Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Исследование переключения внимания при условии активного выбора информации




Цель работы: Исследовать скорость переключения внимания у человека при условии активного выбора информации.

Методика. Исследуемый ищет в таблице числа (в определенной последовательности согласно заданию), называет и показывает их.

 

Таблица 1 – Цифровая таблица для исследования переключения внимания

 7. 4. 10. 6. 22. 24. 12.
17. 13. 19. 8. 2. 16. 19.
11. 1. 20. 15. 21. 23. 3.
 9. 6. 17. 5. 18. 12. 24.
14. 25. 13. 9. 20. 1. 7.
21. 3. 23. 8. 15. 14. 18.
16. 5. 11. 2. 22 4. 10

 

Сначала исследуемый ищет и называет (указывает в таблице) обычные числа (1-ая серия) в порядке возрастания (от 1 по 25), потом – числа, выделенные точкой (2-ая серия) в порядке спадания (от 24 по 1).

На втором этапе исследуемый ищет и называет числа – одно обычное и одно с точкой – которые в сумме составляют 25 (например, 24 и 1, 23 и 2 и т.д.) (3-ья серия). Последнюю серию он выполняет дважды: 1) при условии относительной тишины и 2) на фоне факторов, которые отвлекают внимание (громкий разговор, вопросы, которые ему задают и т.д.).

При использовании бумажной таблицы исследуемый ищет, называет и показывает указкой числа 1-ой серии, потом 2-ой. Исследователь по секундомеру определяет время, потраченное на поиск числа, секретарь записывает время и возможные ошибки.

Если исследуемый быстро находит число, определяют и записывают время, за которое он назовет и покажет все числа 1-ой, потом 2-ой серии. После этого он выполняет задание 3-ей серии в разных условиях. Исследователь определяет время выполнения заданий с секундомером. Результаты опыта записывают в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты исследования переключения внимания

 

Время, потраченное на поиск числа или пары чисел

1 серия 2 серия 3 серия 4 серия
1        
       
25        

        

По результатам исследования построить график.

 

 

Рис.1 – Пример динамики скорости переключения внимания в 4-х сериях исследований

 

Сравнить время поиска в начале, посередине и в конце выполнения задания одной серии. Сравнить время поиска сумы чисел в условиях тишины и при условии действия факторов, которые отвлекают внимание. Сравнить результаты разных исследуемых. Оценить вероятность расхождения по t-критерию Стьюдента.

Результаты анализируют, делают выводы.

 

Лабораторная работа № 22

Тема: Оценка эффективности умственного труда в условиях

Переключения внимания

Цель работы: Исследовать подвижность нервных процессов и эффективность умственного труда в условиях переключения внимания.

Методика. В первой части инструкции экспериментатор объясняет исследуемым первый способ работы. После объяснения данного способа исследуемые в течении 2 минут выполняют практическую работу для закрепления в памяти правил выполнения задания и отработки необходимых навыков их использования. Полученные ряды чисел подчеркиваются, после чего исследуемые приступают к изучению второго способа сложения чисел. Объяснение второго способа работы тоже сопровождается иллюстрацией конкретного примера, который записывается на доске, и опять оканчивается письменным двухминутным выполнением задания. Задача исследуемых: запомнить и дифференцировать указанные способы сложения чисел.

Экспериментатор внимательно следит за тем, чтобы оба способа сложения и формы записи чисел были усвоены всеми исследуемыми. Определив с помощью контрольных вопросов, что они могут отличить один способ работы от другого, экспериментатор дает сигнал к началу выполнения задания. Способы работы по сигналу экспериментатора меняются каждую минуту, длительность выполнения всего задания – 10 мин.

Инструкция исследуемым. Перед вами ставится задача сложить два равнозначных числа по определенным правилам. Возьмем два числа, например, 1 и 5, напишем их одно под другим. Выполняем их сложение. Сумму запишем верхним числом, а под ним – верхнее число предыдущей пары:

1 6
5 1

 

Полученные числа опять слагаем и сверху напишем сумму, а под ней – верхнее число предыдущей пары:

 

1 6 7
5 1 6

        

Следующая сумма получается двухзначная – 13. В таких случаях записываем только единицы, а десятки отбрасываем. Число единиц пишем сверху как первое слагаемое, а под ним – верхнее число предыдущей пары «7» и т.д.

 

1 6 7 3 0 3 6
5 1 6 7 3 3 3

    Обратите внимание, как записываются слагаемые, когда сумма заканчивается нулем.

