Социально-конструктивистская методология в научном познании.
С позиций конструктивизма, социальный мир – это социальная история, социальная практика, социальные структуры, социальные сферы, обусловливающие повседневные размышления и взаимодействия; и все это должно быть стержнем психологических исследований. Достоинства социально-конструктивистской метапарадигмы: исследование активности субъекта по конструированию собственного и окружающего мира, акцентация на интерпретационных процессах. Основные ограничения: интерпретационизм, абсолютизация возможностей социального конструирования, игнорирование вопроса соотношения конструируемого и реального бытия. Ф. Хейдер обосновал неизбежность обращения к самому исследуемому как источнику психологических данных, разработав известную теперь теорию «человека как наивного ученого». Поскольку испытуемый для своего самоотчета получал в сущности упорядоченный набор знаков, или символов, подлежащих интерпретации в аспекте их объективности, вновь встала проблема адекватности текстовой интерпретации. Поиск ее решения привел к тому, что в психологии сформировался социально-конструктивистский подход, определяющий в качестве предмета психологического знания текст, а изучаемую реальность – как текстовую, или символическую. Текстовый, или символический, характер исследуемой реальности потребовал разработки качественно иных исследовательских методологий. Анализируя социально-психологическую специфику социально-конструктивитского подхода наиболее продуктивно обращение к работам одного из его основоположников Кеннета Гергена, выделяющего следующие основоположения: 1. Понятия, посредством которых мы описываем мир и самих себя не являются предписываемыми обусловливающими их объектами.
2. Понятия и формы, посредством которых мы достигаем понимания мира и самих себя, являются социальными артефактами, продуктами исторически и культурно определяемых взаимообменов между людьми. 3. Степень, в которой данное описание мира или самих себя поддерживается во времени не зависимо от объективной валидности описаний, а от изменений социальных процессов. 4. Язык порождает свои значения в человеческих отношениях способами, посредством которых он функционирует в паттернах отношений. 5. Оценка существующих форм дискурса заключается в оценке паттернов культурной жизни; такие оценки предоставляют голос другим культурным анклавам. Подводя итоги, мы можем сказать, что присущая социологии традиционная позиция, согласно которой социальные и в том числе коммуникативные процессы недоступны точному описанию, опровергается благодаря социальному конструктивизму. ПОНЯТИЕ ТЕОРИИ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ ФУНКЦИИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕОРИЙ В широком смысле теория обозначает любую концептуальную репрезентацию или объяснение феномена. По другому определению теория - внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности. Существенные особенности теорий состоят в следующем: 1. теории – это всегда абстракции. Они лишь частично объясняют определенные вопросы, фокусируясь на одних аспектах проблемы и опуская другие; 2. все теории создаются людьми, а значит, это способ видения действительности наблюдателем, но не сама действительность. Функции теории Функция организации и обобщения знаний. Многообразие данных о мире обусловливает необходимость их систематизации, организации, установления связей между событиями и фактами, объяснения происходящего. Один из возможных путей подобного рода организации представляет собою теория.
Функция фокусирования позволяет сосредоточить внимание на значимых переменных и взаимоотношениях между ними подобно географической карте, ориентирующей на местности, позволяющей более точно отыскать цели, выбрать ту “местность” науки, которую в данном случае дает теория. Функция прояснения наблюдаемого помогает исследователю разобраться в анализируемых проблемах и в этом смысле психологические теории представляют собою своеобразный путеводитель для интерпретации, объяснения и понимания сложности человеческих взаимоотношений. Функция организации наблюдения дает возможность не только сориентироваться в том, что следует наблюдать при изучении интересующего нас явления, но и делать это. Функция предсказания. Предсказательные возможности теории особенно значимы в прикладных науках и конкретных областях. Вместе с тем предсказательные возможности теории объективно ограничены. В психологии они ограничены в силу целого спектра ситуативных и личностных детерминант человеческого поведения, которые зачастую не осознаются и самим субъектом. Эвристическая функция в теории обладает высоким потенциалом генерирования исследований, являя собой своеобразное руководство в том или ином направлении исследований, в аспектах, требующих уточнения и развития, и тем самым в совершении открытий, столь необходимых для обогащения знаний. Коммуникативная функция позволяет исследователю сделать теорию достоянием других ученых, создает дополнительные возможности для развития и самой теории и исследователя. Через коммуникацию различных теоретических моделей исследуемого феномена становится возможным изучение, сравнение данных, дальнейшее углубление познания. Функция контроля связана с ценностными ориентирами исследователя в этической сфере определенного теоретического подхода. Такие функции часто обозначаются как нормативные, т.к. придерживаются определенных норм исполнения. Однако большинство остаются на чисто описательном уровне. Генеративная функция - способность изменять руководящие основоположения культуры, ставить фундаментальные вопросы рассмотрения современной социальной жизни, ускорения пересмотра того, что имеется, и на этой основе генерировать новые альтернативы социальных действий.
Согласно другому подходу, основные функции теории в научном познании – это объяснение и предсказание явлений и событий. Производная функция - теоретическое обобщение фактов и явлений. В этой связи следует различать разные типы научных обобщений. Эмпирическое обобщение - объединение предметов и явлений по эмпирическим, наблюдаемым или измеряемым основаниям. Теоретическое обобщение - объединение предметов и явлений с позиций единого способа объяснения их структурных, функциональных или генетических особенностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|