Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Комплексная оценка состояния здоровья





Цель: Изучить комплексную оценку состояния здоровья

Основные теоретические положения. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни (определение ВОЗ).

Основные компоненты оценки состояния здоровья. Соматический (физический) компонент – он подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде. Социально-психологический компонент – он определяет состояние психической сферы человека, систему ценностей, установок и мотивов адекватного поведения в социальной среде (В.Л. Казначеев).

Главные критерии оценки состояния здоровья: сбалансированность свойств и качеств организма, уравновешенность свойств и качеств организма, компенсированность свойств и качеств организма. Важнейшие элементы (признаки) здоровья: уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма, резервные возможности основных физиологических систем, уровень неспецифической резистентности и иммунологической защиты, уровень морально-волевых и ценностно- мотивационных установок.          Шкала соматического здоровья: низкий уровень, уровень ниже среднего, средний уровень, уровень выше среднего, высокий уровень.

Рассчитываются уровни по показателям массы тела, жизненной емкости легких, динамометрии кисти, частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического артериального давления (САД), времени восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 секунд. Г.Л. Апанасенко определил уровень соматического здоровья:

· 3 и меньше – ниже среднего;

· 4-6 – низкий;

· 12-15 – выше среднего;

· 16-18 – высокий.

– Сбалансированное здоровье, когда имеющиеся отклонения легко компенсируются, что не отражается на отправлении человеком индивидуально- психологических и социальных функций.

– Умеренно разбалансированное здоровье, при котором человек временами испытывает неудобства в отправлении своих социальных функций, имеет ограничения в выборе рода деятельности, что, впрочем, не лишает его ощущений социальной полноценности.



– Существенно разбалансированное здоровье на фоне накапливающихся заболеваний, последствия которых ограничивают трудоспособность человека и могут вызвать его инвалидность.

Методика. Определить коэффициент здоровья (КЗ) по модифицированной формуле P.M. Баевского Оборудование: секундомер, прибор для определения артериального давления, весы медицинские, ростомер.

1. Измерить рост, массу тела, частоту сердечных сокращений, систолическое и диастолическое артериальное давление в покое.

2. Определить коэффициент здоровья (КЗ) по формуле:

КЗ = 0,011ЧСС + 0.014САД + 0.008ДАД + 0,014В + 0.009М + 0.004П - 0.009Р - 0,273,

где ЧСС – частота сердечных сокращений за 60 секунд;

 

САД – систолическое артериальное давление;

 

ДАД – диастолическое артериальное давление;

 

В – возраст в годах;

 

М – масса тела в килограммах;

 

П – пол (мужской - 1, женский - 2) _____; Р – рост в сантиметрах _______;

К3 =_________________________________.

 

Оценить функциональное состояние системы кровообращения по таблице 1.

Сделайте вывод о соответствии ваших показателей коэффициента здоровья физиологической норме.

 

Таблица 1 – Функциональное состояние системы кровообращения

 

 

К3 Степень адаптации системы кровообращения
1 Оптимальная
2 Удовлетворительная
3 Неполная
4 Кратковременная
   

 

 

Результаты анализируют, делают выводы.

 

 

Лабораторная работа № 26

Тема: Определение уровня соматического здоровья индивида с помощью экспресс-оценки по Г.Л. Апанасенко

Цель: Определить уровень соматического здоровья индивида с помощью экспресс-оценки по Г.Л. Апанасенко.

Методика. Провести антропометрические исследования (масса тела, рост), измерить артериальное давление в покое (САД, ДАД) и сосчитать частоту сердечных сокращений, провести спирометрию и динамометрию. Результаты зарегистрировать. Затем предложить исследуемому сделать 20 приседаний за 30 секунд и определить время, за которое пульс восстановится. Сопоставить полученные данные с данными таблицы, вывести общую сумму баллов и определить уровень здоровья (см. табл.1, 2).

Занесите полученные вами данные о коэффициенте здоровья в таблицу. Сделайте вывод о соответствии ваших показателей коэффициент здоровья физиологической норме.

 

Таблица № 1 – Экспертная оценка уровня здоровья у женщин по Г.Л. Апанасенко

 

Показатель Низкий уровень Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

1

Масса/рост, г/см 501 451-500 450 и менее - -

 

           

 

Баллы -2 - 1 0 61-65 66 и более

 

           

2

ЖЕЛ/масса, мл/кг 50 и менее 51-55 4 5  

 

           
    Баллы 0 1 2 71-80 81 и более
               
3   Динамомет рия/масса, % 60 и менее 61-65 61-65 66 и более  
               
    Баллы 0 1 2 3 4
               
4   ЧСС АД систолическое 100-111 и более 95-110 85-94 3 70-84 4 69 и менее
               
    Баллы -2 0 2 3 4
               
5   Время вос становления после нагрузки, мин 3 и более 2-3 1,30-1,59 3 1,0-1,29 5 менее 1
               
    Баллы -2 1 3 5 7
 

 

         
 

Общая сумма

4 5-9 10-13 14-16 17-21

 

Таблица № 2 – Экспертная оценка уровня здоровья у мужчин по Г.Л. Апанасенко

 

     

 

Показатель

Низкий

Ниже Средний Выше Высокий

 

 

 

уровень

среднего   среднего  

 

 

 

 

       

1

 

Масса/рост

451

351-450 350 и - -

 

 

г/см

 

  менее    

 

 

 

 

       

 

 

Баллы

-2

-2 -1 0  

 

 

 

 

       

2

 

ЖЕЛ/масса,

40 и

41-45 46—50 51-55 56 и

 

 

 

 

       

 

мл/кг менее

 

    более

   Баллы

  0

 

0

  1   2   4
3

 

Динамомет-

40 и

41—50

51-55 56-60 61 и
 

 

рия/масса, %

менее

 

    более
 

 

 

 

 

     
 

 

Баллы

0

0

1 2 3
 

 

 

 

 

     
4

 

ЧСС АД

100-111

95-110

85—94 70-84 69 и
 

 

систолическое

и более

 

    менее
 

 

 

 

 

     
 

 

Баллы

-2

-2

0 2 3
 

 

 

 

 

     
5

 

Время вос-

З и

2-3

1,30-1,59 1,0-1,29 менее 1
 

 

становления

более

 

     
 

 

после нагруз-

 

 

     
 

 

ки, мин

 

 

     
 

 

 

 

 

     
 

 

Баллы

-2

-2

1 3 5
 

 

 

 

     
 

Общая сумма

4

4

5-9 10-13 14-16
 

 

 

 

 

     
                     

 

Результаты анализируют, делают выводы.

 

 

Литература

 

1. Соколова Л.В. Психофизиология. Развитие учения о мозге и поведении: уч. пособие для академического бакалавриата./Л.В. Соколова. – 2е изд. – М.: Изд. Юрайт, 2017. – 186 с.

2. Психофизиология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. / Под. ред. Ю. И.      Александрова. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с.

3. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учебник для академического бакалавриата /Ж.М. Глозман. – М.:Изд. Юрайт, 2017. – 258 с.

4. Черенкова Л.В. Психофизиология в схемах и комментариях: уч. пособие /Л.В. Черенкова, Е.И. Краснощекова, Л.В. Соколова. – 2е изд. –М.: Изд. Юрайт, 2017. – 236 с.

4. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2000. – 559 с.

5. Чернышева Е.Г. Практические занятия по прикладной психофизиологии: учебно-методическое посхэж.юобие для студентов психологического факультета ГУ- ВШЭ / Е.Г. Чернышева, Б.В. Чернышев. – М., 2017. – 53 с.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.