Воля – сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели.
Физиологической основой воли является взаимодействие второй сигнальной системы с первой. Характеристика волевых действий бывает различной. Если действие новое, трудное, оно требует значительных волевых усилий. При обычных автоматизированных действиях воля выражена слабо, а при аффектированных состояниях волевой контроль может быть либо ослаблен, либо полностью потерян. Волевые действия разделяют на простые и сложные. Простые волевые действия состоят из двух звеньев: постановки цели и исполнения. Уровень сформированности воли человека характеризует сложные волевые действия и поступки, например осуществление мечты, овладение профессией и др. Сложное волевое действие включает в себя три звена: осознание и постановка цели, планирование, исполнение. Таким образом, волевое действие–это сознательный акт, стимулом которого являются различные потребности, преобразующиеся в желания. Желание выражает хорошо осознанный мотив, однако наряду с осознанностью важную роль играет доступность решения поставленной задачи, т. е. использование имеющихся знаний, умений, навыков, способностей. Важно также, чтобы поставленные цели требовали волевых усилий, преодоления трудностей, т. е. проявления таких черт личности, как решительность, настойчивость, самостоятельность. Развитие перечисленных волевых свойств личности достигается главным образом целенаправленным воспитанием и неразрывно с формированием убеждений, мировоззрения, идеалов. Как отмечалось, воля развивается и формируется в процессе воспитания и обучения. Уже в дошкольном возрасте у нормально развивающихся детей выявляются волевые действия. Дошкольники умеют контролировать свое поведение в соответствии с общепринятыми правилами и нормами, осмысливают целесообразность и правильность волевых действий. С момента школьного обучения происходит значительное совершенствование воли у ребенка, так как специфика учебы обязательно требует волевых усилий и действий, таких, как целенаправленность восприятий, внимание, усидчивость, организованное наблюдение и др. Важным фактором воспитания воли у ребенка является его активное участие в жизни коллектива, так как он стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в обществе людей.
Изучение волевых качеств личности у умственно отсталых детей (Н. Л. Коломинский, И. П. Лаужикас, М. Г. Царцидзе) показывает большую зависимость их поведения от конкретной ситуации. Дети-олигофрены младшего возраста не умеют контролировать свои желания и поступки, подчинять свое поведение выдвигаемым требованиям. Л. С. Выготский видел причину безволия у умственно отсталых детей в «дефекте владения собственным поведением». В исследовании И. П. Лаужикаса показано, что волевые качества учащихся разных клинических групп различны. Так, основной контингент учащихся вспомогательной школы – дети с неосложненной формой олигофрении–при выполнении экспериментального задания отчетливо проявили настойчивость, целеустремленность, выдержку. Для олигофренов с психомоторной растормо-женностью затруднены осознание задачи действия, порядок ее выполнения, проявление внимания, сдержанности. Олигофрены с явлениями заторможенности инактивны к содержанию предлагаемого задания, они равнодушны и апатичны. Эти дети особенно нуждаются в развитии активности, решительности, настойчивости. Недоразвитие волевых качеств у детей-олигофренов объясняется инертностью нервных процессов, ослабленной замыкательной функцией коры головного мозга, а также некоторыми неблагоприятными условиями социального развития, что усугубляет первичный дефект. К таким сопутствующим факторам можно отнести отсутствие родительской опеки либо чрезмерное ее проявление, неверие ребенка в возможность своего развития. Планомерное комплексное воспитание и обучение, учитывающие индивидуальные и типологические черты эмоционально-волевой сферы у разных групп учащихся вспомогательной школы, создают возможности для формирования у них определенной системы знаний и правильного их использования. Жизнь в условиях школы-интерната, занятия в группах продленного дня формируют у детей необходимые трудовые умения, навыки, значительно расширяют круг интересов, приобщают их к разнообразным видам творчества, формируют положительное черты личности, в частности волевые. По данным М. Г. Царцидзе, проявление этих качеств характерно для 54,4% 15–16-летних учащихся, оканчивающих вспомогательную школу. При этом автор отмечает три возрастных периода, в которые темп развития воли наиболее высок: 10–11, 13–14 и 15–16 лет. Особенно интенсивно волевые качества развиваются у детей старшего возраста.
