Тема: Наречие как часть речи
Тема: Наречие как часть речи Тип урока: объяснения нового материала. Цель: дать понятие о наречии как о части речи ипоказать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Задачи: образовательная: · повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения; · формирование умения находить и использовать наречия в тексте; развивающая: · развивать творческие способности учащихся; · расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий; воспитательная: · воспитывать интерес к изучению предмета. Оборудование: · раздаточный материал; · компьютерный тренажер по русскому языку “Фраза”; · презентация Power Point; · мультимедийный проектор; · доска. Ход урока I. Организационный момент. Запишите число, классная работа, начнем нашу работу с повторения. II. Повторение. 1 ученик работает с компьютерной программой. 3 ученика получают карточки с индивидуальным заданием. Работа с классом. 1 ученик у доски. - Запишите предложение. Нагоняя тоску, завывал и стонал ветер в трубе. - Объясните постановку знаков препинания. - Что такое деепричастный оборот? - Сделайте синтаксический разбор этого предложения. III. Объяснение нового материала. - А мы продолжаем урок. Определение темы. - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуйте разгадать ребусы, назовите слова, которые зашифрованы. (Внутри) (Рядом) На доске записан ряд понятий. Имя существительное, имя прилагательное, деепричастие… - Продолжите предложенный ряд. Какой признак лежит в основе составления этого ряда?
- Определите, к какой из названных частей речи относятся слова-отгадки. - Правильно, это наречия. Определите тему нашего урока. - Верно, тема нашего урока – “Наречие как часть речи”. Цель урока - определить морфологические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный запас наречий. (Раздаётся стук). 2. Выступление мальчика в роли наречия. - Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие. Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением. - Запишите однокоренные слова к слову наречие, выделите корни. - О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа господина Наречие? - Господин Наречие, вы дали исчерпывающую информацию о себе? - Нет, дополнительную информацию вы получите, выполнив прилежно эти задания. (Отдает задания на карточках в конверте). Итак, кто хочет включиться в исследовательскую работу?
1 ученик работает у доски, читает задание на карточке. Карточка № 1. Выпишите из предложений словосочетания с наречиями, определите главное слово в словосочетании. Какой частью речи выражено главное слово? - К каким частям речи может относиться наречие? Вывод. Наречие – самостоятельная часть речи. Наречие может относиться к глаголу, тогда оно обозначает признак действия (резко встать), к прилагательному, наречию, тогда оно обозначает признак признака (довольно интересный, очень хорошо), реже другому существительному, тогда оно обозначает признак предмета (яйцо вкрутую). Следующее задание от господина Наречие. Карточка № 2. Подчеркните наречие как член предложения. 1 ученик у доски. - Сделайте вывод, каким членом предложения может быть наречие. Карточка № 3. На какие вопросы отвечает наречие? Карточка № 4. Есть ли у наречия окончание? Что это значит? ( В результате проделанной работы получилась таблица, характеризующая наречие как часть речи. - Исследовательская работа отняла много сил, поэтому давайте проведем физкультминутку. Медленновстаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту. - Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки? (6).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|