Средневековья и Возрождения
Развитие воспитания, определяемое церковной культурой и христианской традицией, начиная с Yпо ХIII вв. (в период раннего и развитого Средневековья). Средневековое христианское представление о цели и смысле жизни. Сословно-корпоративное содержание социального воспитания. Строгая иерархичность общества, понятие «социального призвания» каждого человека, следование которому - залог сохранения общественной стабильности и порядка. Специфика социального воспитания различных социальных групп общества. Общие педагогические идеалы религиозно-нравственной направленности. Ф. Аквинский о добродетели, о благоразумном отношении к земным благам. Влияние церковной культуры на социально-педагогическую практику в вопросах семейного воспитания, гражданского и христианского долга родителей по отношению к детям, обществу и государству. Зарождение гуманистических социально-педагогических взглядов в эпоху Возрождения (позднего Средневековья) в ХIY– ХYI вв. Возвращение к античным идеалам целей воспитания. Выдвижение задачи воспитания нового, более совершенного человека для улучшения общества. Постановка вопроса о свободе, достоинстве и правах ребенка. Обсуждение проблемы жестокости и насилия в средневековой школе. Идеи гуманистической педагогики эпохи Возрождения как соединение социальности и нравственности, гармоничного развития человека, получившие свое воплощение в работах Э. Роттердамского, Ф. Рабле, в идеалистических социально-утопических проектах Т. Мора и Т. Кампанеллы, а также в практической деятельности В. да Фельтре. Раздел III. Научно-теоретическое развитие социальной педагогики В Новое время. Тема 7. Социально-педагогические идеи Я.А. Коменского
Разработка основ научной педагогики Я.А Коменским, выделение социально-педагогической составляющей педагогики и определение направления ее научного развития. Выраженный социальный характер целевых установок педагогической системы Я. А. Коменского. Социально-педагогический смысл основных принципов его педагогической системы. Признание народа первым и главным субъектом социализации. Ведущие социально-педагогические идеи как направления воспитания молодых поколений с целью эффективной подготовки к жизни в обществе. Разработка целостной системы социального воспитания молодежи, учитывающей особенности естественного (природного и социального) развития детей на основе взаимодействия семьи, школы и общества. Определение социально-педагогических функций школы. Разработка целей и задач семейного воспитания, признание семьи сознательным субъектом социально-педагогического процесса.
Тема 8. Социально-педагогическая направленность Концепции Д. Локка Отражение в социально-философских взглядах Д. Локка особенностей экономического и политического развития общества. Создание педагогической концепции, в которой общество уже не играет доминирующей роли в социализации и воспитании человека. Трактовка воспитания в широком философском и социальном контексте взаимодействия личности с обществом как важнейшего средства социализации, приоритет индивидуального личностного начала. Критика теории «врожденных идей». Разработка социально-педагогической программы подготовки молодого человека, соединение традиций светского (феодального) воспитания с новаторской прагматической направленностью. Создание научно-психологических основ воспитания как целостного процесса в единстве физического, нравственного и умственного развития ребенка.
Признание семьи основным субъектом социализации. Постановка вопросов о методах социального воспитания ребенка в семье, об организации досуга как одной из важных социально-педагогических проблем. Новаторство и историческая ограниченность социально-педагогической модели подготовки ребенка к жизни в обществе. Тема 9. Социально-педагогическая «модель» Воспитания Ж.Ж Руссо Отражение в социально-философских взглядахЖ.Ж Руссо особенностей экономического и политического развития общества. Создание педагогической концепции, в которой общество уже не играет доминирующей роли в социализации и воспитании человека. Определение воспитания как средства устранения главных социальных недугов общества. Развитие идеи первородности красоты и доброты в человеке,естественного права человека на свободу, равенство и любовь. Обусловленность процессов развития личности и формирования гражданина социальными и природными факторами, необходимость достижения гармонии двух сторон личности – человеческой и гражданской. Социально-педагогическое значение основных принципов педагогической концепции Ж.Ж. Руссо. Взаимосвязь «естественного» и «свободного» воспитания. Противопоставление «общественного» (социального) и «естественного» воспитания. Труд как ведущее средство воспитания «свободного» человека, социальный смысл трудового воспитания в концепции Ж.Ж. Руссо. Основные противоречия воспитательной концепции Ж.Ж. Руссо, их историческая обусловленность. Вклад Ж.Ж. Руссо в развитие социальной педагогики. Тема109. Социально-педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци как один из первых представителей социального направления в педагогике.Истоки его социально-педагогических взглядов и убеждений. Факторы, обусловившие формирование педагогической позиции. Идея преобразования общества путем воспитания его граждан, трактовка общественного порядка как «средства возвышения человека до его истинной человечности». Основные цели и принципы социально-педагогической деятельности И.Г. Песталоцци. Характеристика структурных элементов системы социально-педагогической деятельности. Цель как социальное изменение и всестороннее совершенствование представителей беднейших слоев населения. Авторская трактовка принципов природосообразности, социальной обусловленности развития человека, принципа социального саморазвития. Особенности субъекта и объекта социального воспитания в системе социально-педагогической деятельности И.Г. Песталоцци. Основные направления и содержание воспитания. Требования к воспитательному учреждению. Методы, средства, условия эффективной реализации системы социально-педагогической деятельности.
Значение идей и опыта практической деятельности И.Г. Песталоцци для современной социальной педагогики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|