Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Проверка домашнего задания.




2. Проверка домашнего задания.

- Какие пословицы о доброте вы приготовили к уроку?

(о добре, доброте).

- Прочитаем, ребята, ваши пословицы.

3. Словарная работа.

- Я для вас, ребята, тоже приготовила пословицы. Посмотрите на экран.

Пословицы.

Делай добро и жди добра.

Добра желаешь – добро и делай.

Доброта без разума пуста.

Добрый человек в добре живёт век.

- Вы видите, что среди этих пословиц есть и такие, которые совпали с вашими.

- Как вы понимаете их смысл? (ответы ребят)

- Ребята, в пословицах нам встретились слова добро, доброта, добрый.

- А как вы понимаете, значения этих слов? (ответы ребят)

- Словарь С. И. Ожегова так трактует значения этих слов:

Добро (всё положительное, хорошее, полезное) –

доброта (стремление делать добро другим) –

добрый (делающий добро другим, отзывчивый)

– выделяем корень в этих словах.

4. Лингвистический эксперимент.

- Проведём, ребята, лингвистический эксперимент.

а ) Добро торжествует над злом.

б) Добро! Сделаем по-твоему!

в) Добро бы ещё слышал что-нибудь, а то совсем глухой стал.

- Посмотрите, ребята, внимательно на эти предложения и скажите, все выделенные слова относятся к одной части речи?

(ответ-нет)

- Эти слова имеют одно и то же значение?

(ответ-нет)

- А как написаны эти слова?

(ответ - одинаково)

- Попытаемся это доказать.

Вывод: эти слова относятся к разным частям речи, имеют разное значение, но они одинаково пишутся.

- Как, ребята, называются такие слова в русском языке?

(ребята отвечают – омонимы).

Вывод: таким образом, ребята, о чём мы будем в своём сочинении размышлять?

(отвечают - о добрых делах, поступках).

- А раз будем размышлять, значит, будем писать наше сочинение в каком типе речи?

(отвечают - в рассуждении).

И тема нашего сочинения – рассуждения – Жизнь дана на добрые дела.

5. Актуализация опорных знаний.

- Но прежде чем приступить к написанию творческих работ, рассмотрим основные части сочинения-рассуждения:

1) мысль, которая будет доказываться

2) доказательная

3) заключение

Нарисуем цепочку:

Мысль, которая будет доказываться (тезис) – доказательная (аргументы) – заключение (вывод)

- Чтобы написать (создать) собственный текст, нужно, ребята, использовать образцы талантливых писателей, публицистов, они помогают оттолкнуться.

- В качестве образца, я хочу предложить вам ребята отрывок из рассказа Евгения Ивановича Носова, русского писателя и прозаика, «Покормите птиц».

- Вы ребята знаете, наверное, Николая Носова, автора «Незнайки», а Евгений Носов, автор книг о войне, жизни в деревне.

6. Работа с текстом.

-Давайте прочитаем этот текст вместе.

(учитель вслух выразительно читает).

1. Кормушка – вещица нехитрая…

2. Ее не принято вывешивать под музыку. 3) Деяние это во многом личное, схожее с исповедью.

4) Оно столь же необходимо птицам, сколь и нам самим, ибо приносит очищение совести и благотворение души поступком. 5) Выждав, когда в доме никого не остается, я принимаюсь мастерить, заведомо испытывая чувство внутреннего очищения и уважения к самому себе…

6) Однако, пока стоят еще погожие октябрьские деньки, заправлять кормушку едой не следует.

7) Поспешное гостеприимство не пойдет на пользу птицам…

8) Но как не уютно потеря…о чувствуют они себя, если кормушка по каким-то причинам оказывается пуста. 9) Пока я заправлял кормушку, с балкона был слышен благовест Сергиевского собора, призывавший верующих к молитве и добрым делам.

10) Тем временем зима, эта подколодная змея, день ото дня все больше заглатывало лето, умерщвле…ое ненастьем и холодами, от которого остались лишь листья на деревьях да жухлые бархотцы на уличных газонах. 11) И вот сегодня крутой ночной морозец льдистой повителью расписал мое окно, из которого больше не стало видно кормушки…

- О чём, ребята, этот текст?

(отвечают - о доброте к птицам).

- Только ли о проявлении заботы к птицам?

(отвечают – нет)

– Есть ли у текста название?

«Покормите птиц»- Название текста это своеобразная “входная дверь” письменного текста, рождает догадку о том, что будет дальше, вызывает различные вопросы и предположения)

- Какую роль в тексте играют выделенные слова? К какой части речи они относятся?

(роль союзов как служебной части речи).

- Правильно, ребята, речь идёт о союзах.

- Какие это союзы?

(или, пока, чтобы, ибо (устар). сочинительные и подчинительные).

- Какие слова придают тексту особое звучание?

(Деяние, исповедь, очищение, благотворение, уважение, благовест, верующие, молитва, страждущая горемыка, злодеяние).

Вот слово благовест

Благо - синоним – добро

- книж, высок, устар.

Благовест - тот, кот несёт добрую весть.

- К какой группе слов вы отнесли бы эту лексику?

(Слова возвышенной лексики, книж. высок).

- Такие книжные слова помогают автору выразить определенную мысль. К какой мысли подводит нас автор?

(Творить добро).

- Ребята, встречается ли в тексте слова с корнем добр?

( добро, благость, благовесть).

Тезис. Кормушка – вещь нехитрая, но важная. (1-3)

- Добрый поступок - изготовление кормушки, дело важное, необходимое

- Когда как нужно устроить кормушку? ---

- Почему нужно это делать именно зимой?

- Найдите в тексте.

- Когда это принесёт пользу? (на слайде) (6-11)

Вывод: Почему это дело столь необходимо птицам и людям? (приносит очищение, благотворение души). (4)

- Объясните пропущенные орфограммы. Какую орфограмму мы повторили?

(Правописание н и нн в суффиксах причастий).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...