Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Исследование лабильности нервной системы по критической частоте световых мельканий




Цель: Исследовать индивидуальные особенности лабильности нервной системы по показателям критической частоте световых мельканий.

Основные теоретические положения: Методика направлена на определение граничной частоты вспышек возбуждения, что соответствует частоте светового раздражения. Чем большую частоту раздражения способна воспроизвести нервная система, тем выше ее лабильность.

Лабильность – свойство живой ткани, которое определяет ее функциональное состояние. М.Е.Введенский предложил в качестве показателя лабильности максимальное количество потенциалов действия, которое возбужденная ткань или функциональная структура способна генерировать за одну секунду соответственно ритму раздражения.   

В дифференциальной психофизиологии лабильность – одно из основных свойств нервной системы, которое характеризует скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Показатель лабильности нервной системы тесно связан с эффективностью деятельности человека.

Методические материалы и оборудование. Электростимулятор лабораторный.

Методика. Исследование проводится студентами по двое. Каждый из пары по очереди выполняет роль исследуемого и исследователя. Исследуемый размещается в стандартных условиях сидя на стуле. Один глаз закрыт либо прикрыт вспомогательным средством. Исследуемый глаз размещается на стандартном расстоянии от источник света. Исследователь с помощью ручки настройки «Частота» постепенно изменяет частоту подачи световых вспышек, начиная от минимальной до того момента, пока отдельные мелькания будут восприниматься исследуемым как сплошной свет. Первые 3-5 попыток определения лабильности считаются пробными и не заносятся в таблицу результатов исследования.

Диагностическое значение имеют 5 последующих результатов, которые вносятся в таблицу первичных результатов исследования.

На следующем этапе проводится исследование критической частоты распознавания мелькания (КЧРМ), условия которого совпадают с предыдущим этапом за исключением направления изменения частоты сигнала. Исследователь постепенно изменяет частоту световых вспышек, начиная от максимального значения (приблизительно 60 Гц) до того момента, когда исследуемый распознает отдельные мелькания, а не сплошной свет.

Диагностическое значение имеют результаты измерений с шестого по десятый. Исследование проводится отдельно для правого и левого глаза.

Полученные результаты заносятся в таблицу.

Показателем лабильности считается средне арифметическое между КЧСМ и КЧРМ.

Результаты исследования критической частоты слития мельканий (КЧСМ) и критической частоты распознавания мельканий (КЧРМ).

 

 

Таблица 1. Результаты исследования КЧСМ

 

№ п/п

№ измерения

Правый глаз

Левый глаз

КЧСМ КЧРМ КЧСМ КЧРМ
           
           
           

Среднее значение

       

 

Обработка и интерпретация данных проводится с использованием оценочной шкалы, предложенной Т.В.Буднич. Оценочная шкала для лиц до 30 лет: более 46,8 Гц – высокая лабильность, 43,5-46,8 Гц – уровень лабильности выше среднего, 36,3-43,4 Гц – средний уровень лабильности, 31,8-36,2Гц – уровень лабильности ниже среднего, мене 31,8 Гц – низкая лабильность.

Проанализируйте результаты критической частоты слития и распознавания мельканий для правого и левого глаза. Проведите сравнительный анализ полученных данных среди студентов группы. По результатам экспериментальных исследований и данными оценочной шкалы.

Результаты анализируют, делают выводы.

  

Лабораторная работа № 13

Тема: Определение порога различения прикосновений

Цель: выявить пороги различения прикосновений на различных участках кожи. Объяснить физиологическую природу этого явления.

Методика. Последовательно к участкам спины, плеча, предплечья, тыльной и ладонной поверхности руки, фаланге большого и указательного пальцев, слизистой кончика языка прикладывают одновременно кончики игл чертежного измерителя и определяют пороги различения прикосновений. Для этого находят наименьшее расстояние между иглами измерителя, при котором исследуемый ощущает раздельно прикосновение.

 

Таблица 1 – Результаты исследования порогов различения прикосновений

 

 

Пороги различения прикосновений (м)

  Ф.И.О Спина плечо Предплечье Тыльная пов. руки Ладонная пов. руки Фаланги пальцев Слизистая кон. языка
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

 

Результаты заносят в таблицу, сравнивают пороги, делают выводы.

 

Лабораторная работа №14

Тема: Опыт Аристотеля

Цель: выяснить значение рецептивного поля рефлекса в объективном восприятии действительности.

Методика. Исследуемый помещает между указательным и средним пальцами руки маленький шарик и катает его по столу. Затем меняет положение пальцев, перекрещивая их, с расчетом, чтобы шарик находился между медиальной (локтевой) поверхностью среднего пальца. В этом положении повторяют процедуру катания шарика.

Анализируют ощущения, делают выводы.

Лабораторная работа № 15

Тема: Определение слуховой чувствительности у человека

Цель: освоить методику определения слуховой чувствительности у человека.

Методика. Для работы используют звуковой генератор, который путем поворота специальной рукоятки на средней панели прибора, позволяет регулировать частотную характеристику звука от 15-16 до 20000 Гц.

Включают звуковой генератор в электрическую сеть, постепенно увеличивая частоту звуковых колебаний, находят верхнюю и нижнюю границы слуховой чувствительности у каждого студента.

Результаты анализируют, делают выводы.

Лабораторная работа № 16

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...