Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила построения программ исследования




Предварительное составление программы психологического следования — неотъемлемая часть процедуры психологической диагностики. Программа экспериментально-психологического исследования определяет набор конкретных методик, тактичес­ких приемов их проведения и саму последовательность предъявления.

При исследовании детей с тяжелыми нарушениями на предварительном этапе (до собственно экспериментально-психологического или нейропсихологического исследования) помимо обычного сбора анамнеза, анализа документов и пр. может оказаться полезным составление так называемой шкалы навыков, необходимых для социальной и бытовой адаптации, предложенной. Ю.Левченко (2000). Она представляет собой анализ возможностей ребенка по ряду следующих параметров.

Навыки, необходимые для социальной адаптации:

- пользование ванной;

- забота о волосах, ногтях;

- вытирание полотенцем;

- пользование общественным туалетом;

- надевание одежды и обуви и уход за ними;

- употребление основной кухонной утвари;

- умение пользоваться газовыми и электрическими плитами-

- использование шкал и мер;

- приготовление простых блюд;

- выполнение основных домашних поручений;

- простая стирка и глажение;

- пользование телефоном и умение сделать вызов срочных служб (врача, пожарных);

- самостоятельное пользование общественным транспортом и знание правил пешехода;

- овладение основными предосторожностями против возник­новения пожара;

-умение обратиться за помощью в случае необходимости;

- распознавание цвета;

- понимание показаний часов с латинскими и арабскими циф­рами на циферблате;

- пользование будильником;

- совершение простых счетных операций;

- устный счет;

- знание денежных купюр и монет;

- умение сделать мелкие покупки за наличный расчет;

- умение отправить письмо, написать имя и адрес;

- знание социально значимых слов и символов;

- умение правильно стоять, сидеть и ходить;

- прием лекарств по назначению, оказание элементарной пер­вой помощи.

Социальные навыки:

- установление и поддержание отношений с окружающими. умение получать - удовлетворение от этих отношений;

- умение правильно реагировать на замечания;

- проявление нормальной реакции на доброту и любовь;

- владение основными речевыми навыками;

- умение начать разговор;

- пользование формулами вежливости: «пожалуйста», «спасибо» и др.;

- умение обратиться за советом;

- умение пользоваться столовой;

- умение назначить встречу и быть вовремя при приглашении

- умение пригласить и развлечь дома гостей;

- осознание опасности вредных привычек (курения, употребления алкоголя);

- знание моральных норм, относящихся к сексуальному поведению;

- знание функций таких государственных учреждений, как

милиция, больница.

Трудовые навыки:

- способность следовать простым инструкциям;

- употребление простых инструментов;

- выполнение обычных домашних обязанностей;

- способность переносить усталость;

-принятие указаний и руководства;

- принятие ответственности;

- принятие роли подчиненного;

- пунктуальность;

- умение устанавливать отношения в процессе работы. Отдых и развлечения:

- умение организовать свободное время;

- установление дружеских отношений; участие в клубных заня­тиях и кружках;

- увлечение чем-либо (хобби);

- посещение библиотек и музеев;

- понимание в доступных пределах произведений искусства;

- способность танцевать;

- умение посещать кинотеатры и другие места развлечений.

Итак, после осуществления предварительной работы необхо­димо подобрать соответствующие методики и разработать после­довательность их предъявления.

Выбору правильной последовательности предъявления мето­дик не всегда придается должное значение, тогда как на практике это может быть очень важным фактором, определяющим ин­формативность и достоверность исследования. Обычно вначале, после беседы, дают относительно несложные и нейтральные задания, так как на этом этапе еще идет установление контакта с подростком, «прощупывание» его возможностей и личностных реакций на исследование. Затем задания усложняются. Характер заданий лучше варьировать: например, не рекомендуется сначала предъявить все методики «на память» (напомним, что методик изучающих исключительно одну функцию, в силу системности психики человека, не существует, и речь идет о выявлении той или иной методикой преимущественно той или иной функции), затем — «на мышление» и т.п. В случае предъявления однотипных методик скорее возникает явление пресыщаемости, ребенок быстрее устает, поскольку выполняет сходные виды деятельности.

