Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И правовые основы ее оказания




Дронова Дарья Александровна, студентка

4 курса ФГБОУ ВПО «Шадринский

государственный педагогический институт»,

г. Шадринск

 

Статья 48 основного закона имеющего наивысшую юридическую силу на всей территории РФ - Конституции предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается абсолютно бесплатно.

С принятием ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 324 - ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» выходят на новый уровень такие проблемы, как: доступность, качество, финансирование бесплатной юридической помощи. Среди прочих достоинств данного Закона главное - создание правовых основ системы получения бесплатной юридической помощи, а так же расширение категории тех граждан, которые вправе получать юридическую помощь бесплатно[19].

Если гражданин намерен обратиться в суд, он должен быть подготовлен не только к материальным расходам, но и к затратам своего личного времени, необходимости вникать самому в правовые вопросы, быть активным. В связи с этим и независимо, имеет ли гражданин право на бесплатную юридическую помощь, ему необходимо ознакомиться с порядком обращения в суд. К сожалению, Закон не разрешил основных вопросов. Он содержит много декларативных норм, не определяющих самого понятия «квалифицированная юридическая помощь».

Бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы предусмотрена лишь для некоторых категорий граждан. Согласно ч. 1 ст. 20 Закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) малоимущие граждане;

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои РФ, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

4) дети - инвалиды, дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания;

6) несовершеннолетние, которые содержатся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. И несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, которым оказывалась психиатрическая помощь;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов РФ.

Ни для кого не секрет, что бесплатную юридическую помощь могут оказывать юридические клиники, созданные при вузах, которые ведут подготовку юристов, т.е. специалистов по специальности юриспруденция. И всё это происходит несмотря на то, что вузы не всегда юридические. Обращаясь к данным сайта Клинического юридического образования, можно обнаружить, что лишь 5 юридических клиник из 184 (на 1 сентября 2012 года), созданы при педагогических вузах. Если конкретнее: Общественная приёмная, занимающаяся защитой прав участников образовательных отношений при Пермском государственном педагогическом университете и Пермском региональном правозащитном центре, осуществляет защиту интересов участников этих отношений. Вологодская юридическая клиника при Вологодском государственном педагогическом университете, Юридическая клиника Самарского филиала Московского городского педагогического университета; студенческая юридическая клиника Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого. И последняя по списку, но не по значению Юридическая клиника Шадринского государственного педагогического института (далее ШГПИ), оказывающая, в отличие от других юридическую помощь по всем отраслям права, без каких - либо ограничений[20].

Результаты о проделанной за 5 лет работе Юридической клиники ШГПИ показывают, что основными потребителями бесплатной юридической помощи являются иные категории граждан. Социальный статус обратившихся лиц в юридическую клинику приведен ниже в таблице[21]:

 

Социальный статус обратившихся лиц Принято всего за период с 3.12.2008 - 1.06.2013 г. % к общему количеству клиентов
Безработные   9,4%
Пенсионеры   32,2%
Работающие   38,4%
Сотрудники правоохранительных органов   1,5%
Студенты   18,4%
Школьники   0,1%
Итого   100%

 

Перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень случаев ее оказания могут быть расширены нормативно - правовыми актами субъектов РФ. Следует подчеркнуть, что ещё до появления Закона, в ряде субъектов РФ так и не было принято нормативно - правовых актов по вопросам бесплатной юридической помощи, а там, где такие акты есть, они практически не действуют. На данный момент, решение проблемы финансирования бесплатной юридической помощи полностью предоставлено субъектам РФ. Согласно ч. 2 ст. 29 Закона, финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, в предусмотренных этим Законом случаях, и компенсация их расходов на оказание такой помощи также являются обязательством субъектов РФ.

Относительно случая предоставления бесплатной юридической помощи гражданам, которым оказывалась психиатрическая помощь, то он прямо включен в государственную систему бесплатной юридической помощи (ст. 20 Закона), т.е. должен финансироваться за счет средств субъекта РФ. Однако каким образом теперь будет происходить финансирование труда адвоката, представляющего по назначению интересы ответчика, место жительства которого неизвестно?

Следует также отметить, что сложившаяся до 15 января 2012 г. судебная практика признала иной альтернативный, предусмотренный Законом, порядок оплаты труда адвоката - представителя, участвующего бесплатно по назначению суда при рассмотрении вопроса о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВСНП), - аналогично оплате труда защитника по назначению за счет средств федерального бюджета, со ссылкой на ст. 50 ГПК РФ. Совершивший общественно опасное деяние или административное правонарушение несовершеннолетний, в отношении которого решается вопрос о помещении в ЦВСНП, не является субъектом уголовно - правовых отношений. Вопрос о его временной изоляции решается в порядке гражданского судопроизводства с участием адвоката, назначаемого судом на основании ст. 50 ГПК РФ, что в данном случае является процессуальной гарантией, обеспечиваемой государством. В том случае, когда федеральный законодатель, установив определенные гарантии, не урегулировал вопросы их финансирования, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан, взыскание должно производиться за счет средств федерального бюджета. Отсюда следует, если адвокат участвует в судебном разбирательстве по назначению суда, все расходы по оказанию им юридической помощи принимает на себя государство.

