б) Количество общественного труда.
1. Количество трудовой энергии, которую общество тратит в борьбе с природой за существование, ограничивается, прежде всего, размерами самого общества, числом его рабочих сил. Первобытно-коммунистическое общество, состоящее из нескольких десятков, сотен человек, по необходимости должно было развивать в десятки тысяч раз меньше труда, чем многомиллионное капиталистическое.
Но при этом подсчёте того количества труда, которым общество располагает, надо, кроме общего числа членов общества, принять во внимание ещё некоторые условия.
Не все члены общества одинаково способны к труду. Дети, старики – плохие работники, либо вовсе не работники. По данным физиологии, нормальный рабочий возраст следует считать приблизительно от 15 до 60 лет. В возрасте от 25 до 45 лет человек располагает наибольшей трудовой энергией. Таким образом, состав общества по возрасту бывает в одних случаях более, в других – менее благоприятным для успешной борьбы с природой. При значительной смертности мало народу доживает до возраста наибольшей силы, и преобладает детский, нерабочий возраст. В том же направлении действует и высокая рождаемость, которая обыкновенно наблюдается рядом с усиленной смертностью.
Больной человек работает мало или вовсе не работает. Болезненность рабочего населения уменьшает количество общественного труда.
И смертность и рождаемость, и болезненность произвольных членов общества изменяется в зависимости от всей суммы общественных усилий и прежде всего – от материальной жизненной обстановки работников: чем хуже они питаются, чем больше работает трудящееся население, чем меньше гигиеничны внешние условия труда, например устройство мастерских, тем больше болезней, тем ниже средняя продолжительность жизни. Чем беспорядочнее соединение детского труда с трудом взрослых мужчин и женщин, тем раньше заключаются браки в рабочем населении, которое преждевременно вовлекается в половую жизнь, и чем сильнее детский возраст, в обществе с наёмным трудом, захватывается областью производства, тем быстрее размножение трудящихся классов, потому что дети рано перестают быть бременем для родителей.
Далее, в силу определённых, чисто-общественных условий не все члены общества, способные к общественно-полезному труду, действительно им занимаются. Одни, не участвуя в производстве, имеют возможность участвовать в общественном распределении и занимаются только индивидуально-полезным трудом, только трудом потребления. Другие оказываются и вне производства и вне потребления... Обе группы уменьшают собой число общественных работников и, стало быть, количество общественного труда.
2. Продолжительность времени, которое каждый работник отдаёт производству, очевидно, имеет громадное влияние на общее количество труда. Чем больше рабочих дней в году и часов в рабочем дне, тем, по-видимому, больше должно быть и общественного труда.
3. Но тут исследование наталкивается на третье, очень важное условие – напряжённость, интенсивность труда. В течение одного часа работник может затратить больше или меньше рабочей силы, произвести большее или меньшее количество труда. Работают, положим, два землекопа с одинаковыми орудиями, при одинаковом умении; между тем один вынимает в час 2 кубических аршина земли, а другой – только 1 куб. аршин; очевидно, первый больше тратит трудовой энергии, работает интенсивнее.
Количество общественного труда тем больше, чем выше его интенсивность. А она зависит от многочисленных и разнообразных условий, определяемых всем уровнем общественного развития.
Первый ряд условий лежит в самом организме работника – это его сила, здоровье, привычка к энергичному непрерывному труду.
Слишком длинный рабочий день надрывает силы работника, это вредит его здоровью и уменьшает, таким образом, интенсивность труда. Поэтому с сокращением рабочего дня обыкновенно оказывается, что количество труда всё-таки увеличивается или, по крайней мере, не уменьшается: 12-часовой день заключает больше труда, чем 14—15-часовой, 10-часовой больше, чем 12-часовой. Судя по некоторым данным, даже 8-часовой день при достаточно хороших жизненных условиях может заключить в себе бо́ льшее количество труда, чем 10-часовой.
Что для интенсивного труда необходима привычка – это общеизвестный факт. Главным образом, от развития такой привычки зависит высокая интенсивность труда английских рабочих. Она возрастала там в целом ряде поколений, причём каждое последующее развивало её несколько дальше предыдущего.
Один из существенных элементов силы работника составляет его интеллигентность, хотя её влияние на интенсивность не является очевидным с первого взгляда.
Всякий труд есть затрата прежде всего нервной энергии, а высшая интеллигентность связана, вообще, со способностью нервной системы развивать бо́ льшее количество энергии. Поэтому рядом с низкой интеллигентностью рабочего класса замечается в среднем малая интенсивность труда. Наибольшей интеллигентностью труда отличаются американские рабочие, наиболее развитые умственно; затем английские. Русские значительно отстали в том и другом от европейцев; китайцы стоят ещё ниже русских.
Другие условия интенсивности труда лежат в способе производства. В машинном, например, производстве рабочий подчинён машине, принужден постоянно поспевать за нею. Поэтому здесь возможно увеличение напряжённости труда путём увеличения скорости машин.
Третий ряд составляют правовые и идейные условия работы. На первом плане из них надо поставить свободу труда и общественное уважение к нему.
Работа по принуждению, из-под палки – плохая работа: тут человек никогда не захочет трудится с полной энергией, на какую он способен. Таков был труд рабов в древнем мире, труд крепостных – недавно в России. В среднем раб тратит менее половины той энергии, какую мог бы затратить без вреда для себя. Это было давно известно самим владельцам рабов. Наиболее спешные работы они нередко поручали свободным наёмникам, не доверяя энергии труда своих рабов. И чем тяжелее рабство, чем первобытнее и грубее его формы, тем ниже интенсивность рабского труда.
Такое же точно значение имеет общественное уважение к труду, которое, вообще говоря, идёт рядом с действительной свободой труда.
Итак, количество общественно-полезного труда вполне определяется следующими элементами:
1) Числом производительных работников.
2) Средней продолжительностью рабочего времени
3) Средней интенсивностью труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: