Тема: Анализ электроэнцефалограммы
Стр 1 из 6Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
Введение Представленное учебно – методическое пособие является составной частью методического обеспечения дисциплины «Психофизиология», состоящей из лекционного курса и лабораторного практикума. Психофизиология - это наука о физиологических и нейрофизиологических механизмах психических явлений, состояний и поведения. При проведении психофизиологических исследований применяются методики изучения центральной нервной системы, высшей нервной деятельности, методы функциональной диагностики, раскрывающие физиологические и нейрофизиологические процессы и механизмы, обеспечивающие реализацию психических функций головного мозга человека. В пособии представлены лабораторные работы по исследованию центральной нервной системы и ВНД (анализ электроэнцефалограммы; определение латентного времени двигательной реакции; определение сухожильных рефлексов у человека; рефлекторные реакции глаза; стато-кинетические рефлексы у человека; рефлекс Ашнера; выработка и угасание мигательного условного рефлекса у человека; второсигнательные раздражители в предстартовых реакциях; определение типа ВНД с использованием психологических методов (при помощи опросника для изучения темперамента (Я. Стреляу); транскраниальная электростимуляция; определение силы нервной системы по психомоторным показателям; исследование пластичности-ригидности по психомоторным признакам (по Кеттелу); исследование лабильности нервной системы по критической частоте световых мельканий), по исследованию сенсорных систем и восприятия (определение порога различения прикосновений; опыт Аристотеля; определение слуховой чувствительности у человека; определение способности проприоцептивной сенсорной системы анализировать величину усилий; определение остроты зрения; температурная рецепция; исследование точности локализации слуховых раздражителей при моноуральном и бинауральном восприятии; исследование восприятия времени), по исследованию внимания (исследование колебания внимания; исследование переключения внимания при условии активного выбора информации; оценка эффективности умственного труда в условиях переключения внимания), по исследованию вегетативных функций человека (измерение артериального давления (АД); запись и анализ электрокардиограммы), по исследованию уровня здоровья человека (комплексная оценка состояния здоровья; определение уровня соматического здоровья индивида с помощью экспресс-оценки по Г.Л. Апанасенко).
Материалы для лабораторных работ, представленные в методических указаниях, могут быть использованы не только для подготовки к практическим занятиям, но и в будущей профессиональной деятельности. Лабораторная работа №1 Тема: Анализ электроэнцефалограммы Цель: Освоить методику элементарного анализа электроэнцефалограммы. Основные теоретические положения. Электроэнцефалография (ЭЭГ) - это графическая регистрация биоэлектрических потенциалов головного мозга. ЭЭГ отражает электрическую активность корковых нейронов и подкорковых структур. Характер ЭЭГ зависит от функционального состояния мозга, индивидуальных особенностей, процессов переработки информации в мозге, наличия или отсутствия патологических изменений в ЦНС. ЭЭГ используется в клинике нервных болезней, в психиатрии, психологии, физиологии. Условный рефлекс является многокомпонентной реакцией и для его осуществления системно объединяются многие структуры мозга. Каждая конкретная рефлекторная реакция является целостной в ЦНС, а ее периферические компоненты -следствие центральной интеграции. О функциональных изменениях в структурах головного мозга можно судить по его электрической активности.
При выработке условного рефлекса в ЭЭГ выделяется четыре стадии: 1 - проявление реакции в строго определенных областях коры; 2 - генерализованная реакция в различных корковых структурах мозга; 3 - вторичная специализация и локализация; 4 - исчезновение ЭЭГ -изменений при действии условного раздражителя. Методика. · Задача 1. Изучить основные ритмы ЭЭГ. Регистрацию ЭЭГ проводят при посредстве электроэнцефалографа, состоящего из усилителя и записывающего устройства. Используют чашечкообразные серебряные хлорированные электроды. Предварительно заполняя их специальной пастой, укрепляют на поверхности головы исследуемого в местах проекций определенных областей коры, на мочке уха располагают индифферентный, в области височной кости – заземляющий электроды. Записывают калибровочный сигнал. ЭЭГ регистрируют в состоянии покоя при закрытых глазах. На фоне выраженного альфа-ритма исследуемому дают команду открыть глаза. При этом возникает реакция десинхронизации - исчезает альфа - и появляется бета-ритм. Также вызывают десинхронизацию, предлагая исследуемому решение несложных арифметических действий. Отрезок кривой ЭЭГ вклеивают в тетрадь, анализируют частоту и амплитуду основных ритмов в состоянии покоя, при открывании глаз и выполнении арифметических действий. 1-основная горизонталь (нижний край глазницы и верхний край наружного слухового отверстия); 2-верхняя горизонталь (верхний край глазницы); 3-передняя вертикаль (середина скуловой дуги); 4- средняя вертикаль (головка нижней челюсти); 5-задняя вертикаль (задний край сосицевидного отростка); 6- ролландова линия; 7- сильвиева линия. Рис. 1. - Проекции корковых областей (по Кронлейну)
1-лобная область (программирующая); 2-моторная проекция мышц верхних конечностей в левом полушарии (центры правой руки); 3-моторная проекции мышц верхних конечностей в правом полушарии (центры левой руки); 4-могорная проекция мышц нижних конечностей в левом полушарии (центры правой ноги); 5-моторная проекция мышц нижних конечностей в правом полушарии (центры левой ноги); 6-нижнетеменная (интегрирующая) область левого полушария; 7-нижнетеменная (интегрирующая) область правого полушария; 8-затылочная (зрительная) область. Рис. 2. - Схема расположения электродов
· Задача 2. Изучить изменения ЭЭГ при выработке условного рефлекса у человека. Для работы необходим электроэнцефалограф, фото-фоностимулятор. Фотостимулятор ставят перед глазами исследуемого. Фоностимулятор располагают так, чтобы исследуемый мог хорошо слышать тон. Вырабатывают УР на тон 500 Гц интенсивностью 50дБ с подкрепляющим действием света. Исследуемого инструктируют о том, что в момент, когда включат свет, необходимо открыть глаза, а после выключения условного сигнала - закрыть глаза. Первые предъявления условного сигнала вызывают ориентировочную реакцию с генерализированными изменениями на ЭЭГ, которую необходимо угасить. Свет является безусловным подкреплением, поэтому на него реакция никогда не угасает. В ЭЭГ свет вызывает реакцию десинхронизации. Свет подают в виде вспышки с частотой 50 Гц. Выработку условного рефлекса производят в затемненной комнате. Включают тон, через 3с включают свет, исследуемый открывает глаза. Тон и свет действуют вместе 3с, затем их одновременно выключают, а исследуемый закрывает глаза. Эту процедуру повторяют 15 раз, а затем производят экстренное отставание подкрепления на 3 с. Если условный рефлекс выработан, то при отсутствии подкрепления можно наблюдать реакции, характерные для действия безусловного раздражителя. В таблице 1 отмечают наличие или отсутствие десинхронизации в ЭЭГ. Таблица 1 – Результаты
Результаты вносят в таблицу, анализируют, делают выводы. Лабораторная работа № 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|