Подбор конкретных методов исследования также требует внимания. Программа не должна быть перегружена, но в ходе ее реализации должны быть получены ответы на поставленные при обследовании ребенка вопросы. Конечно, подростки, как правило, более выносливы к длительному умственному напряжению чем дети более младшего возраста, но все же утяжелять программу методиками «на всякий случай» нежелательно. Другое дело, когда в ходе исследования появляется подозрение на существование каких-то особых нарушений психики, что может повлечь за собой кардинальное изменение оценки характера отклонений в развитии (например, ребенок обследуется как умственно отсталый ходе исследования обнаруживается искажение мышления' свойственное данной аномалии-развития). В таких случаях программа может быть дополнена соответствующими методиками и приемами, но без необходимости этого делать не следует.

По времени исследование подростка обычно не превышает 1 5 ч (а нередко оно занимает и меньше времени, если ребенок быстро истощается), поэтому в случае необходимости и при наличии воз­можности бывает целесообразно проводить исследование в тече­ние нескольких дней.

Выбор методик всегда должен отвечать принципу всесторон­него и целостного исследования, но при этом он в определенной степени зависит от целей и задач обследования.

Так, например, при выявлении причин трудностей в обучении в ряде случаев может оказаться полезным нейропсихологическое исследование, выявляющее тонкие нарушения корковых функ­ций. При изучении причин нарушений поведения необходимо очень внимательно изучить не только личностные особенности подрос­тка, но и всю систему его межличностных отношений, социаль­но-психологическую ситуацию в семье, школе, выявить сферы дисгармонии отношений. Для этой цели могут использоваться опросники, проективные методики, социометрия (для определе­ния положения ребенка в социальной микрогруппе).

Существенные особенности имеет исследование подростка с нарушениями развития в целях профориентации. Здесь помимо традиционных методик исследования познавательной сферы и личности используют специальные профдиагностические методики. Психика подростка оценивается с точки зрения возможно выполнения им той или иной профессиональной деятельности. В качестве дополнительных методов используют тесты способностей (общих и специальных). При этом, однако, не следует забывать что профпригодность — динамичное образование, которое формируется в ходе деятельности, а не дано изначально; при этом уровень развития способностей не является решающим фактором. Профессиональное становление во многом зависит от мотивации, интересов, любви к своему делу, которые часто помогают компенсировать недостаток нужных способностей или развить их. Это касается подростков с отклонениями в развитии, в связи с чем особое внимание следует обратить именно на данные характеристики.

Многие личностные особенности подростка изучаются с по­мощью рассмотренных выше экспериментально-психологических тестов, опросников. Существуют и специально разработанные для профориентации опросники, уже хорошо зарекомендовавшие себя в работе с некоторыми категориями подростков с отклонениями в развитии. Это прежде всего Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Данный опросник исходит из положения о том, что все профессии можно классифицировать признаку предмета труда на несколько групп. Предмет труда — система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов которыми человек определенной профессии должен мыс­ленно или практически оперировать (распознавать, учитывать, упорядочивать, преобразовывать, сохранять или отыскивать их). В соответствии с предметом труда мир профессий разделяется на следующие группы:

«человек—природа» (предмет труда — живые организмы, био­логические, микробиологические процессы);

«человек—техника» (предмет труда — технические системы, технические и неживые предметы, материалы, энергия);

«человек—человек» (предмет труда — люди, группы, коллекти­вы);

«человек—знак» (предмет труда — условные знаки, цифры, коды, формулы, естественные языки);

«человек—художественный образ» (предмет труда — художе­ственные образы, их части, элементы, свойства). Результаты от­вета на данный опросник помогают сориентироваться, в какой сфере находятся профессиональные интересы подростка, насколько ярко они выражены. В дальнейшем профессиональные интересы подростка соотносятся с его фактическими и потенциальны­ми возможностями.