    Если у закончилась строка, переходите на следующую, переписывать последнюю пару нельзя. В новой строке сразу вверху записываем сумму, а внизу – предыдущее верхнее слагаемое.

    Сделав несколько сложений, экспериментатор продолжает инструкцию: «Теперь попробуйте работать самостоятельно по возможности быстро и точно. Пишите вверху цифру «8», а внизу – «3». Начинаем». Исследуемые работают в течение 2 минут.

    После этого следует перейти к объяснению второго способа.

«То, что Вы сейчас делали, условно называется первым способом работы. Вам нужно усвоить еще один, второй способ работы. Возьмем два числа, например, 1 и 5, их сумма равна 6. Записываем ее не рядом с верхним числом, как в первом способе работы, а рядом с нижним, а вверху записываем нижнее слагаемое предыдущей пары»:

 

1 5 6
5 6 1

        

Экспериментатор показывает второй способ работы, опять обращая внимание на правила записи двухзначных чисел.

    «Попробуйте сейчас работать сами, действуя как можно быстрее и с большей точностью. Напишите вверху 8, а внизу 3. Складывайте их, используя второй способ. Начинайте!»

    Исследуемые работают 2 минуты, а потом дается команда: «Закончить работу. Подчеркните строку!».

    «Переходим ко второму этапу выполнения работы. Предлагается 2 числа. Начните складывать их первым способом. По команде «Второй способ!» Вы поставите в строке вертикальную черту и будете продолжать вторым способом. Переписывать последнюю пару чисел за чертой нельзя, нужно сложить их устно, а за чертой поставить числа уже другим способом. По команде «Первый способ!» Вы опять поставите черту и измените способ работы. Так будет продолжаться несколько раз. Работать нужно как можно быстрее, но без ошибок. Если возникают затруднения, найти ошибку и продолжать работу. Вопросы есть?»

    Для упрощения обработки материала в качестве исходных пар чисел для выполнения основного задания целесообразней использовать: 8 и 7, 5 и 9, 2 и 3, 9 и 2, 5 и 3, 5 и 8, 9 и 9, 6 и 9.

    Обработка и анализ результатов. Проверку можно упростить, если учитывать следующую закономерность: сумма двух рядом стоящих чисел в строке равна третьему числу, которое стоит после них. Закономерность проявляется до вертикальной черты. Подсчитывается количество сложений и ошибок в процессе выполнения тренировочного и основного задания. Вычисляется также средняя скорость работы в тренировочном и основном заданиях.

    При обработке материалов учитывается не только точность, но и скорость работы. Подсчитывается количество операций, которые выполнил исследуемый в течение тренировочных заданий, и количество операция во время выполнения зачетной серии. Среднее количество операций, выполненных исследуемым за 1 минуту в тренировочной серии, когда он работает без переключения внимания, характеризует продуктивность его работы без переключения и обозначается «е». Среднее количество операций, которую он выполнил за 1 минуту в основной серии задания, показывает его продуктивность работы в условиях частого переключения с одного вида на другой и обозначается буквой «Е». Этот показатель свидетельствует о подвижности психических процессов.

    Получив в процессе обработки материала данные о скорости и продуктивности работы исследуемых, а также данные о ее качестве, можно определить следующие показатели переключения внимания исследуемого:

1) степень переключения внимания (ПУ=Е/е);

2) скорость протекания психических процессов, Е;

3) уровень стойкости переключения внимания.

На основании статистической обработки данных введены соответствующие шкалы оценок.

Уровень стойкости переключения внимания – это оценка, которая представляет собой интегративный показатель переключения внимания, учитывает и соединяет в себе и скорость, и качество работы в условиях частого переключения и рассчитывается по формуле:

                                                         

 

где Do – коэффициент проявления стойкости переключения внимания;

    Е – величина, которая характеризует продуктивность работы в условиях переключения внимания;

    Moc – среднеарифметическое число ошибок сложения за 1 мин.;

    Non – количество групп операций, в которых допущены ошибки переключения.

 

Таблица 11 – шкала оценок полученных показателей

 

ПУ Е Do Уровень
0,33-0,79 4,7-11,6 0,54-8,39 низкий
0,80-0,90 11,7-14,7 8,40-12,53 средний
0,91-1,00 14,8-17,9 12,54-16,18 высокий
1,01-1,33 18,0-27,2 16,19-25,02 очень высокий

 

Результаты анализируют, делают выводы.

 

Лабораторная работа № 23

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...