1.1 Возникновение логистики. Функциональный подход. Расширенный подход
1. 1 Возникновение логистики Термин “логистика” происходит от греческого слова, означающего «искусство вычислять, рассуждать». Еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул “логисты” или “логистики”, они занимались распределением продуктов питания. Логистика развивалась как военная дисциплина. В конце I тысячелетия нашей эры (Византия, царь Леон VI (865-912 г. г. н. э. )) с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов [3, с. 5]. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского генерала Антуана Анри Жомини (1779-1869), определявшего логистику как “практическое искусство маневра войсками”[1, с. 9] и впервые применившего эту науку на практике при планировании обеспечения боеприпасами, продуктами питания, квартирного размещения армии Наполеона. В России в середине XIX века под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, организация их тылового обеспечения. Однако к концу века термин «логистика» в России широкого применения уже не имел: словарь Брокгауза и Эфрона (Санкт-Петербург, 1896г. ) предлагает считать этот термин вышедшим из употребления [2, с. 34]. В XX веке логистика стала активно применяться в период II мировой войны и, прежде всего, в материально-техническом снабжении армии США на Европейском театре военных действий. Постепенно логистические методы, как и многие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели), стали переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально – как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем – и в сфере производства.
Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще в период экономического кризиса 1930-х годов, идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем трансформировались в самостоятельное направление научных исследований и форму хозяйственной практики – логистику. Для полноты картины необходимо отметить, что у термина логистика есть и еще одно толкование. Живший в начале XVII-XVIII вв. немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904г, на философской конференции в Женеве. В этом значении он используется до сих пор.
1. 2 Предмет и задачи логистики. Функциональные области логистики.
Термин «логистика» известный на протяжении многих лет только узкому кругу специалистов (главным образом военных), в последние десятилетия получает широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что это понятие начало использоваться в экономике. Возникновение идеи интеграции процессов товародвижения некоторые экономисты относят к 1930-м годам, однако, временем возникновения логистики как экономической научной и прикладной дисциплины принято считать конец 50-х – начало 60-х годов ХХ века, – период, когда начинают создаваться первые логистические системы. Объектом изучения научной и учебной дисциплины “логистика” являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Предметом изучения – процесс управления ими. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логического подхода к управлению предприятием. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, повышает уровень сервиса.
В наиболее общем виде логистика может быть охарактеризована как наука и практическая деятельность по управлению материальными и связанными с ними информационными потоками в сфере производства и обращения. Ввиду актуальности исследуемой проблематики, в процессе своего развития логистика стала объектом внимания многих экономистов, пытавшихся охарактеризовать ее сущность. Некоторые из существующих определений логистики приведены в таблице 1. Как видно из таблицы, большинством авторов логистика рассматривается как комплексное управление процессами товародвижения с целью обеспечения наиболее эффективного их осуществления. При этом современная трактовка подразумевает не просто управление физическими операциями товародвижения, а возможность влияния на стратегию предприятия, создания конкурентных преимуществ. Исходя из определения, основной целью логистики является повышение эффективности функционирования предприятия (логистической системы [3] ) в рыночной среде посредством оптимизации процессов товародвижения. Логистика как наука разрабатывает соответствующее теоретическое обеспечение, логистика как практическая деятельность реализует функции рационального управления материалопроводящими системами.
Таблица 1. 1 – Основные подходы к определению логистики
Продолжение таблицы 1. 1
В современных условиях, (с учетом подходов к определению логистики), основными задачами логистики являются:
- участие в формировании рыночного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы предприятия и получению преимуществ перед конкурентами; - создание эффективной системы комплексного управления процессами товародвижения. Таким образом, при изучении влияния логистических функций на хозяйственные процессы предприятия можно выделить две составляющие логистического подхода: организационную и стоимостную. Это означает, что специалист-маркетолог, работающий в сфере логистики должен обладать знаниями и навыками, позволяющими, с одной стороны, разработать комплекс мер, обеспечивающих наиболее рациональную организацию материальных и информационных потоков, и, с другой стороны – оценить влияние этих мер на общую эффективность деятельности предприятия (то есть соотношение «затраты - результат») и реализуемую маркетинговую стратегию. Границы использования логистики в коммерческой практике предприятия определяются так называемым принципом «уплаты денег – получения денег», который говорит о том, что логистическое управление охватывает процессы товародвижения с момента уплаты денег поставщику за материальные ресурсы, до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю. Множественность направлений деятельности во внешней и внутренней среде предприятия позволяет выделять в логистическом процессе ряд элементов, которые некоторые экономисты называют видами логистики, но корректнее, на наш взгляд называть их функциональными областями логистики или логистическими функциями[4]. Так, можно выделить: закупочную, производственную, распределительную логистику; логистику запасов; логистику складирования, транспортную, информационную логистику; логистику в области сервиса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|