Направленность личности для целей профориентации можно изучать с использованием методики «Ценностные ориентации» Рокича. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности, является основой отношений человека к окружающему миру и себе, ядром мотивации

Жизненной активности. Выделяют так называемые терминальные ценности (ценности-цели, к которым стремится человек) и инструментальные ценности (ценности-средства, убеждения в том, что какой-то образ действий или свойства личности являются

предпочтительными в любой ситуации). Рекомендуемая методика

позволяет выявить иерархию ценностей и ее особенности. Трудностью при применении данной методики может стать желание подростка

соответствовать социальным ожиданиям, в результате чего он будет отвечать не искренне, а «как положено». Эта трудность не возникнет, если с ребенком предварительно установлен хороший контакт, существует атмосфера доверия.

Итак, хотя не существует конкретных рецептов по составлению программ исследования, соблюдение приведенных правил и рекомендаций поможет полноценному изучению подростка с нарушениями развития.

 

 

Методы психологического изучения детей с нарушением развития. Нейропсихологическое изучение детей с нарушением развития. Специальные методики, используемые в психодиагностике (линостные опросники и проективные методики). Логопедическое обследование детей с нарушением развития. Коррекционная работа по результатам диагностики.

 

Предметом научного изучения психологии являются факты психической жизни, для выявления которых применяют специальные методы. Методы психического исследования зависят от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она призвана решать.

Принципиальный подход к психологическому исследованию определяется требованиями диалектического метода познания, предполагающего изучение предмета во всех его связях и отношениях. Вся психическая деятельность человека представляет единое целое, все разнообразные проявления психических процессов, состояний, свойств в комплексе характеризуют определенную личность.

Методы изучения должны быть объективными. Это означает, что любое проявление психики следует рассматривать таким, каково оно есть в действительности. Объективное изучение предполагает исследование разнообразных видов деятельности – игры, учебы, труда, так как именно в них наиболее ярко проявляются особенности психики детей.

Методы психологии необходимы для решения практических задач. Например, изучая психическое развитие ребенка с умственной недостаточностью, учитывая основные закономерности его развития, следует разобраться в причинах умственной отсталости и на основе тщательного анализа наметить определенные приемы воспитания и обучения. Другое важное требование, предъявляемое современной психологией к научному исследованию, заключается в следовании принципу генетического (исторического) изучения психических фактов. Сущность его состоит в том, что всякое изучаемое психическое явление рассматривается как процесс, и исследователь, стремясь восстановить все моменты его диалектического развития, изучает психический факт в его конкретной истории. Генетический принцип построения исследования, который получил название метода продольного изучения личности, особенно важен применительно к изучению психики умственно отсталого школьника. С помощью данного метода психическое развитие анализируется не только путем сопоставления характеристик отдельных возрастных этапов развития и соотношения их между собой, но и путем многолетнего систематического изучения личности ребенка в специально организованных условиях его обучения и воспитания.

В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным относят методы наблюдения и эксперимента, к вспомогательным – методы беседы, тестов, анкет, анализа продуктов и процесса деятельности, катамнестический метод.

Рассмотрим содержание некоторых из них. С помощью метода наблюдения исследователь фиксирует разнообразные факты психической деятельности, совершающиеся в повседневной жизни. Наблюдение имеет научную ценность лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием, а объясняет психологическую природу этих фактов. Объяснить же наблюдаемое явление поможет гипотеза, проверка или опровержение которой–суть дальнейших наблюдений. Следует подробнее остановиться на основных требованиях к научным наблюдениям.

1. Наблюдение должно осуществляться в естественных условиях, когда ребенок не знает, что является объектом наблюдения, иначе нарушается главное условие данного метода.

2. Следует дать по возможности исчерпывающее и точное описание поведения ребенка в самых разнообразных ситуациях

(учебной, игровой деятельности, при общении с детьми и взрослыми и т. д.).

3. При наблюдении необходимо избегать субъективных толкований и оценок.

