Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследовательский цикл в психологическом познании.




Психологическое исследование любого явления, которое имеет психологическое содержание, должно представлять собой завершенный цикл. Завершенность цикла исследования предопределяет целостность познания его предмета. Общая методика психологического исследования выступает последовательной реализацией исследователем познавательных и преобразующих действий по своему предмету, который на первых этапах исследования имеет неструктурированный (или недостаточно структурированный) вид.

Итак, первый этап исследования - выбор предмета исследования и первичный анализ его сущности. На данном этапе исследователь взаимодействует с объективной реальностью как таковой, которая для того, чтобы стать предметом исследования должна быть в чем-то неизвестной (не быть очевидной данностью) и должна быть доступной для познания. Таким образом, основными ступенями познавательной деятельности на этом этапе для исследователя будут:

1) обобщение объективного опыта науки в познании тех характеристик и особенностей реальности (действительности), которые выделяются в предмет исследования;

2) первичное определение сущности предмета исследования относительно его сущностных, формально-логических, качественные ли других признаков;

3) определение целей исследования, а также выбор типа исследовательских действий: чисто теоретических, эмпирических, прикладных, синтезированных и пр., Которые исследователь намерен осуществить в отношении предмета исследования.

Критерием завершенности данного этапа является мера положительного содержательного соотношения: а) сущности предмета исследования, представленной в рабочем определении предмета, и б) масштаба познавательных действий, направленных на достижение целей исследования. На этом этапе можно увидеть и предотвратить неэффективные и неадекватные исследовательские действия во время исследования.

Второй этап - теоретическое исследование или теоретизация предмета. На данном этапе предмет исследования рассматривается как самостоятельное, целостное и многомерное явление, находящееся в постоянных отношениях с другими явлениями (взаимодействует с ними, влияет на них, а также испытывает влияние с их стороны).

Познавательные действия исследователя на данном этапе обусловлены: а) выбором методологической основы теоретизации б) методами теоретического исследования, которые используются при этом. Методологической основой теоретизации выбирается тот или иной способ философствования, который является адекватным предмету теоретизации. Так, психолог может использовать феноменологический, онтологический, диалектический, метафизический или другие способы теоретического познания явлений мира.

В психологическом исследовании способ собственно философского познания получает чисто психологические признаки и в результате возникает как синтезированный метод теоретизации психологических явлений. Методологии психологического исследования в каждом из случаев выступят: феноменология существования человека, или онтологически ориентированная философия человека, или диалектика человеческой жизни и пр. Исследователь, выбирая тот или иной способ теоретизации, выходит из предварительного определения сущности предмета и необходимости его полного, целостное познания, что, безусловно, зависит от того, какие методы и средства при этом используются.

Существенным моментом данного этапа является выбор исследователем методов теоретического исследования, обеспечивающих полный набор (цикл) познавательных теоретических "манипуляций" с содержанием исследуемых признаков предмета. Это такие методы, как "моделирование", "содержательная реконструкция", "типологический метод" и др. Критерием выбора того или иного метода теоретизации является прежде всего определенная исследователем методологическая основа исследования, которая предусматривает организацию конкретного цикла теоретических действий (например феноменологических - "логика спонтанности и смысла", "логика чистой и реальной сознания"; онтологических - "онтологическое круг", "абрис онтологии" и т.д.) и приводит их исследовательскую специфику.

Теоретизация предмета дает возможность не только определить его сущность, но и построить модель исследования в целом. Так, исследователь имеет возможность выработать стратегию: а) познавательных б) преобразующих действий относительно предмета своего исследования. Познавательный цикл составляют действия исследователя, направленные на выяснение сущности предмета исследования. Поэтому теоретическое исследование предмета обязательно дополняется собственно эмпирическим исследованием и анализом результатов проведенных познавательных действий.

Итак, теоретизация предмета исследования открывает возможность содержательного прогноза исследования в целом, то есть дает возможность:

1) определить "функциональный порог" теоретического познания предмета и условия организации эмпирического его исследования;

2) выяснить "диалектику сущности" предмета относительно его содержательной структуры:

психологическая суть психологическое свойство психологическая характеристика психологическая признак

эмпирический критерий (под эмпирическим понимают действительный, реальный, подлежащий непосредственном или опосредованном восприятию)

3) определить специфику эмпирического исследования о природе и сущности психологического явления, отраженного в предмете;

4) выяснить качественное своеобразие методов эмпирического исследования, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей познания, и методов анализа и толкования явлений, познаются;

5) осуществить прогноз преобразующих действий относительно предмета исследования после завершения познавательного цикла.

Таким образом, второй этап психологического исследования выступает как теоретизация предмета познания, и построение теоретической модели исследования в целом.

Третий этап - эмпирическое исследование сущности предмета, построение эмпирической модели исследования, организация и проведение исследования. На данном этапе исследователь взаимодействует с предметом, сущность, логическая и формальная структура которого теоретически выяснены, поэтому познавательные действия его будут направлены на психологические признаки сущности предмета; целью этих действий будет определение эмпирических критериев выделенных признаков.

