Геомагнитный полюс – теоретически рассчитанная точка пересечения магнитной оси с поверхностью Земли.
![]()
Магнитным склонением (±∆м) называется угол, заключенный между северным направлением истинного и магнитного меридианов и образуется из-за несовпадения истинного (географического) полюса и магнитного. Если магнитный меридиан отклонен к востоку от истинного меридиана, то склонение имеет знак (+Δм).
Если магнитный меридиан отклонен к западу от истинного меридиана, то склонениеимеет знак (-Δм).
Линии, соединяющие точки с одинаковым магнитным склонением, называются изогонами. Они наносятся на полетную карту прерывистыми линиями фиолетового цвета. Магнитные аномалии – это местное искажение магнитного поля земли, в результате чего магнитное склонение изменяется в больших пределах (от0° до 180°). Магнитные аномалии действуют на стрелку компаса до высоты 3000 – 4000м. Выше поле выравнивается. Магнитосфера – это пространство, где магнитное поле Земли не обнаруживается. Оно равно ≈ 5 – 6 земным радиусам на освещенной Солнцем поверхности Земли и около 30 –40 земным радиусам на неосвещенной поверхности Земли из-за воздействия на магнитное поле околоземного пространства заряженных солнечных частиц (солнечный ветер). Курсы самолета и зависимость между ними. Курсом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана и продольной осью самолета. Курс измеряется от северного направления меридиана до продольной оси самолета от 0° до 360° по часовой стрелке.
По использовании магнитного компаса в самолетовождении используются три меридиана: истинный, магнитный, компасный. Компасный меридиан – это меридиан, в направлении которого устанавливается магнитная стрелка компаса, установленного на самолете. В зависимости от какого меридиана ведется отсчет, курс самолета может быть истинным (ИК), магнитным (МК), компасным (КК).
Истинный курс (ИК) – это угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана и продольной осью самолета. Магнитный курс (МК) – это угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и продольной осью самолета. Компасный курс (КК) – это угол, заключенный между северным направлением компасного меридиана и продольной осью самолета. Все курсы отсчитываются по от 0° до 360° по часовой стрелке. Девиация ∆к –это угол, заключенный между северным направлением магнитного и компасного меридианов и считается положительной, если компасный меридиан расположен правее магнитного (+ ∆к). Если компасный меридиан расположен левее магнитного меридиана, девиация имеет знак минус (- ∆к). Девиация возникает из - за того, что на стрелку компаса кроме магнитного поля земли действует магнитное поле самолета (вертолета) и отклоняет магнитную стрелку компаса на величину девиации (± ∆к). ± ∆к = МК - КК
Вариация ∆ - это угол, заключенный между северным направлением истинного и компасного меридианов Вариация считается положительной (+∆ ), если компасный меридиан расположен к востоку от истинного меридиана. Вариация считается отрицательной (- ∆), если компасный меридиан расположен левее истинного меридиана. (±∆) = ИК-КК. (±∆).=.(±∆м) +(±∆к).
На практике приходится переводить курсы из истинных в магнитные, компасные и наоборот. Перевод курсов выполняется по формулам и графически 1. ИК = МК + (±∆м) 2. ИК = КК + (±∆к) + (±∆м). 3. ИК = КК + (±∆). 4. МК = КК + (±∆к). 5. МК = ИК -(±∆м). 6. КК = ИК -(±∆м ) - (±∆к) 7. КК = МК - (±∆к). 8. КК = ИК - (±∆). Перевод курсов
Задача Решение ИК = 120° МК = ИК – (± ∆ м) = 120° – (+12°) = 108° ∆м = +12° КК = МК - (± ∆к) = 108° – (-8°) = 116° ∆к = - 8° ∆ = ИК – КК = 120° – 116° = +4° МК=? КК=?∆ =?
Правило ввода поправок Если по приборным величинам находятся истинные величины, поправки берутся со своим знаком. Если по истинным величинам находятся приборные величины, поправки берутся с обратным знаком. Для графического решения задач необходимо начертить заданный меридиан и линию курса, отложить ∆, ∆м, ∆к и провести соответствующие меридианы. Затем с помощью транспортира отсчитать искомые величины.
Магнитный компас служит для определения и индикации компасного курса самолета.
Компасы делятся на совмещенные и не совмещенные (дистанционные). Совмещенный магнитный компас – это когда датчик и указатель находятся в одном корпусе, шкала отсчета совмещена с магнитной системой (картушкой). Дистанционными называются такие компасы, в которых показания датчика передаются на указатель, установленный отдельно от магнитной системы. На вертолете Ми–2 установлены совмещенный компас КИ-13 и дистанционный компас ГИК-1. На самолете ЯК-52 установлены магнитный компас КИ-13 и курсовая система ГМК-1А.
Магнитный компас КИ-13 состоит из: 1. Корпуса. 2. Магнитной системы (картушки). 3. Колонки с подпятником. 4. Курсовой черты. 5. Компенсационной (уводящей) камеры. 6. Девиационного прибора. Шкала компаса совмещена с магнитной системой (картушкой) и отградуирована от 0º до 360º, оцифровка через каждые 30º, цена одного деления шкалы 5º. Корпус герметичен, в корпус залита жидкость (лигроин) для плавности хода магнитной системы и гашения колебаний. Магнитная система (картушка) состоит из двух постоянных магнитов, шкалы, поплавка, шпильки. Картушка свободно вращается в жидкости. Курсовая черта служит для отсчета курса.
Для компенсации уровня жидкости при изменении температуры в компасе имеется уводящая (компенсационная) камера. Девиационный прибор служит для уменьшения полукруговой девиации, а четвертная (остаточная) девиация заносится в график и учитывается при расчете МК. Состоит из двух продольных и двух поперечных валиков (постоянных магнитов). ТТД КИ – 13 1. Инструментальная шкаловая погрешность не более ±1º; 2. Угол застоя картушки без постукивания ±1º; 3. Собственная девиация на курсах 0º – 90º - 180º – 270º ±2,5º; 4. Угол увлечения картушки жидкостью при угловой скорости 18º/сек в диапазоне температур от + 20º до + 50º не более 10º; а при температуре - 60º не более 35º; 5. Время полного успокоения картушки не более 17 сек; 6.Допустимая величина продольных и боковых кренов, при которых компас работает нормально 17º, 7. Вес компаса 150гр. Ошибки магнитных компасов: 1. Застой картушки; 2. 2. Увлечение картушки жидкостью (до 2 х минут); 3. Девиация ∆к; 4. Креновая девиация – разность показаний компаса при крене и горизонтальном полете; 5. Поворотная девиация; 6. Установочная ошибка – алгебраическая сумма девиаций ∆к на курсах 0º -90º -180º -270º, разделенная\ на 4. ∆к установочная = (∆к 180º + ∆к 270)º / 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|