Соотношение количественных и качественных методов исследования
Ряд исследователей рассматривает количество и качество как К количественным относятся методы, для которых основными являются процедуры измерения, категоризации и кодирования. Для качественных методов характерно представление информации в виде описаний, значений. Три полюса возможных решений: 1) количественные измерения - единственно научные, т.к. только при их наличии возможно оперирование «объективными» данными по аналогии с естественными науками (позитивизм); 2) количественные измерения не возможны по отношению к психологической феноменологии в принципе, т.к. психика не измеряема, а измеряемы лишь ее косвенные проявления в виде поведенческих реакций(социальный конструктивизм); 3) возможно нахождение компромисса, позволяющего использовать продуктивные возможности как количественных, так и качественных данных(методологическая триангуляция). Требование надежности исследовательских результатов при применении количественных методов сводит на нет изучение необычных или исключительных человеческих переживаний, в то время как поиск генерализуемых правил приводит к созданию нормативных методов. Наши переживания всегда фильтруются интерпретативными схемами. Т.к. эта фильтрация неизбежна, то становится невозможным и получение точных количественных показателей реальности как таковой в силу недоступности к ней соответствующими количественными методами. Качественное исследование часто ассоциируется с субъективизацией, гуманитаризацией, в то время как количественное исследование – с «научностью», правда, в естественнонаучном контексте.
Качественные исследования обычно рассматриваются в контексте их противопоставления количественным методам. Количественные методы признают существование объективной реальности как независимой от исследователя, а качественные методы рассматривают реальность как субъективную и социально конструируемую. Позитивистский подход (количественные методы) с его направленностью на нахождение статистической регулярности поведения ориентирован на выявление и измерение изучаемого поведения. В противоположность этому, интерпретативный подход (качественные методы) направлен на понимание социального мира с точки зрения действующего в нем, ориентирован на детальное описание познавательных и символических действий, точнее значений, ассоциируемых с наблюдаемым поведением. В объективистской логике, стремятся к обособлению субъекта от исследуемого объекта в целях постижения объективной законов реальности. Субъективистски ориентированные исследователи, наоборот, стремятся поместить субъекта в контекст ситуации для их более углубленного понимания. Таким образом, отношения между субъектом и объектом становятся индикатором предпочитаемых онтологоэпистемологических оснований. Недостатки количественного метода: при использовании количественных методов человек исследуется вне социального контекста, без всех присущих ему связей с другими людьми; исследуемое поведение отличается от естественного, так как действия испытуемого строго ограничены и даже заранее обусловлены, и он не может планировать и реализовывать поведение как это происходит в Различия между количественными и качественными исследованиями заключаются в том, что первые являются позитивистскими, ограничивающими, не способными схватывать перспективу субъекта, абстрактными и основанными на безжизненных описаниях. Качественные исследования проявляют тенденцию к ненаучности и основываются на не строгой методологии.
Количественные методы наиболее продуктивны по отношению к изучению биологической природы человека, т.к. на этом уровне наличествует возможность точных измерений, в значительно меньшей степени они применимы к символической сущности и совсем не применимы по отношению к рефлексивной сущности. Основной проблемой качественных методов является их субъективность. Феномен человека не может полностью контролироваться или быть изолированным в стерильном окружении как это предполагается в экспериментальном исследовании. Исключая качественные методы, исследователи, занимающиеся изучением социальной сущности человека и его окружения, могут упускать многие феномены, которые проявляются и могут быть поняты только в контексте обстоятельств. В то же время, исключая причинные взаимосвязи между переменными, устанавливаемые посредством количественных методов, а также квантификацию и анализ этих переменных для определения статистической вероятности мы можем столкнуться с отсутствием какого-либо осязаемого результата вообще. Не полагаясь на количественную определенность, то лишаемся возможности какого-либо общего сравнения, как исследуемых феноменов, так и изучаемых характеристик людей в рамках как конкретного сообщества, так и человечества в целом. Различия между количественными и качественными методами могут быть использованы для развития исследований и получения более глубоких представлений о сути изучаемых феноменов. Количественная организация исследования стремится к преодолению субъективных предубеждений, для того чтобы факты могли быть поняты объективно, качественный подход стремится к пониманию сути феномена с позиции понимания переживаний человека, описываемых значимыми данными. Количественное исследование стремится к идентификации и обособлению определенных переменных в контексте исследования (поиск корреляций, взаимоотношений, причинности), в то время как качественные исследования фокусируются на холистическом взгляде на то, что должно исследоваться (через анализ документов, историю случая, наблюдение и интервью)
Количественные данные собираются в контролируемых условиях, следуя принципу вероятности того, что исследуемая переменная может описывать идентифицируемые взаимоотношения, в то время как качественные данные собираются в контексте естественных условий. Способы комбинирования количественных и качественных методов: 1. Триангуляция (комбинирование), предполагающая проверку согласованности данных, полученных посредством различных вариаций качественных и количественных методов. 2. Взаимодополнение, предполагающее прояснение и иллюстрацию результатов, полученных методами одного класса, методами другого класса. 3. Развитие результатов, полученных методами одного класса, методами другого класса. 4. Инициация новых исследовательских вопросов или изменение результатов, полученных методами одного класса, методами другого класса. 5. Экспансия, предоставляющая обогащение и детализацию исследуемого явления использованием специфических качеств методов разных классов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|