Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Народнохозяйственное значение зерновых бобовых культур.




1. Народнохозяйственное значение зерновых бобовых культур.

 

Зерновые бобовые культуры возделывают для получения семян с высоким содержанием белка. Эти культуры по использованию делятся на пищевые, кормовые, технические и универсальные.

Фасоль и чечевица отличаются высокими вкусовыми и кулинарными качествами, применяются только в пищу человека.

Чин у, нут, кормовые бобы, люпин белый и желтый используют главным образом в комбикормовой промышленности, хотя в некоторых странах семена нута и люпина белого употребляют в пищу.

Соя до недавнего времени была более известна как техническая масличная культура. В последнее время она наиболее используется как кормовая и пищевая культура, не теряя значения масличного сырья. По универсальности использования соя не имеет себе равных среди полевых растений.

Горох также отличается универсальным использованием; его широко применяют в пищу человека и на корм животным.

По зоотехническим нормам в 1 кормовой единице должно содержаться 100—115 г переваримого белка, фактически же содержится 96 г, или 83—87% нормы. Дефицит белка вызывает перерасход кормов на единицу животноводческой продукции на 20—30% и служит одним из главных препятствий для дальнейшего повышения продуктивности животных.

В решении проблемы растительного белка весьма важная, если не решающая, роль принадлежит бобовым культурам. Дело в том, что зерновые бобовые не только сами обладают высокой кормовой ценностью, но и улучшают использование животными кормов других низкобелковых культур.

Промышленно-сырьевое значение зерновых бобовых культур состоит в том, что семена их используют для приготовления круп и муки, кондитерских изделий, консервов, пищевых и кормовых концентратов. Из недозрелых семян и плодов многих бобовых изготовляют овощные консервы. Масло из семян сои имеет пищевое и техническое значение, а фермент уреазу, как и белок фасоли, применяют в медицине. Семена некоторых зерновых бобовых (сои, чины) служат сырьем для получения казеина, клея и пластмасс.

 Агротехническое значение бобовых состоит в том, что они, обеспечивая большой сбор растительного белка, меньше истощают почву азотом, чем другие небобовые культуры. Весь симбиотически фиксированный азот воздуха отчуждается с урожаем зерновых бобовых, но с их органическими остатками в поле остается больше азота, чем с органическими остатками небобовых культур. Поэтому как предшественник они обеспечивают больший урожай последующей культуры, чем злаковые предшественники. При благоприятных условиях симбиоза — рН 6—7, достаточной обеспеченности фосфором, калием, магнием, бором, молибденом, наличии специфичных вирулентных активных штаммов клубеньковых бактерий, оптимальной влажности почвы — горох посевной может усвоить до 150 кг/га, бобы кормовые и соя — до 250, люпин белый — до 300 кг/га азота воздуха, при этом урожайность семян составляет 30—40 ц/га и более.

2. Ботанические и биологические особенности зерновых бобовых культур.

 

Ботаническое описание.

Лист. По строению листьев зерновые бобовые делят на три группы:

1. растения с перистыми листьями - горох, чечевица, чина, нут, бобы,

2. растения с тройчатыми листьями- фасоль, соя

3. растения с пальчатыми листьями - люпин.

Эти группы растений отличаются по характеру начального роста, а в связи с этим и по особенностям агротехники. Растения первой группы прорастают за счет эпикотеля и поэтому не выносят на поверхность семядолей. Они допускают более глубокую заделку семян и боронование до появления всходов и после.

Растения второй и третьей групп растут вначале благодаря растяжению подсемядольного колена (гипокотиль) и выносят на поверхность почвы семядоли. Они требуют относительно более мелкой заделки семян, их нельзя бороновать до всходов.

Корневая система зерновых бобовых имеет главный стержневой корень, проникающий до 1—2 м, и многочисленные боковые корни второго, третьего и последующих порядков, размещенные в основном в пахотном слое почвы. На черноземах и некоторых других типах почв 70—75% корневой системы размещается в пахотном слое почвы, на дерново-подзолистых почвах доля корней в этом слое составляет 85—95%, а на почвах с мощным подзолистым слоем все 100% корней размещены в пахотном слое. Оптимальная объемная масса почвы для нормального развития корневой системы составляет 1—1, 3 г/см3.

 

Всходы зерновых бобовых культур

1. тройчатые листья, 2 — люпин (пальчатые листья), 3 — (перистые листья).

 

Эти особенности развития корневой системы на разных типах почв определяют дифференциацию технологических приемов (обработку почвы, систему удобрений, орошение).

Стебель у зерновых бобовых имеет различное строение.

У сои, люпина, бобов, нута, кустовых форм фасоли стебли сохраняют вертикальное положение в течение всей вегетации.

У гороха, вики, чечевицы, чины и некоторых форм фасоли стебли полегающие. Верхушечные листочки перистых листьев редуцированы в усики, с помощью которых растения цепляются друг за друга, до полного налива семян стебли поддерживаются в вертикальном положении. К созреванию стебли полегают.

Плод — боб различной величины и формы. Раскрывается он двумя створками и содержит несколько семян. После созревания у большинства растений бобы растрескиваются по продольным швам, створки боба скручиваются и семена разбрасываются. У нута и некоторых видов и сортов люпина бобы не растрескиваются. Селекционерам удалось создать сорта фасоли, сои и чины со слабой растрескиваемостью бобов.

Семена имеют разнообразную форму, величину и окраску. Семя состоит из семенной оболочки и зародыша. На месте прикрепления семени к плоду сохраняется семенной рубчик, а у фасоли — бугорки халазы и микропиле. Зародыш состоит из двух мясистых семядолей и заключенных между ними зародышевого корешка и почечки, из которой формируется надземная часть растения. Семядоля представляет собой зародышевые листья, в них откладываются запасные питательные вещества, используемые растением при прорастании.

 

Фазы роста. У зерновых бобовых отмечают следующие фазы роста:

 1) прорастание; 2) всходы; 3) ветвление стебля; 4) бутонизация; 5) цветение; 6) образование бобов; 7) созревание; 8) полная спелость.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...