Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Функциональные области логистики. Закупочная логистика




Тема 4. Функциональные области логистики. Закупочная логистика

 

Роль и место закупочной логистики в комплексном управлении товародвижением. Основные элементы стратегии материального обеспечения предприятия. Исследование рынка материальных ресурсов. Определение потребности в ресурсе данного вида. Задача «Сделать или купить». Выбор поставщика. Расчет параметров поставки.

 

Методы логистической оптимизации процессов товародвижения в отдельных областях деятельности предприятия имеют свои особенности, что позволяет говорить о функциональных областях логистики или функциональных подсистемах логистической системы. В теоретических исследованиях по логистической проблематике выделяется ряд подходов к определению границ функциональных областей, отличающихся степенью детализации функций. Так существует подход, отводящий приоритетную роль в логистическом процессе операциям по транспортировке и хранению материальных ценностей [4]. Вместе с тем, например, при организации закупочной работы, существует совокупность принципов, позволяющих выбрать оптимального поставщика; при организации хранения имеет смысл отделять управление запасами по конкретному виду материальных ресурсов от организации функционирования складских комплексов. С этих позиций представляется целесообразным выделять следующие элементы логистического процесса (функциональные области логистики): закупочную, производственную, распределительную логистику; логистику запасов; логистику складирования, транспортную, информационную логистику; логистику в области сервиса.

 

 

4. 1 Роль и место закупочной логистики в комплексном управлении

товародвижением. Основные элементы стратегии материального

обеспечения предприятия.

 

Закупочная логистика включает управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

В современных условиях закупочная деятельность должна носить стратегический характер, то есть осуществляться в соответствии с общей стратегией развития предприятия, способствовать достижению долгосрочных целей, учитывая комплексное влияние производимых затрат на общую эффективность деятельности предприятия.

С этих позиций основными элементами стратегии материально-технического обеспечения промышленного предприятия (этапами закупочной работы) являются:

- исследование рынка материальных ресурсов данного вида;

- определение потребности в ресурсе на период;

-  принятие решения о закупке (задача «Сделать или купить»);

-  выбор поставщика;

-  расчет параметров поставки.

В торговых предприятиях, в силу характера их деятельности, отсутствует необходимость решения задачи «Сделать или купить» (так как собственное производство невозможно); остальные указанные элементы входят в стратегию товарного обеспечения торгового предприятия.

 

 

4. 2 Исследование рынка материальных ресурсов. Определение

потребности в ресурсах данного вида

В рыночной экономике, в условиях экономической самостоятельности предприятий и наличия конкуренции, любой хозяйственный процесс должен начинаться с анализа среды, в которой он будет осуществляться. Поэтому одним из важнейших этапов реализации стратегии МТО является исследование рынков материальных ресурсов.

При этом логистическими службами предприятия должна изучаться информация о качестве товара и ассортименте конкретных поставщиков, системе цен и условиях продаж, возможных условиях поставки, и, при возможности, – о стратегиях снабжения применяемых конкурентами.

Исследование потребительских предпочтений относительно материала, из которого должен быть изготовлен товар, исследование рынков товаров-заменителей, изучение товарной политики конкурирующих фирм является прерогативой маркетинговых служб.

При определении потребности в материальных ресурсах принципиально различают следующие подходы [3, с. 75]:

1 Потребность в сырье материалах и комплектующих изделиях определяется на основе полученного заказа на готовые изделия (то есть после получения заказа).

2 Определение потребности на основе расхода используемых материалов. Применяется в тех случаях, когда требуемое клиентом время поставки меньше, чем цикл восстановления складских запасов.

В рамках этих подходов существуют 3 группы методов расчёта потребности в материалах [2, с. 189], [3, с. 75-81]:

1 Детерминированные;

2 Стохастические (вероятностные);

3 Эвристические.

Детерминированные методы служат, главным образом, для определения вторичной потребности (в материальных ресурсах) при известной первичной (в готовых изделиях).

При аналитическом подходе ход расчёта идёт от изделия (его спецификации) по ступеням иерархии сверху вниз. При синтетическом подходе расчёт исходит из деталей и степени их применяемости на отдельных ступенях иерархии.

При всех способах детерминированного определения потребности в материальных ресурсах особо важно установление времени потребления тех или иных компонентов. Материалы должны иметься в наличии в достаточно ранний срок с тем, чтобы время их поступления и первичной обработки не увеличивало длительности цикла изготовления изделий. Детали должны быть своевременно готовы, чтобы оставалось необходимое время для сборки. Покупные изделия должны быть заказаны с учётом ожидаемого времени поставки.

При этом все компоненты готового изделия должны иметься на предприятии не раньше, чем это необходимо, чтобы не увеличивать расходы связанные с хранением запаса.

Стохастические методы предусматривают построение экономико-математической модели, когда учитываются данные прошлых периодов и на основе прогноза устанавливается ожидаемая потребность. К этой группе относятся: метод наивного прогноза, методы простой и скользящей средней, метод экспоненциального сглаживания, регрессионный анализ и т. д. [15, с. 51-59], [16].

Эвристические методы предусматривают определение потребности в материалах на основе опыта работников. Эти методы дают, как правило, наименее точные, приблизительные результаты.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...