Эти данные косвенно подтверждаются сведениями, полученными в ходе нашего исследования, основная задача которого сводилась к изучению мотивации мышления у учащихся старших классов вспомогательной школы. Так, на вопрос анкеты: «Какие черты характера следует воспитывать в себе, готовясь к самостоятельной трудовой деятельности?» – 45% выпускников вспомогательной школы приводят следующие личностные характеристики: «самостоятельность», «трудолюбие», «честность», «товарищество». Приведем примеры: Алеша З. «В самостоятельной жизни надо воспитывать хорошие черты характера, не поддаваться трудностям, воспитывать волю, не поддаваться уговорам плохих людей»; Галя Л. «В своем характере надо воспитывать силу воли, бодрость, мужество, умение постоять за себя»; Александр С. «Готовясь к трудовой деятельности, надо воспитывать в себе самостоятельность, добросовестность». Несмотря на то что уровень мотивации недостаточно высок, ответы учащихся свидетельствуют об их способности адекватно использовать суждения об окружающей жизни. Логичность мотивации говорит о том, что умственно отсталые подростки руководствуются основными требованиями коммунистической морали, самостоятельно их оценивают, а это немаловажно для воспитания человека, вступающего в жизнь.
Таким образом, несмотря на своеобразие формирования эмоционально-волевой сферы детей-олигофренов, они имеют значительные потенциальные возможности, способствующие развитию волевых качеств личности. Этот процесс динамичен, он складывается длительно и напрямую связан с содержанием, формами и методами педагогического коррекционного воздействия, учитывающего структуру дефекта, индивидуальные особенности развития каждого ученика, систему профессиональной, социально-психологической, бытовой и других видов ориентации, с целью включения умственно отсталого ребенка в жизнь на правах производителя общественных благ. Труд играет большую роль в судьбе умственно отсталых школьников. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются многие личностные качества школьников-олигофренов: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма и т.п. Важной задачей, стоящей перед специальной школой, является развитие у учащихся общетрудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Школьников нужно научить планировать свои действия, контролировать и регулировать их выполнение, работать аккуратно, целенаправленно, самостоятельно. Один из характерных недостатков трудовой деятельности умственно отсталых детей - низкая самостоятельность, которая во многом обусловлена недостаточным умением детей ориентироваться в задании. Учащиеся часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления, не могут установить, какие им потребуются инструменты, и, как правило, выбирают те, которыми пользовались на предшествующих уроках туда.
Не менее сложным оказывается составление плана предстоящей трудовой деятельности, а также выполнение изделия по плану, представленному в виде словесной инструкции. Учащиеся часто бывают не в состоянии наметить правильный план действий, установить последовательность операций и рационально организовать свою деятельность, если они располагают только краткой инструкцией. Им требуется развернутая, полная инструкция. Самостоятельно, без специального обучения, умственно отсталые ученики не могут руководствоваться в своей деятельности наглядными инструкциями: образцами, чертежами, технологическими картами. С.Л.Мирский считает, что недостатки планирования, наблюдаемые у школьников-олигофренов, объясняются их низкой способностью действовать «во внутреннем плане», т.е. мысленно Составление плана работы и его выполнение требуют самостоятельности действий. У умственно отсталых учащихся она слабо развита, поэтому важно связать формирование процесса планирования с воспитанием у них самостоятельности. Ошибки, возникающие при выполнении трудового задания школьниками с недостатками умственного развития, могут быть следствием недоразвития самоконтроля. Они не контролируют ход выполнения поставленной перед ними задачи, не замечают неточностей, допускаемых ими в процессе трудовой деятельности. Особенности самоконтроля учеников с интеллектуальной недостаточностью в процессе труда ярко прослеживаются в их измерительных действиях. Так, дети знают, что в 1м - 100см, но не представляют себе эти соотношения. Они испытывают большие затруднения, когда необходимо определить размер детали с помощью измерительной линейки или на глаз. Нарушение координации движений рук оказывает негативное влияние на контроль и регуляцию при формировании двигательных трудовых навыков. Двигательные трудовые навыки автоматизируются у школьников медленно. Большие сложности возникают, когда необходимо осуществлять перенос навыка в новые условия. Ведущая роль в формировании у учеников общетрудовых умений принадлежит учителю. Без его участия, особенно на начальных этапах обучения, умственно отсталые школьники самостоятельно не готовы привлекать имеющиеся знания для выполнения трудового задания. Только благодаря систематической помощи педагога возможно формирование обобщенных умений планировать, контролировать, корригировать свои действия, переносить имеющийся опыт в новые условия, действовать в соответствии с инструкцией.
Трудовое воспитание должно способствовать формированию у детей потребности трудиться, чувства ответственности за выполняемую работу, положительного отношения к труду В связи с этим перед школой стоит задача сформировать у школьников такое отношение к труду, которое не зависело бы от характера труда и от личностных особенностей подростка. Он должен осознавать, что труд является неотъемлемой частью жизни. Анализ научной психологической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта позволяют с уверенностью говорить о возможностях коррекции личностного развития умственно отсталых школьников в процессе трудовой деятельности и о значительной образовательной роли труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|