4. Наблюдение требует точного описания факта, а не истолкования его, так как последнее может быть спорным. Прежде чем прийти к окончательным выводам, необходимо проверить свои наблюдения на других детях при других условиях.

5. При объяснении нужно умело пользоваться словами и психологическими терминами, используя лишь те, которые имеют однозначный смысл и точно соответствуют наблюдаемому явлению.

6. Делая выводы и обобщения наблюдений, следует учесть все данные о прошлом развитии ребенка.

Различают наблюдение:

- систематическое (совершается одним наблюдателем за одним объектом через определенный промежуток времени);

- несистематическое (проводится один раз и когда меняется объект наблюдения;

- сплошное (максимальное количество фактов проявления поведения);

- выборочное (отдельные параметры наблюдения)

Достоинства: не требует специальных методов, не наносит вреда испытуемым.

Целостное изучение умственной деятельности и психических особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью требует внимательного анализа причин умственной отсталости, последствий заболеваний, неизбежно отражающихся на психике. Несмотря на широкое распространение метода наблюдения в педагогической практике, он неудобен для психологических исследований. Основной его недостаток–трудоемкость. Факты, собранные методом наблюдения, обычно фиксируются в описательной форме, обобщение и обработка записей оказываются затруднительными из-за невозможности использовать приемы статистической обработки.

Используя только метод наблюдения, исследователь не может повторить тот или иной наблюдаемый факт, а для того чтобы уточнить и вывести определенную закономерность, следует проверить и уточнить впечатления от первого наблюдения. Поэтому для выявления психологических законов применяется самый надежный и достоверный метод–эксперимент. Эксперимент–это специально организованная форма изучения какой-то стороны психического развития. Основные достоинства этого метода заключаются в том, что, в отличие от наблюдения, в эксперименте исследователь сам создает необходимые условия для возникновения изучаемого психического явления. Имея возможность вызывать его искусственно, экспериментатор варьирует, видоизменяет условия, тем самым выявляя значение меняющихся условий для установления закономерных связей, определяющих изучаемый процесс.

Основная задача – сделать внутренний процесс доступным для исследования.

Виды:

1. Лабораторный (протекает в специальных учреждениях, при помощи специальных приборов);

2. Естественный (избегает искусственности получаемых данных);

3. Формирующий (метод исследования психического развитияв условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса);

Особенности:

- исследователь сам вызывает изучаемое им явление;

- экспериментатор может изменять условия, в которых проявляется и протекает данное явление.

Научный эксперимент позволяет широко использовать различную аппаратуру и специальные приборы, при помощи которых можно точно измерить время протекания психических процессов (например, скорость формирования учебного или трудового навыка, особенности зрительных восприятии, быстроту реакций и др.). Как и метод наблюдения, эксперимент требует соблюдения определенных правил.

1. Приступая к эксперименту, необходимо разработать детальный план его проведения, при этом следует учитывать соответствие поставленной задачи с возможностью ее выполнения ребенком.

2. В ходе эксперимента нужно создать благоприятную эмоциональную обстановку, чтобы устранить чувство застенчивости, неловкости и другие побочные факторы, мешающие выявлению того, что будет изучаться.

3. Любой эксперимент требует многократного повторения (с одним и тем же ребенком или группой детей). Необходимо всякий раз учитывать новые условия и особенности детей (их возраст, состояние во время опыта, умение использовать помощь экспериментатора для решения поставленной задачи и др.).

4. Ход эксперимента и его результаты должны найти самое подробное отражение в протоколе, в котором указываются краткие сведения об испытуемом (фамилия, имя, возраст), время проведения эксперимента, подробно описывается все, что происходит при исследовании.

5. При обработке полученных результатов следует использовать методы математической статистики, особенно если данные имеют количественный характер.

Само собой разумеется, что экспериментировать можно только в том случае, если исследователь хорошо знаком с принципами и содержанием психологических методик, владеет специальными знаниями.

