помощью в клинику своим родным, знакомым. Сама процедура работы в клинике обеспечивают более качественное образование. Специальная подготовка студентов и неоднократная проверка работы студента куратором, совместная работа студентов в парах и группах, и возможность консультаций преподавателей и практиков, все это помогает студентам изучать более тщательно правовые дисциплины, а также способствует развитию профессиональных навыков у студентов - клиницистов. Через общение с реальными клиентами и осознание социальной ценности профессии у студентов формируется целый ряд нравственных качеств, необходимых в работе юристов. В.Д. Перевалов отмечает, что “юридические клиники играют существенную роль в формировании таких профессионально значимых личностных качеств будущего юриста, как ответственность, дисциплинированность, сострадание, отзывчивость, готовность помогать человеку, отстаивать его права и законные интересы”[36]. Студенты - клиницисты к тому же получают возможность практиковать навыки профессиональной коммуникации, реализовывать нормы профессиональной этики. В этом и заключается специфика юридических клиник как образовательного института, и как формы юридического образования. Основная цель “Юридической клиники” – организация обучения студентов старших курсов навыкам практической юриспруденции для формирования способностей применения полученных знаний, умений и личностных качеств, для успешной профессиональной деятельности в области юриспруденции[37]. Сегодня можно сказать о том, что “Юридическая клиника” является интерактивной формой обучения студентов. Работа в клинике позволяет определить, готовы ли студенты к практической деятельности, смогут ли они решить реальные проблемы и конфликты, обладают ли нужными профессиональными и человеческими качествами, которые в дальнейшем необходимы для представителей профессий, ежедневно сталкивающихся с живыми людьми и человеческим горем. Ни один из других видов обучения (даже деловые игры) не способен научить студента терпеливо слушать человека и, самое главное, слышать его; найти к нему индивидуальный подход, тактично направить в нужное русло, успокоить. Ни одна другая задача не даст студенту почувствовать “живую материю” (людей, материалы дел и проч.), не позволит в полной мере почувствовать на себе ответственность за свою работу, ведь во время учебного занятия, студент знает, что с ним рядом преподаватель, который поможет разобраться в возникших сложностях. Работа в клинике - совсем иное, здесь рядом никого нет, стажёр один на один со своим клиентом, выслушивает его проблему, и пытается найти решение для нее.
На сегодняшний день многие юридические клиники столкнулись с такой серьезной проблемой, как нехватка стажеров. Лишь небольшое число студентов, реально оценив свой потенциал, приходят для работы в клинику. Возможно, поводом для возникновения этой проблемы послужил переход на новую степень получение высшего учебного образования - бакалавриата. Ведь студенты бакалавры, не проходят по программе многие правовые дисциплины, из - за значительного сокращения продолжительности обучения, и поэтому им приходится намного сложнее, так как их уровень знаний не такой высокий, и некоторые правовые вопросы, с которыми может обратиться клиент, приходиться разбирать самому в домашних условиях, что бывает довольно сложно для новичков. Именно поэтому многие студенты, столкнувшись с такими трудностями, прекращают заниматься в юридических клиниках, ссылаясь на то, что это очень тяжело и много времени уходит на самостоятельное изучение существующих по делу проблем и подготовку правильного разъяснения клиенту. Необходимо найти пути привлечения студентов к работе в юридических клиниках. В первую очередь, нужно доходчиво объяснить студентам, что в клинике они смогут развить свои возможности в сфере грамотного оказания услуг населению, получить практический опыт работы в правовой сфере, а так же развить свои профессиональные навыки, все это обязательно пригодится им в будущем при работе по избранной ими специальности. Кроме того, чтобы выделить особо отличившихся студентов, работающих в юридических клиниках, вузы могли бы выплачивать небольшие денежные вознаграждения. Думается, что за счет таких поощрений интерес и желание работать в клинике у студентов будет повышаться.
Таким образом, организации и созданию юридических клиник, а так же обучению студентов в таких клиниках, сегодня уделяется серьезное внимание, как со стороны государства, так и со стороны всей юридической общественности, потому что именно вуз является местом подготовки будущих юридических кадров, и от того, насколько студенты будут обладать знаниями и профессиональными навыками, зависит наше будущее, а так же и развитие всего общества. Именно поэтому можно сказать о том, что юридические клиники играют важную роль, в подготовке будущих специалистов. Сегодня необходимо развивать работу юридических клиник и привлекать как можно больше студентов для работы в них, к решению этих проблем нужно подойти достаточно серьезно, если не сделать это сейчас, то через 2 года там некому будет работать, а, вследствие этого, и сами юридические клиники, особенно в педагогических вузах, как, например, в Шадринском государственном педагогическом институте, прекратят свою работу.
ЛИТЕРАТУРА 1. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) // Информационно-правовая система “Консультант Плюс” (дата обращения:19.09.2013г.) 2. Доброхотова Е. Клиника без врачей [Электронный ресурс] / Е.Доброхотова. – URL: http://www.spbu.ru/266 (дата обращения: 25.09.2013г.) 3. Перелыгин Р. Юридическая клиника [Электронный ресурс] / Р. Перелыгин. – URL: http://www.sibupk.su/faculties/uf/316-yuridicheskaya-klinika (дата обращения: 30.09.2013г.) 4. Русинова Е. Цели юридической клиники [Электронный ресурс] / Е. Русинова. – URL:http://www.usla.ru/ch.php?cid=17&mid=45&obid=45 (дата обращения: 02.09.2013г.) 5. Стратегические функции юридических клиник в России [Электронный ресурс]. – URL:http://mosmediator.narod.ru/index/0-1260 (дата обращения: 02.09.2013г.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|