I. Организационный момент
II. Стадия вызова
Модельный ответ
III. Стадия осмысления.
IV. Рефлексия
V. Домашнее задание
| - Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
- С каким настроением вы пришли на урок? «Просигнальте», пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика)
- По почте вы получили письмо от друга следующего содержания (на слайде и на листах на парте)
Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу о себе.
Я ездил в гости к бабушке. Там было очень. Мы с друзьями проводили время. Был лес, где собирали грибы и ягоды. Мы заблудились, стали кричать. Нас нашли только. Больше мы не стали ходить так в лес. А еще мы купались на речке.
Приехали домой. Я иду в цирк. Мы с мамой пойдём в парк. Приезжай в гости, будем отдыхать, играть, гулять.
Твой друг.
1) Прочитайте письмо. Все ли вам понятно? (нет, в этом письме некоторые предложения кажутся не совсем полными непонятными)
2) Посовещайтесь в парах, добавьте необходимые, на ваш взгляд, слова;
3) Прочитайте свою дополненную версию письма;
4) Постарайтесь определить, какой частью речи являются дополненные слова, сделайте вывод.
(Ребята работают в парах на листочках, изменяют полученное письмо, вставляя слова)
- Пожалуйста, давайте послушаем несколько человек, какие у них получились письма.
- Предлагаю вам ещё одну версию письма (на слайде)
Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу немного о себе.
Недавно я ездил в гости к бабушке. Там было очень интересно. Мы с друзьями проводили здорово время. Рядом был лес, где собирали грибы и ягоды. Однажды мы заблудились, стали громко кричать. Нас нашли только вечером. Больше мы не стали ходить так далеко в лес. А еще мы часто купались на речке.
Вчера мы приехали домой. Сейчас я иду в цирк. А вечером мы с мамой пойдём в парк. Приезжай поскорей в гости, будем весело отдыхать, интересно играть, много гулять.
Твой друг.
- К каким частям речи относятся слова, которыми вы дополнили текст письма? (может быть прилагательные, существительные и слова незнакомой части речи)
- Все ли слова смогли отнести к каким-либо частям речи? Какой вывод можно сделать? (Это слова новой, неизвестной нам, части речи)
1) - Может кто-нибудь знает, как называется эта часть речи? (Учащиеся высказывают свои предположения, если кто-нибудь из детей догадается, учитель подтверждает)
- Эта часть речи называется – наречием.
- Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? (Наречие)
- Какие поставим цели урока? (познакомиться с новой частью речи)
- У вас на столах лежат листочки, на которых нарисована схема, и которую мы с вами попытаемся сегодня, в течение урока, заполнить по новой теме.
- Итак, что мы уже можем записать в схеме? Что мы уже сейчас, исходя из нашего письма, можем сказать? В течение урока мы составим памятку-опору, которой вы сможете пользоваться в дальнейшем.
Обучающимся дан бланк кластера.
(Предлагаемые ответы детей фиксируются на доске. Например: указывает на место действия, время, уточняет глагол)
2) -Давайте попытаемся определить с каким словом в предложении чаще всего бывает связано наречие? Выпишем из письма словосочетания с наречием.
Работа выполняется с комментированием.
Ездил (когда? ) недавно, проводили (как? ) здорово, был (где? ) рядом, кричал (как? ) громко, и т.. д.
-Итак, какой вывод можно сделать после этого задания
-Что запишем в схеме? (Наречие связано с глаголом, с прилагательным и другим наречием и поясняет их)
- А сейчас, я предлагаю вам прочитать новые сведения об этой части речи в учебнике. Что еще узнали нового, что можно дописать в схему? (узнали, что наречия несклоняемые и неспрягаемые, а также, что поясняют прилагательные)
3) На столах у вас есть статьи о наречии, прочитайте, дополните схему.
Наречие
Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».
Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
Проще всего это оказалось сделать с прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом –о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!
Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратили в приставку, окончание – в суффикс. И получается из одного существительного куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, сверху.
И с прилагательными тоже получилось. Вот прилагательное новый. С суффиксом -о и разными приставками получается: заново, снова, вновь.
Потом наречия добрались и да числительных. Из числительного двое получилось вдвоем и надвое.
Наречия несут в предложении огромную смысловую нагрузку. Они могут уточнять место действия (впереди, справа, близко), показывать неожиданность действия (внезапно, вдруг), время действия (вчера, сегодня, завтра), передавать состояние природы и человек (тоскливо, туманно), и т. д.
В предложении наречие чаще всего выражено обстоятельством и подчёркивается -. -. -. -. -. -. -. -.
-Какие новые сведения отметили для себя? Все ли понятно? Какие появились вопросы по поводу статьи? Что еще можно добавить в нашу памятку?
4) Упражнение 175, после объяснения, выполняем самостоятельно.
- Какие знания о наречии подтверждает это упражнение? (Что наречия не изменяются, подчёркиваются -. -. -. -. -. -. -. -)
Давайте обобщим все, что узнали на уроке о наречии, пользуясь опорой-кластером. (Ребята делают вывод, а затем появляется слайд)
(На слайде) Наречиями называются неизменяемые слова, которые поясняют чаще всего глаголы и прилагательные. Наречия отвечают на вопросы как?, каким образом?, когда?, где?, откуда? и т. д.
- С какими трудностями встретились?
- Где в жизни можно использовать полученные знания?
-Всё ли мы за урок узнали и поняли о наречии? (нет)
- На следующих уроках мы продолжить изучать наречие и узнаем еще много интересного.
- Заканчивая сегодняшний урок по теме, я бы хотела предложить вам сочинить синквейн.
Вы помните, что слово «синквейн» французского происхождения и обозначает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам: (на слайде)
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Пример: Наречие
Несклоняемое, неспрягаемое, т. е неизменяемое
Поясняет, уточняет, раскрывает.
Наречие обогащает нашу речь.
Уточнение.
-Предложите варианты домашнего задания с целью закрепления полученных знаний. (Составить рассказ на тему «Зима» или «Зимние забавы» с использованием наречий; или составить поздравление к новому году другу или родственникам)
- С каким настроением вы покидаете урок, «просигнальте», пожалуйста?
|
Кластер заполняется в течение урока, последовательно исходя из заданий и выводов, сделанных учащимися
|