Основными действиями исследователя на данном этапе станут:

1) определение психологических характеристик, признаков и эмпирических критериев, которые в своей совокупности проявляют сущность предмета исследования;

2) выбор или построение адекватных приемов и методов эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, тестовые и проективные методы, биографический метод, беседа и т.п.); а также - выбор процедуры исследования, которая является наиболее родственной с сущностью предмета (лонгитюдное исследование или исследование срезов, генетико-моделирующий или формирующий эксперимент и др.);

3) собственно исследования, предполагает детальную организацию ситуации исследования, процедурных компонентов и комплекса условий, которые обеспечат эффективное прохождение участниками исследования всех предусмотренных процедур, а также полную фиксацию данных о ходе и результатах исследования.

Четвертый этап психологического исследования - анализ, интерпретация и толкование содержательных и формально-логических данных, полученных исследователем во время теоретико-познавательной и эмпирической взаимодействия с предметом своего исследования. Это очень ответственный этап, поскольку на нем сказывается исследовательский эффект предыдущих познавательных действий и исследования в целом.

Для того, чтобы взаимодействие исследователя с сущностью предмета исследования была как можно более эффективной, необходимо иметь в исследовательском арсенале набор методов анализа, интерпретации и толкования эмпирических данных, родственных по содержанию сущности изучаемого явления.

В то же время методы теоретизации и эмпирического исследования, выбраны и использованы на предыдущих этапах, снова будут использоваться, но в их "обратной диалектике". Так, реконструкция сущности предмета, в противовес модели теоретизации, будет происходить в такой последовательности: эмпирический критерий, психологическая признак, психологическая характеристика, психологическое свойство, психологическая сущность.

Если в исследовании использовался типологический метод, то на данном этапе его использование входит в свою завершающую фазу, а выделенные типы и основы типизации получают свое практическое подтверждение. Построенная ранее теоретическая модель предмета исследования будет выступать основой анализа закономерностей существенных переходов между критериями, признаками, характеристиками, свойствами и сущностью изучаемого явления.

Наряду с этим используются специальные психологические методы, обеспечивающие анализ и интерпретацию эмпирических данных исследования. Это такие методы, как контент-анализ (для обобщения содержательной информации), матричные модели (для обобщения информации смешанного типа: "содержание + количественные данные). Достаточно часто используются математические методы: корреляционный, факторный, регрессионный и другие виды анализа (для обобщения информации преимущественно количественного характера и подтверждения наличия закономерных связей между теми или иными явлениями).

Методы толкования избираются исследователем в зависимости от того, на какой методологической основе и с помощью каких методов теоретизации выполнялось исследование. Так, если использовались онтологически ориентированные методы теоретизации, то средствами толкования должны избираться соответствующие по содержанию методы: "онтологическое моделирование", "герменевтический круг", "трансцендирования сущности" и др. Если методологической основой исследования была выбрана феноменология существования человека, то методы толкования будут воспроизводить феноменологические закономерности: «реконструкция логики спонтанности», «реконструкция логики смысла» и др. В случая построения метафизической или диалектической модели сущности психологического явления, используются адекватные по содержанию методы толкования и т.д.

Наконец, пятый этап психологического исследования - содержательная презентация результатов и выводов системы познавательных действий, объединенных исследовательским циклом. Объектом исследовательской деятельности психолога на этом этапе является само исследование как организованный процесс психологического познания конкретного явления. Основой исследовательской деятельности психолога станет "рефлексия-над-процессом познания", которая реализуется в ходе исследования и проявляется в достигнутых результатах.

На данном этапе исследователь не только подает результаты и выводы своего исследования, выбирая для этого наиболее информативный способ и форму: графическое моделирования (графики, диаграммы, структурное изображение), схематическое моделирование (схемы-модели, которые представляют не только содержательную иерархию изучаемых явлений, их характеристик, признаков и т.п.), но и моделируют закономерные взаимно-переходы и взаимовлияние между ними), иллюстративное отображение исследовательских материалов и др. Исследователь также оценивает проведено исследование с такими его смысловыми характеристиками: а) целостность, б) завершенность, в) самостоятельность, г) самодостаточность, д) перспективность.

Завершение познавательного цикла действий относительно предмета исследования открывает психологу возможность планирования и организации преобразующих воздействий на психологические явления, представленные изучаемым предметом. Так начинается цикл преобразующих действий психолога, основным содержанием которых становится осуществление формирующих, сменяющих, развивающих и других воздействий на сущность явлений, во взаимодействие с которыми психолог имеет профессиональный намерении вступить.

Именно пятый этап исследования, как завершающий, предусматривает возможность предварительного планирования и прогноза преобразующих воздействий психолога относительно предмета исследования в следующем цикле взаимодействий.

Представленный цикл воспроизводит общую методику психологического исследования. Каждый из этапов и подциклов исследования реализуется по методике конкретного типа научного психологического исследования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...