Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.1 Возникновение логистики. Функциональный подход. Расширенный подход




1. 1 Возникновение логистики

Термин “логистика” происходит от греческого слова, означающего «искусство вычислять, рассуждать». Еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул “логисты” или “логистики”, они занимались распределением продуктов питания.

Логистика развивалась как военная дисциплина. В конце I тысячелетия нашей эры (Византия, царь Леон VI (865-912 г. г. н. э. )) с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов [3, с. 5].

Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского генерала Антуана Анри Жомини (1779-1869), определявшего логистику как “практическое искусство маневра войсками”[1, с. 9] и впервые применившего эту науку на практике при планировании обеспечения боеприпасами, продуктами питания, квартирного размещения армии Наполеона.

В России в середине XIX века под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, организация их тылового обеспечения. Однако к концу века термин «логистика» в России широкого применения уже не имел: словарь Брокгауза и Эфрона (Санкт-Петербург, 1896г. ) предлагает считать этот термин вышедшим из употребления [2, с. 34].

В XX веке логистика стала активно применяться в период II мировой войны и, прежде всего, в материально-техническом снабжении армии США на Европейском театре военных действий.

Постепенно логистические методы, как и многие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели), стали переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально – как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем – и в сфере производства.

Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще в период экономического кризиса 1930-х годов, идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем трансформировались в самостоятельное направление научных исследований и форму хозяйственной практики – логистику.

Для полноты картины необходимо отметить, что у термина логистика есть и еще одно толкование. Живший в начале XVII-XVIII вв. немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904г, на философской конференции в Женеве. В этом значении он используется до сих пор.

 

 

1. 2 Предмет и задачи логистики. Функциональные области логистики.

 

Термин «логистика» известный на протяжении многих лет только узкому кругу специалистов (главным образом военных), в последние десятилетия получает широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что это понятие начало использоваться в экономике. Возникновение идеи интеграции процессов товародвижения некоторые экономисты относят к 1930-м годам, однако, временем возникновения логистики как экономической научной и прикладной дисциплины принято считать конец 50-х – начало 60-х годов ХХ века, – период, когда начинают создаваться первые логистические системы.

Объектом изучения научной и учебной дисциплины “логистика” являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Предметом изучения – процесс управления ими.

Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логического подхода к управлению предприятием. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, повышает уровень сервиса.

В наиболее общем виде логистика может быть охарактеризована как наука и практическая деятельность по управлению материальными и связанными с ними информационными потоками в сфере производства и обращения.

Ввиду актуальности исследуемой проблематики, в процессе своего развития логистика стала объектом внимания многих экономистов, пытавшихся охарактеризовать ее сущность. Некоторые из существующих определений логистики приведены в таблице 1.

Как видно из таблицы, большинством авторов логистика рассматривается как комплексное управление процессами товародвижения с целью обеспечения наиболее эффективного их осуществления. При этом современная трактовка подразумевает не просто управление физическими операциями товародвижения, а возможность влияния на стратегию предприятия, создания конкурентных преимуществ. Исходя из определения, основной целью логистики является повышение эффективности функционирования предприятия (логистической системы [3] ) в рыночной среде посредством оптимизации процессов товародвижения. Логистика как наука разрабатывает соответствующее теоретическое обеспечение, логистика как практическая деятельность реализует функции рационального управления материалопроводящими системами.

 

Таблица 1. 1 – Основные подходы к определению логистики

 

Подход к определению логистики, автор Определение логистики

Функциональный подход

Управленческий аспект (Национальный совет США по управлению материальным распределением); (Дрезденская конференция по проблемам развития логистических систем), 1985г. Логистика – это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего предприятия потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока. [3, с. 17], [1, с. 11].
Экономический аспект (Лаплаз, Менье, Вэйль, Франция) 1984г. Логистика – совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.
Управленческий и экономический аспект (проф. Пфоль, ФРГ) 1988г. Увязываются воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение.
Оперативно-финансовый аспект (Journal of Business Logistics) 1986 Логистика – деятельность, связанная с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за дос-

Продолжение таблицы 1. 1

  тавку конечной продукции потребителю.
Родников А. Н. Логистика.: Терминологический словарь, 1995г. Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внут2耀 заводской переработки сырья материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации [9, с. 86].

Расширенный подход

Аспект логистики – возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ фирмы Пол Конверс и Питер Дракер (США), 1986г. Логистика – ”последний рубеж экономии затрат“; ”непознанный материк экономики“. Э. Мате и Д. Тиксье (Франция), 1993г. Логистика – это способы и методы координации отношений фирмы с партнерами, средство координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения… способ деятельности предприятия, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги с целью оптимизации финансовых, материальных, трудовых ресурсов. Используется фирмой для реализации своих экономических целей.
Логистика отрасли (М. Кристофер, Г. Уилс) Логистика эффективна не только на уровне фирм, но и на отраслевом уровне. Ей должны принадлежать решения по общеэкономическому процессу отрасли, включая вопросы размещения предприятий и складов.

В современных условиях, (с учетом подходов к определению логистики), основными задачами логистики являются:

- участие в формировании рыночного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы предприятия и получению преимуществ перед конкурентами;

- создание эффективной системы комплексного управления процессами товародвижения.

Таким образом, при изучении влияния логистических функций на хозяйственные процессы предприятия можно выделить две составляющие логистического подхода: организационную и стоимостную. Это означает, что специалист-маркетолог, работающий в сфере логистики должен обладать знаниями и навыками, позволяющими, с одной стороны, разработать комплекс мер, обеспечивающих наиболее рациональную организацию материальных и информационных потоков, и, с другой стороны – оценить влияние этих мер на общую эффективность деятельности предприятия (то есть соотношение «затраты - результат») и реализуемую маркетинговую стратегию.

Границы использования логистики в коммерческой практике предприятия определяются так называемым принципом «уплаты денег – получения денег», который говорит о том, что логистическое управление охватывает процессы товародвижения с момента уплаты денег поставщику за материальные ресурсы, до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.

Множественность направлений деятельности во внешней и внутренней среде предприятия позволяет выделять в логистическом процессе ряд элементов, которые некоторые экономисты называют видами логистики, но корректнее, на наш взгляд называть их функциональными областями логистики или логистическими функциями[4]. Так, можно выделить: закупочную, производственную, распределительную логистику; логистику запасов; логистику складирования, транспортную, информационную логистику; логистику в области сервиса.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...