После 15 января 2012 г. такая практика изменилась. Основанием для этого послужила ст. 3 Закона, которая разграничила нормативно - правовую основу регулирования отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, и отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в иных случаях. Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 3 Закона, отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются УПК РФ и не попадают под действие Закона. Возникают сомнения по поводу правильности оплаты труда адвоката, по назначению в гражданском процессе в аналогии с исключенным из сферы регулирования Закона случаем. Однако представительство по назначению имеет специфику и по отношению к представительству социально слабо защищенных категорий граждан. В связи с этим, вновь актуальным становится вопрос о механизме оплаты труда, назначенного судом адвоката в гражданском процессе, согласно ст. 50 ГПК РФ, аналогично защите по назначению в уголовном процессе (т.е. за счет средств федерального бюджета); аналогично оказанию юридической помощи малообеспеченным участникам гражданского дела (т.е. за счет средств бюджета субъекта РФ); либо законодатель определит иной, третий, вариант. Закон основным принципом оказания бесплатной юридической помощи выделяет контроль над соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм как профессиональной этики, так и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи; установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь. В то же время понятия «качество юридической помощи», «требования к качеству юридической помощи» в Законе не даны абсолютно, соответственно и не раскрыты. Статьей 11 Закона уполномоченный органа исполнительной власти вправе разрабатывать и устанавливать единые требования к качеству той самой юридической помощи, оказываемой гражданам бесплатно. Кроме того, обеспечение контроля над соблюдением лицами, оказывающими такого рода помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству этой помощи. Подобный вопрос несомненно важен и его еще предстоит решить, причем, в подзаконном нормативном акте, что не может не вызывать нареканий. Р.Г. Мельниченко имеет по данной ситуации следующее мнение: «При любой форме распределения социальных благ безвозмездно качество услуг будет в лучшем случае минимально низким», что, в свою очередь, приведет к падению качества юридической помощи (услуг) в целом.

Кроме того, проблема, связанная с поиском стандартов качества помощи стоит весьма остро. Она соотносима с поисками критериев качества правосудия, качества законодательных актов. В настоящий момент существует возможность выбора правопонимания, отсутствует официальное определение первостепенных методов толкования нормативно - правовых предписаний, при этом имеет место быть большое количество законодательных актов, нередко противоречивых, излишне конкретизированных или не конкретизированных совсем.

Не имеет законодательного разрешения проблема упрощения механизма получения бесплатной юридической помощи. Для получения бесплатной помощи в рамках государственной системы необходимо представить ряд документов. Так, например, Закон Курганской области «Об оказании бесплатной юридической помощи на территории Курганской области» в п. 2 ст. 5 определяет перечень документов, необходимых для получения юридической помощи на территории Курганской области бесплатно. Граждане, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны предоставить адвокату[22]:

• письменное заявление об оказании бесплатной юридической помощи;

• документ, удостоверяющий личность (паспорт либо документ, его заменяющий), документ (документы), определяющий принадлежность гражданина к категории лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи[23]. Получение гражданином вышеуказанных документов указанных в ч. 1 ст. 20 Закона, может потребовать значительного времени и снизить ожидаемый эффект от получения юридической помощи. Остается надеяться, что при приведении законов субъектов РФ в соответствие с Законом, процедуры предоставления бесплатной юридической помощи будут упрощены[24].

На основании изложенного приходим к выводу, что до окончательного формирования системы нормативного регулирования предоставления гражданам бесплатной юридической помощи еще далеко. В настоящее время необходимо принятие ряда нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.

2. Закон Курганской области от 28 февраля 2012 г. N 06 «О бесплатной юридической помощи гражданам на территории Курганской области» (в ред. Закона Курганской области от 6 марта 2012 г. N 08. // Собрание законодательства Российской Федерации. -2012. N 08. Ст. 11.

3. Бортникова Н.А. Представительство по назначению суда в гражданском судопроизводстве [Текст] / Н.А. Бортникова // Арбитражный и гражданский процесс. – 2011. – N 5. – С. 15 - 18.

4. Варламова Н.В. Российская теория права в поисках парадигмы [Текст] / Н.В. Варламова // Журнал российского права. – 2009. – N 12. – С. 68 - 84.

5. Данные о зарегистрированных юридических клиниках Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.lawclinic.ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...