Методики психологического изучения умственно отсталых детей подробно описаны в работах Л. В. Занкова, С. Я. Рубинштейн, К П. Кононовой, Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия, С. Д. Забрамной и других авторов, изучавших особенности психики у этой категории детей.

В специальной психологии широко применяется психолого-педагогичес­кий эксперимент, разработанный А Ф. Лазурским (1910 г.). Этот вид эксперимента получил название естественного. Построен он так. Экспериментальному изучению предварительно подвергаются условия, в которых в естественных формах протекает подлежащая изучению деятельность. Затем, когда испытуемые включаются в эти условия, деятельность их изучается без вмешательства экспериментатора. Исходя из научной гипотезы, исследователь подвергает проверке разные варианты естественного эксперимента. Например, в одном классе он применяет элементы программированного обучения, а в параллельном классе такую форму обучения не использует. Таким образом, экспериментатор получает сравнительный материал, позволяющий выбирать наиболее рациональные методы, приемы и средства обучения. Психолого-педагогический эксперимент имеет большое значение для вспомогательной школы. Создавая и выбирая оптимальные пути обучения и воспитания, экспериментатор тем самым способствует коррекции психофизических недостатков у умственно отсталых учащихся.

Разновидностями экспериментального метода являются методы беседы, катамнестический и метод тестов и анкет, которые применяются на разных стадиях исследования.

Так, метод беседы необходим для первичной ориентировки, для уточнения выводов, полученных методом наблюдения. При этом для проведения беседы экспериментатору следует разработать четкую систему вопросов. Опрос желательно проводить в привычных для испытуемого условиях, в спокойной обстановке, в постановке вопросов необходимо избегать подсказки. Для того чтобы сделать какие-то общие выводы, опрос должен охватывать наибольшее число испытуемых.

Беседа бывает трех видов:

1. Свободная беседа (без строгой детализации вопросов);

2. Стандартизированная (четкая последовательность вопросов);

3. Частичностандартизированная.

При использовании беседы часто применяются технические средства: диктофоны, магнитофоны, видео.

В практике вспомогательной школы широкое распространение получил катамнестический метод, заключающийся в сборе и анализе разнообразных сведений о ребенке в течение длительного промежутка времени. При составлении катамнеза особое внимание уделяется причине возникновения умственной отсталости, степени выраженности дефекта, динамике развития ребенка в разных видах деятельности. По окончании школы собираются факты, раскрывающие характер социальных контактов, устойчивость профессиональных умений, а также нравственные основы поведения. Источником катамнестического анализа становятся беседы с воспитанником, его наставниками, письменные характеристики с производства.

Метод тестов является специальной формой эксперимента, он широко применяется в отечественной и зарубежной психологии. Тесты – это короткие стандартизованные задачи, предъявляемые испытуемому для определения степени развития его психических процессов. Термин «тест» (испытание) был введен в психологию в конце прошлого столетия американским ученым Д. Кэттеллом. Практическое значение этот метод приобрел в связи с исследованиями талантливых французских ученых А. Бинэ и Т. Симона, создавших серию тестов для определения умственного развития и одаренности детей разного возраста. Правильное решение градуированных для определенного возраста задач считалось показателем нормального развития для исследуемой возрастной группы. Тесты Бинэ–Симона благодаря простоте техники проведения испытаний очень быстро приобрели популярность среди психологов и педагогов многих стран

Однако увлечение тестами нанесло большой ущерб науке. Тестологи исходили из ошибочных теоретических положений о том, что стадии интеллектуального развития ребенка определяются биологическим созреванием. Пытаясь с помощью тестов отграничить умственные способности от приобретенных знаний и умений, исследователи упускали тот факт, что развитие природных данных возможно только в различных видах деятельности, организуемой взрослыми, и в значительной степени зависит от социальных условий. Оценивая результаты тестового обследования, тестологи не пытались объяснить причины, в результате которых испытуемые не справлялись с заданиями. Определение уровня умственного развития ребенка было нарочито привязано к некоторым количественным показателям. Подобное вычисление «интеллектуального коэффициента» (IQ) позволяло отождествлять детей неуспевающих, ослабленных с умственно отсталыми, в результате чего резко увеличивался контингент учащихся во вспомогательных школах. Тестологический подход к диагностике уровня интеллекта нашел широкое развитие в своеобразной науке о ребенке–педологии, возникшей в начале века в Америке и получившей распространение во многих странах, в том числе и в России.

В последние годы метод тестов вновь стал использоваться в отечественной психологии для выяснения того, насколько те или иные психические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным нормам и стандартам. При помощи тестов психологи стремятся выявить наличие отдельных навыков, умений, выяснить, годен ли человек для выполнения определенной работы. Исследователю необходимо четко разобраться в содержании понятий «тест» и «тестирование», ибо тестирование и до сих пор находит применение в психологических исследованиях зарубежных ученых и представляет завуалированную классовую систему отбора в те или иные учебные заведения.

При тестировании используют стандартизированные вопросы и задания, имеющие определенную шкалу значений.

Основная задача – дифференциация людей для выявления интересов, склонностей, с целью выяснения развития личностных качеств.

Виды:

- профориентационные;

-личностные;

- тесты способностей; - тесты достижений.

Тесты имеют различные нормы: возрастные, социальные, поло-ролевые.

Анкетирование.

Имеет больше преимуществ чем тесты:

1. Человек воспринимает вопросы посредством зрительного анализатора, что обеспечивает лучшее восприятие информации;

2. 2. Возможность группового исследования.

 

Анализ продуктов деятельности – исследуя продукт деятельности человека можно сделать вывод о некоторых психологических характеристиках этого человека.

Виды:

- анализ рисунков, поделок;

- графология;

- контнт-анализ – метод изучения психологических характеристик человека на основании текстовых произведений созданных им.

Как говорил психолог Б. М. Теплов, «нет глупых и умных методов – есть умное и глупое их применение». Таким образом, научное решение любой психологической проблемы предполагает использование объективных методов изучения с целью обеспечения высокого уровня исследований в современной психологии.


В последние годы системный анализ высших психических функ­ций (ВПФ) все чаще используется в психиатрии детского возра­ста и дефектологии при изучении различных вариантов психиче­ского дизонтогенеза: задержки интеллектуального развития, спе­цифических нарушений школьных навыков (дислексии, дисграфии, дискалькулии), речевых нарушений и др. Как известно, эти виды нарушенного психического развития в основном связаны с органическим повреждением головного мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичным недоразвитием мозговых структур, фор­мирующихся постнатально.

По мнению многих отечественных и зарубежных исследовате­лей, нейропсихологические методики целесообразно применять в комплексе клинико-психологического изучения аномальных де­тей, так как полученные таким образом данные позволяют oценить состояние зрительного и слухового восприятия, праксиса, речи, памяти - тех функций, которые обеспечивают возможно­сти овладения элементарными школьными навыками (чтением, письмом, счетом, решением арифметических задач).

Кроме частных нарушений перечисленных выше психических функций трудности обучения детей могут быть обусловлены общими неспецифическими расстройствами мозговой деятельности отражающими дискоординацию корко-подкорковых взаимодействий. При этом в одних случаях на первый план выступают расстройства общей нейродинамики, проявляющиеся в повышенной истощаемости, нарушении темпа и подвижности психических процессов а также работоспособности. При других клинических вариантах психического дизонтогенеза более значимы нарушения произвольности и целенаправленности познавательной деятельности: отсутствие или нестойкость установки (мотивации) на познавательную деятельность, трудности планирования заданной психической операции, нестойкость произвольного внимания и контроля. Как известно, эти стороны сознательной деятельности обеспечиваются прежде всего работой лобных и лобно-подкорковых мозговых систем (А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Е. Д. Хомская и др.).

Таким образом, данные нейропсихологического исследования ребенка с нарушениями развития позволяют уточнить структуру нарушений его познавательной деятельности, что чрезвычайно важно при решении вопросов прогноза и индивидуализации пси­холого-педагогической помощи.

Модификация нейропсихологической методики А. Р. Лурия, адаптированная для исследования детей с явлениями резидуальной церебральной недостаточности, позволяет:

выделить основные критерии качественной оценки состоя­ния высших психических функций;

определить критерии качественно-количественной оценки состояния ВПФ для определения степени их нарушения для воз­можности сравнения результатов повторных исследований одного и того же ребенка в процессе коррекционной работы с ним, а также для сравнения нейропсихологических характеристик детей одного возраста однородных либо разнородных клинических групп.

При качественном анализе состояния ВПФ прежде всего необ­ходимо выделение ведущего фактора, затрудняющего осуществ­ление заданной психологической операции. Такими ведущими факторами могут быть нарушения:

нейродинамические;

высших форм регуляции;

отдельных корковых функций.

Критерий качественно-количественной оценки результатов исследования базируется на степени выраженности качественных показателей нарушений ВПФ.

В зависимости от работоспособности ребенка исследование может проводиться в один, два, реже — в три сеанса продолжитель­ностью около 1 ч. Используется следующая схема обследования:

- предметный гнозис;

- различение ритмических последовательностей;

- пробы Заззо
- воспроизведение позы пальцев;

- пробы Хэда;

- проба «перебор пальцев»;

- проба Озерецкого;

- воспроизведение графического образа;

- воспроизведение ритмических последовательностей;

- складывание фигур из палочек;

- решение задач с кубиками Кооса;

- условные двигательные задачи;

- речевая моторика;

- фонематический слух;

- понимание логико-грамматических конструкций;

- спонтанная речь;

- заучивание 10 слов;

- чтение;

- письмо;

- счетные операции;

- решение задач.

Существует несколько модификаций нейропсихологической методики для обследования детей. Специально для нейропсихологического обследования старших дошкольников методика была адаптирована Т. Н. Волковской (1999). Для обследования млад­ших школьников можно рекомендовать вариант, предложенный И. Ф. Марковской.

Интерпретация данных нейропсихологического исследования осуществляется в результате анализа протокольных записей и вы­черчивания индивидуального «профиля» состояния психических функций.

Оценка потенциальных возможностей ребенка производится на основании следующих показателей:

- тяжесть (интенсивность) и распространенность (экстенсив­ность) нарушений психических функций;

- ведущий фактор, препятствующий выполнению заданий;

- восприимчивость ребенка к помощи, предлагаемой в про­цессе проведения эксперимента.

На первые два вопроса экспериментатор может ответить в ре­зультате изучения так называемого индивидуального «профиля» нейропсихологических характеристик: выявление наиболее типич­ного, часто повторяющегося балла и выделение наиболее страда­ющих функций, обеспечивающих формирование того или иного школьного навыка.

Возможность ответа на третий вопрос изначально предусмотре­на специальной организацией нейропсихологического исследова­ния. Большинство заданий, включенных в исследование, предъяв­ляется в двух вариантах. При первом варианте инструкция не от­личается от применяемой в практике исследования взрослых. При неправильном выполнении то же задание дается в ситуации игры обеспечивающей не только эмоциональную стимуляцию, но и включение речевого и смыслового опосредования действия (например: «Ты командир, а твои пальчики солдаты, командуй - раз, два..» и т.п.)- После подобной организации, как правило, результаты выполнения задания улучшаются, балльная оценка повышается. Этот новый результат вносится в протокол исследования и соответственно отмечается на графике индивидуального профиля. Таким образом, эффективность помощи и, что особенно важно, виды ее становятся важными данными для оценки потенциальных возможностей ребенка.

Опыт работы с предлагаемой модификацией нейропсихологической методики показал, что общим нейродинамическим нару­шениям в виде лабильности и истощаемости соответствует дис­функция лобных систем в звене контроля. Более грубые наруше­ния нейродинамики в виде персевераторности, инертности чаще сочетаются с нарушениями отдельных корковых функций и с обус­ловленной ими вторичной дезорганизацией программирования деятельности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...